Инфраструктура современного рынка

Инфраструктура высокоразвитого рынка это такая совокупность предприятий, учреждений и организаций, которые обеспечивают эффективное взаимодействие между основными субъектами рыночных отношений – продавцами и покупателями. Рыночная инфраструктура включает в себя:

· развитую сеть предприятий торговли;

· снабженческо-сбытовые организации;

· валютную, фондовую и торговые биржи;

· сеть организаций торгующих ссудным капиталом;

· транспорт и связь;

· коммерческую информационную сеть и другие обслуживающие отрасли.

Крупный специалист по рыночной экономике Р. Коуз (США) в речи при вручении ему Нобелевской премии (1992 г.) подчеркнул, что без соответствующих рыночных институтов невозможно развитие рыночной экономики любого уровня.

Что же входит в систему рыночных институтов?

Во-первых, в эту систему входят органы государственного контроля и регулирования:

· учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю;

· налоговая система;

· органы финансово-кредитной политики государства.

Во-вторых, к рыночным институтам относятся ассоциации (объединения), союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности действий участников рынка.

В-третьих, сюда включена правовая система, которая в рыночной экономике выполняет две задачи:

· организует правовое регулирование рынка: устанавливает для субъектов рынка единые правила поведения;

· защищает субъектов рынка и наказывает виновных за нарушение правовых норм, а тем самым охраняет экономические интересы продавцов и покупателей.

В подтверждение этих положений можно сослаться на Гражданский кодекс Российской Федерации. Регулированию рыночных отношений посвящены глава 30 «Купля-продажа», глава 31 «Мена» и другие главы.

Важно выяснить: в какой мере рынок обеспечивает его участникам свободу хозяйственной деятельности и какова эта свобода?

Первоначально возникший рынок обладал полной свободой для его участников. Ему были свойственны стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. Из-за своеволия продавцов и покупателей не соблюдались простейшие правила игры на рынке. Неслучайно первый тип рынка уже давно получил нелестные эпитеты – «дикий», «блошиный». Уже очень давно были подмечены следующие признаки нецивилизованного рынка. Античный философ Анархасис (VII в. до н.э.) дал такое определение: «Рынок – это место, нарочно предназначенное, чтобы обмеривать и обкрадывать друг друга». Римский поэт Гораций подметил: «Особенно хвалят тот товар, который хотят поскорее сбыть с рук». Французский писатель Вовенарг (1715-1741) считал: «Торговля – школа обмана». Французская пословица гласит: «Все продается на рынке, кроме осторожности и чести».

Это полностью нецивилизованное (некультурное) поведение стало особо нетерпимо в начале XX в. Тогда на рынке заняли ведущее положение обладатели большой экономической и рыночной властью крупные собственники товаров и денег. Определенную урегулированность (лат. regulare – приводить в порядок) рыночных отношений установили государство и право.

Однако в современном рынке обеспечивается свободный выбор условий обмена товаров и денег продавцами и покупателями в их экономических интересах и согласно их воле. Поэтому определенный круг экономических свобод закрепляется в законодательном порядке.

Так, в Гражданском кодексе РФ записано: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношении, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты» (Гражданский кодекс, глава 1, статья 1).

Какие свободы используют сейчас участники рынка?

Покупатель приобретает свободу:

· выбирать товары из множества взаимозаменяемых и независимых благ;

· отыскивать продавца из числа тех, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям.

Продавец обладает свободой:

· выбирать наиболее подходящего покупателя;

· иметь возможность распоряжаться деньгами, вырученными от продажи товаров, по своему усмотрению.

Для покупателя и продавца свобода состоит в неограниченном выборе условий торговой сделки (соглашения).

Если участники рынка обладают указанными правовыми свободами, то, вместе с тем, они испытывают необходимость следовать законам самого рынка. Что представляют собой эти законы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: