Закон подкрепления Торндайка

В прикладной психологии поведение человека, людей анали­зируется исходя из двучленной формулы «стимул — реакция». При­менительно к экономическому поведению стимул представляет побудитель, воздействие на человека или группу людей, призванное породить отклик, реакцию вследствие того, что стимул содержит в себе заинтересовывающее начало. Например, в качестве экономического стимула правомерно рассматривать оплату тру­да или другие формы материального вознаграждения, а в ка­честве реакции на такой стимул — выполнение трудовой дея­тельности в определенном объеме в течение некоторого вре­мени.

Связь «стимул — реакция» повсеместно наблюдается в эконо­мических процессах и отношениях, по своей природе она может рассматриваться и трактоваться как разновидность более общей зависимости «причина — следствие». Характерная психологическая особенность взаимосвязи и взаимного влияния воздействия эко­номического стимула и адекватной реакции на него состоит в постепенном ослаблении действия стимула вследствие привы­кания к нему.

Когда человеку устанавливают определенный уровень оплаты в соответствии с его запросом, человек, будучи удовлетворенным этим стимулом, реагирует на него в виде высокой отдачи, т.е. стимул вызывает нужную реакцию. Но если уровень оплаты со­храняется неизменным в течение длительного времени, работ­ник начинает испытывать неудовлетворенность, считать стимул недостаточным и изменять реакцию на стимул в форме сниже­ния трудовой отдачи, производительности, качества и самого от­ношения к труду.

Это явление само по себе представляет психологическую за­кономерность, которую можно назвать понижением уровня поло­жительной реакции на длительно действующий неизменный сти­мул. Из данной закономерности следует вывод о необходимости периодического подкрепления стимула, позволяющего предотв­ратить снижение реагирования на стимул. Подобное подкрепле­ние может носить разовый или периодический характер в зави­симости от недостаточности действия основного стимула, нуж­дающегося в подкреплении.

Итак, закон подкрепления может быть сформулирован сле­дующим образом: для получения желаемой, полноценной реакции на традиционный, не изменяющийся стимул, необходимо исполь­зовать подкрепление стимула, характер которого зависит от конк­ретной ситуации.

Жизнь свидетельствует о наличии весьма обширного спектра подкреплений в виде премий, подарков, убеждения, оказания встречных услуг, гарантий и залогов (подкрепление кредита), ходатайств высокопоставленных лиц, благодарственных подно­шений, приведения дополнительных аргументов в пользу нужной реакции, угроз, заискиваний, родственных связей и множе­ства других подкрепляющих мер. Хотя использование подкреп­лений обусловлено естественным снижением уровня реакций на неизменные стимулы, применение множества подкреплений сви­детельствует также о несовершенстве системы основных стиму­лов, при эффективном действии которых необходимость ряда подкреплений могла бы просто отпасть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: