double arrow

Право законодательной инициативы и процедура ее реализации

3

Функции и полномочия Совета Республики

В Конституции РБ (ст. 98) закреплены восемь функций и полномочий верхней палаты Национального собрания – Совета Республики. Совет Республики располагает следующими полномочиями:

1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, проекты законов о толковании Конституции, проекты иных законов;

2) дает согласие на назначение президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов правления Национального банка;

3) избирает шесть судей Конституционного Суда;

4) избирает шесть членов Центральной комисси по выборам и проведению республиканских референдумов;

5) отменяет решения местных Советов депутатов, если они не соответствуют законодательству;

6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического нарушения им требований законодательства и в иных случаях;

7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не 2/3 голосов от полного состава палаты принимает решение о смещении президента с должности;

8) рассматривает указы президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Совет республики может принимать решения и по другим вопросам.

Как видно, Совет Республики обладает обширными полномочиями при решении кадровых вопросов в государстве. Он дает согласие на назначение президентом лиц на ключевые должности в государстве.

Совет Республики, являясь палатой территориального представительства, обладает рядом полномочий по отношению к местным Советам: может отменять их решения, не соответствующие законодательству, и может их распускать.

Совет Республики является второй инстанцией, которая после палаты представителей рассматривает обвинение против президента. Верхняя палата Национального собрания Республики Беларусь принимает окончательное решение о смешении президента с должности.

В Республике Беларусь правом законодательной инициативы обладают пять субъектов. В Конституции РБ (ст 99) записано: право законодательной инициативы принадлежит

– президенту;

– депутатам Палаты представителей;

– Совету Республики;

– правительству;

– гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек.

В политико-правовой литературе до сих пор идут споры по вопросам: Что такое право законодательной инициативы? Кто может выступать субъектом законодательной инициативы? Какую форму должна иметь законодательная инициатива? Одни исследователи полагают, что право законодательной инициативы – это лишь возможность вносить проекты законов на рассмотрение парламента. Другие – включают еще и право вносить предложения о разработке или принятии новых законов, отмене или совершенствовании действующих. Достаточно полное определение законодательной инициативы дал российский правовед М.Г. Кириченко. По его мнению, право законодательной инициативы – это специальное, закрепленное конституцией правомочие государственного органа или члена законодательного собрания вносить подготовленные ими законопроекты непосредственно в законодательный орган. Законодательный орган обязан принять и рассмотреть этот законопроект по существу.

В Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (ст. 117) раскрывается сущность права законодательной инициативы. Право законодательной инициативы реализуется субъектами посредством внесения в Палату представителей проектов:

– законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию РБ;

– законов о толковании Конституции и законов республики Беларусь;

– новых законов Республики Беларусь и постановлений Палаты представителей;

– законов об изменениях и дополнениях, отмене, а также о признании утратившими силу законов РБ, актов, принятых ранее Верховным Советом РБ и его органами;

– постановлений Палаты представителей об изменениях и дополнениях, отмене или о признании утративших силу постановлений Палаты представителей.

Право законодательной инициативы в Республике Беларусь может быть реализовано несколькими субъектами одновременно. Законопроект, внесенный субъектом права законодательной инициативы, подлежит обязательному рассмотрению Палатой представителей. Согласно Регламенту, Секретариат Палаты представителей информирует субъекта права законодательной инициативы о регистрационном номере внесенного проекта и головной комиссии, которая готовит заключение по проекту закона.

При этом необходимо учитывать следующие особенности белорусской законотворческой практики. Первая состоит в том, что круг субъектов законодательной инициативы шире, чем круг субъектов, обладающих правом внесения проектов об изменениях и дополнениях в Конституцию. Вторая особенность – Конституционный Суд вправе вносить предложения в парламент о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов.

Приоритетному рассмотрению в Палате представителей подлежат:

– проекты законов, направленные на реализацию положений Конституции РБ;

– проекты законов, подготовленные на основе нормативных правовых актов, принятых Парламентским собранием Союза Беларуси и России.

Какие документы должны быть приложены субъектом права законодательной инициативы к проекту закона? Проекты законов представляются субъектами права законодательной инициативы к рассмотрению Палатой представителей с приложением следующих документов:

– сопроводительного письма;

– обоснования необходимости принятия данного закона;

– финансового обоснования законопроекта, предполагаемых затратах, связанных с реализацией законопроекта.

Указанные документы могут быть оформлены единым документом. К проекту могут быть приложены информация о предварительной экспертизе законопроекта специалистами, а также заключение заинтересованных государственных органов, их замечания и предложения.

Следует заметить, что в советское время в СССР и в нашей стране круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, был более широким. В Конституции СССР (ст. 113, М., 1986. С. 32) было записано: право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР принадлежит

1) Совету Союза,

2) Совету Национальностей,

3) Президиуму Верховного Совета СССР,

4) Совету Министров СССР,

6) Союзным республикам в лице их высших органов государственной власти,

7) Комиссиям Верховного Совета СССР,

8) Постоянным комиссиям его палат

9) Депутатам Верховного Совета СССР,

10) Верховному Суду СССР,

11) Генеральному прокурору СССР,

12) Правом законодательной инициативы обладали также общественные организации в лице их общесоюзных органов.

По Конституции Республики Беларусь 1994 г. (ст. 90, Мн., 2004 С. 16) правом законодательной инициативы обладали:

1) депутаты Верховного Совета;

2) постоянные комиссии Верховного совета;

3) президент;

4) Верховный Суд;

5) Высший хозяйственный Суд;

6) Генеральный прокурор;

7) Контрольная палата;

8) Национальный банк,

9) А также граждане, которые обладают избирательным правом, в количестве не менее как 50 тыс. человек.

А раньше правом законодательной инициативы обладали местные Советы депутатов, Академия наук и даже кооперативные организации (Белкоопсоюз, Союз кооператоров).

В других странах мира правом законодательной инициативы обладает обычно узкий круг органов и лиц. Так, во Франции право законодательной инициативы принадлежит

1) премьер-министру;

2) членам правительства.

В США:

1) депутатам Палаты представителей и

2) членам Сената.

В Италии:

1) правительству;

2) депутатам Палаты депутатов и

3) членам Сената.

Как видно, обычно правом законодательной инициативы обладают депутаты и исполнительная власть.

3

Сейчас читают про: