Условные подкрепления

Презентируемый при оперантном подкреплении стимул может быть соединен с другим стимулом, представлен­ным в респондентном обусловливании. В гл. 4 мы рас­смотрели условия приобретения способности вызывать реакцию; здесь остановимся на феномене подкрепления. Хотя подкрепление имеет другую стимульную функцию, процесс, возникающий при сочетании стимулов, пред­ставляется таким же. Если голодному животному часто предъявлять пищу на подносе, то пустой поднос вызы­вает выделение слюны. В определенной степени пустой поднос также будет подкреплять оперант.

Можно еще проще продемонстрировать условное под­крепление на примере стимулов, которые легче контро­лировать. Если каждый раз, давая пищу голодному го­лубю, мы будем включать свет, то свет постепенно ста­нет условным подкреплением. Он может использоваться для обусловливания операнта так же, как используется пища. Нам уже кое-что известно о том, как свет приоб­ретает это свойство: чем чаще свет сочетается с пищей, тем большую силу как подкрепление он приобретает; нельзя предъявлять пищу вслед за светом через боль­шие промежутки времени; сила подкрепления быстро утрачивается, когда пища не предъявляется. Все это вы­текает из наших знаний о стимульном обусловливании. Условные подкрепления часто являются продуктом естественных контингентов. Обычно пища или вода получаются только после того, как организм выполнил предшествующее» поведение — после того, как он воздействовал на среду, чтобы создать возможность для того, чтобы поесть и попить. Поэтому стимулы, порожденные этим «предшествующим» поведением, становятся подкреплениями. Таким "образом, прежде чем мы смо­жем успешно перенести пищу с тарелки к себе в рот, необходимо приблизиться к тарелке, и любое поведение, которое приближает нас к тарелке, автоматически под­крепляется. Следовательно, поддерживается сила «пред­шествующего» поведения. Это имеет большое значение, поскольку только незначительная часть поведения сразу подкрепляется пищей, водой, сексуальным контактом или другими событиями биологической важности. Хотя характерной особенностью человеческого поведения яв­ляется то, что важные подкрепления могут быть эффек­тивными при отсрочке на большие промежутки времени, это объясняется, по-видимому, тем, что промежуточные события становятся условными подкреплениями. Когда человек в октябре укрепляет на окнах своего дома вто­рые рамы, потому что в результате аналогичного пове­дения в октябре прошлого года в январе в доме было тепло, нам необходимо определить, как заполняется промежуток между поведением в октябре и его эффектом в январе. Среди условных подкреплений, ответст­венных за силу этого поведения, есть определенные вер­бальные последствия, исходящие от самого человека или его соседей. Иногда бывает важно оставить ряд со­бытий между действием и конечным важным подкрепле­нием для того, чтобы осуществлять контроль за поведе­нием в практических целях. В сфере образования, про­мышленности, психотерапии и др. мы сталкиваемся с различными методиками, разработанными для создания соответствующих условных подкреплений. Обеспечение непосредственных эффективных последствий тогда, когда конечные последствия отсрочены, должно «улуч­шать мораль», «усиливать интерес», «предотвращать по­явление чувства неуверенности» или корректировать условия низкой оперантной силы, которые мы называем «abulia», и т. д. Конкретизируя это положение, можно сказать, что оно побуждает студентов учиться, лиц, на­нятых на работу, приходить в учреждения, больных принимать посильное участие в общественной жизни и т. д.

Обобщенные подкрепления. Условное подкрепление обобщается (is generalized), когда оно со­четается более чем с одним первичным подкреплением. Генерализованное подкрепление оказывается полезным потому, что состояние организма в данный момент не­обязательно является значимым. Оперантная сила, гене­рализованная посредством только одного подкрепления, наблюдается при создании соответствующего условия депривации: когда мы подкрепляем пищей, мы полу­чаем возможность управлять голодным животным. Но если условное подкрепление сочетается с подкрепления­ми, соответствующими многим условиям, тогда по край­ней мере одно из них, соответствующее состоянию де­привации, должно будет оказать влияние на последую­щую ситуацию. Поэтому реакция должна будет про­изойти. Например, когда мы подкрепляем деньгами, организуемое нами управление относительно независи­мо от кратковременных депривации. Создается один вид обобщенного подкрепления, потому что многие первич­ные подкрепления получаются только после предъявлен­ных преобразований физической среды.

В различных ситуациях одна форма «предшествую­щего» поведения может вести за собой различные виды подкреплений. Непосредственная стимуляция на осно­ве такого поведения становится обобщенным подкреп­лением. Мы автоматически получаем подкрепление, не­зависимо от любой определенной депривации, когда мы успешно осуществляем контроль за физическим миром. Этим объясняется наша тенденция увлекаться профес­сиональным мастерством, художественным творчеством и такими видами спорта, как игра в кегли, биллиард и теннис.

Однако возможны ситуации, при которых некоторые эффекты подкрепления «сенсорной обратной связи» не обусловливаются. Оказывается, что ребенок подкреп­ляется стимуляцией, идущей из среды, за которой не следует первичное подкрепление, например действие детской погремушки. Способность получать подкрепление, таким образом, могла возникнуть в эволюционном процессе, и она, возможно, аналогична подкреплению, которое мы получаем, просто «организуя мир соответст­вующим образом». Любой организм, который подкреп­ляется успешным взаимодействием: со средой, несмотря на последствия в каждый момент, окажется в более благоприятных условиях, когда последуют значимые по­следствия.

