Основные способы планирования материальных затрат:
1) по запланированному объему работы и нормам затрат на единицу работы (~ 65%);
2) по наличию оборудования и технических устройств и нормам затрат на единицу оборудования (одно техническое устройство) (~15%);
3) по запланированному контингенту работников и нормам затрат на одного работника (~10%);
4) по числу подразделений и предприятий и затратам на каждое из них (~10%).
3.1. Расходы на топливо планируют отдельно для:
1) работы локомотивов (на тягу поездов);
2) прочих производственных нужд (отопление производственных зданий и др.).
Расходы топлива для локомотивов (тепловозов и дизель-поездов) планируют исходя из объема их работы, норм расхода условного топлива на единицу работы и цены 1 тонны условного топлива.
Нормы устанавливаются:
на 10 тыс. тонно-км брутто по видам движения – при движении с поездами;
на 100 лок.-км – для одиночного следования локомотивов;
на 1 лок.-ч маневровой работы:
,
,
,
где , , – плановые тонно-км брутто, лок.-км одиночного следования и лок.-часы маневровой работы;
– соответствующие нормы расхода условного топлива, кг;
– цена 1 тонны условного топлива, руб.
Расходы топлива на отопление производственных зданий определяются исходя из объема здания (), продолжительности отопительного сезона () в сутках, средней разницы температуры внутри и снаружи здания (– ) в градусах Цельсия, нормы расхода условного топлива () и его цены ():
,
где – норма расхода условного топлива для обогрева 1 м3 здания на 1 °С в сутки, кг;
– цена 1 тонны условного топлива, руб.
3.2. Расходы электроэнергии планируют аналогично:
1) для работы локомотивов (электровозов и электропоездов), т.е. на тягу поездов, исходя из объема работы, норм расхода электроэнергии на единицу работы и цены 1 кВт×ч;
2) на прочие производственные нужды (освещение производственных площадей, силовая электроэнергия и др.).
Расход электроэнергии на освещение производственных площадей определяется по формуле
,
где S – освещаемая площадь, м2;
– удельная мощность освещения, Вт/м2 (для станций = 8 вт/м2);
– осветительный период за год, ч (для станций ~ 3200 ч);
– коэффициент, учитывающий уровень потребления электроэнергии;
– цена 1 кВт×часа электроэнергии, руб.
Расход на силовую электроэнергию (на нужды механических участков локомотивных и вагонных депо):
,
где W – суммарная мощность оборудования (устройств), кВт;
Т – время работы оборудования (устройств) за плановый период, ч;
– коэффициент загрузки оборудования (= 0,5–0,7);
– коэффициент, учитывающий потери электроэнергии в сети;
– цена 1 кВт×ч электроэнергии, руб.
3.3. Расходы на материалы. 90% всех расходов материалов приходится на хозяйство пути, вагонное и локомотивное.
Хозяйство пути:
1) наибольший расход материалов приходится на одиночную смену элементов верхнего строения пути; определяется исходя из развернутой длины пути в километрах, норм расхода материалов на 1 км пути и цены материалов;
2) расход материалов для текущего содержания искусственных сооружений планируется исходя из норм расхода материалов на 100 м протяженности искусственных сооружений с учетом материала изготовления.
Вагонное хозяйство:
1) наибольший расход материалов приходится на деповской ремонт вагонов; определяется исходя из плановой программы ремонта в физических вагонах и норм расхода материалов на 1 физический вагон, т.е. в зависимости от типа и осности вагона;
2) расход материалов (смазочных, обтирочных) для эксплуатации вагонов определяется исходя из пробега вагонов в границах отделения дороги и норм расхода материалов на 1 млн. ваг.-км.
Локомотивное хозяйство:
1) расход материалов (смазочных, обтирочных) для эксплуатации локомотивов планируют исходя из общего пробега локомотивов и норм расхода материалов на 1000 лок.-км;
2) расход материалов для ремонта локомотивов определяют исходя из программы ремонта и норм расхода материалов на 1 ремонтируемый локомотив в зависимости от вида ремонта и серии локомотива.
4. Амортизационные отчисления планируют исходя из среднегодовой балансовой стоимости основных производственных фондов и установленных норм амортизации.
5. Прочие расходы разнообразны по составу и планируются разными способами. Бóльшая часть прочих расходов планируется на основе анализа их величины в предплановом периоде и с учетом изменений, ожидаемых в плановом периоде.