Когда поведение подкрепляется другими людьми, по­является несколько важных генерализованных подкреплений, например внимание. Всем известны случаи, когда ребенок плохо ведет себя «только для того, чтобы привлечь к себе внимание». Внимание людей подкреп­ляет, потому что оно является необходимым условием других подкреплений, исходящих от них. Вообще, только те люди, которые внимательны к нам, подкреп­ляют наше поведение. Внимание со стороны людей, которые, прежде всего, обычно являются источниками подкрепления — родителей, учителя или любимого чело­века, — служит особенно хорошим обобщенным под­креплением и формирует особенно сильное поведение «получения внимания». Специфичность многих вербаль­ных реакций состоит в том, что они привлекают внима­ние, например «смотри», «пойми», а также произнесение имени человека. Другими характерными формами пове­дения, которые можно назвать сильными, потому что они требуют внимания, являются симуляция болезни, раздраженность и броскость (самореклама).

Часто внимания бывает недостаточно. Другой чело­век может подкрепить только ту часть поведения данно­го человека, которое он одобряет, и, следовательно, лю­бой признак его одобрения по праву становится подкрепляющим. Поведение, которое вызывает улыбку, или вербальную реакцию «Правильно», «Хорошо», или любую другую похвалу, подкрепляет. Мы пользуемся этим обобщенным подкреплением для формирования поведения других людей, особенно в сфере образова­ния. Например, мы обучаем детей и взрослых говорить правильно, произнося «Правильно», когда они дают правильную поведенческую реакцию.

Еще более сильным генерализованным подкрепле­нием является аффектация. Она может быть, прежде всего, связана с сексуальным контактом как первичным подкреплением, но когда тот, кто вызывает аффекта­цию, также вводит другие виды подкрепления, эффект генерализуется.

Трудно дать определение внимания, одобрения и аффекта и также трудно наблюдать за ними и измерять их. Они являются не вещами, а аспектами поведения других. Их неуловимые физические параметры пред­ставляют трудность не только для ученого, который должен изучать их, но также и для индивида, которого они подкрепляют. Если мы не можем легко обнаружи­вать, что человек обращает внимание на нас, одобряет

наше поведение или что мы привлекательны для него, тогда наше поведение не будет последовательно под­крепляться. Поэтому оно может оказаться слабым, может иметь тенденцию протекать в несоответствующее время и т. д. Мы не знаем, что делать для того, чтобы «привлечь к себе внимание», «вызвать любовь», или «когда это делать». Ребенок, борясь за внимание, влюб­ленный - за проявления любви, художник — за одоб­рение его произведений, демонстрируют стойкое поведе­ние, которое является только результатом прерывисто­го подкрепления.

Другим генерализованным подкреплением является подчиненность других людей. Когда человек бывает вы­нужден давать различные подкрепления, то любое ука­зание на его подчиненность становится подкреплением. Задиристого человека всегда подкрепляют признаки трусости, а представителей правящего класса — при­знаки уважения. Престиж и уважение являются генера­лизованными подкреплениями только постольку, по­скольку они гарантируют, что другие люди будут дейст­вовать определенным образом. То, что наличие своего собственного образа действия подкрепляет, можно пока­зать на примере поведения тех людей, которые управ­ляют ради того, чтобы управлять. Физические признаки покорности обычно не бывают столь неуловимыми, как свойства внимания, одобрения и любви. Задиристый человек может настаивать на проявлении четких при­знаков признания его доминирования, а ритуальные обычаи могут подчеркивать уважение.

Источники обобщенных подкреплений легко забы­ваются, и они рассматриваются как подкрепления, имеющие якобы самостоятельную силу. Мы говорим о потребности во внимании, одобрении или аффекте, о «потребности в доминировании» и «любви к деньгам», как будто бы они являются первичными условиями депривации. Но способность к подкреплению с помощью подобных средств едва ли может развиться за короткий промежуток времени, в течение которого преобладают необходимые условия. Внимание, аффект, одобрение и подчинение, по-видимому, существовали в человеческом обществе только короткий промежуток времени в про­цессе эволюции. Более того, они не представляют собой фиксированные формы стимуляции, поскольку зависят от особенностей склада определенных групп. Поскольку аффектация главным образом связана с сексуальной сферой, постольку она может быть связана с условием первичной депривации, которая в определенной мере независима от истории жизни человека, но признаки «удовольствия», которые приобретают силу подкрепле­ния благодаря их связи с сексуальным контактом или с другими подкреплениями, едва ли могут обладать эф­фектом подкрепления по генетическим причинам. Сим­волы появились еще позднее, и редко высказывается мнение, что потребность в них врождена. Обычно мы можем наблюдать за процессом, в котором ребенок на­чинает получать подкрепление в форме денег. Однако часто «любовь к деньгам» кажется независимой от «по­требности в одобрении», но если мы более детально рас­смотрим эффективность этих генерализованных под­креплений, у нас окажется столько же оснований для признания врожденной потребности к деньгам, как и для признания врожденной потребности во внимании, удовольствии или доминировании.

Обычно генерализованные подкрепления оказывают­ся эффективными, даже если первичные подкрепления, на которых они основываются, больше их не сопровож­дают. Мы играем в игры, требующие определенных на­выков ради них самих. Аффекты не всегда вызываются сексуальным подкреплением. Подчиненность других.людей подкрепляет, даже если мы не используем ее. Эффект подкрепления деньгами жадного человека может оказаться настолько сильным, что он может обречь себя на голод, чтобы не лишиться их. Эти фак­ты, поддающиеся наблюдению, должны занять надле­жащее место при построении теорий и изучении прак­тики. Они не означают, что обобщенные подкрепления представляют собой нечто большее, чем физические свойства стимулов, наблюдаемые в каждом случае, или что существуют какие-то нефизические данности, кото­рые необходимо принимать во внимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: