Общество как объект философского анализа

ПОНЯТИЕ МЕТОДА И МЕТОДОЛОГИИ. ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ОБЩАЯ СХЕМА ПРОЦЕССА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

Научное познание представляет собой процесс производства нового знания. В современном обществе оно связано с наиболее развитой формой рациональной деятельности, отличающееся своей системностью и последовательностью.

В процессе познания исследователю приходится учитывать ряд моментов: что познаётся, как, с помощью чего и для чего. Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, свои методы и свою систему знаний. Под объектом понимается та сфера действительности, с которой имеет дело данная наука, а под предметом исследования та особая сторона объекта, которая изучается в данной конкретной науке. Без выделения объекта и предмета исследования нельзя определить, что нужно изучать. Однако, после того как объект и предмет исследования определены, каждая наука должна найти соответствующие методы исследования. Это особенно важно, когда наука только складывается.

МЕТОД (от греч. methods – путь к чему - либо) – это способ достижения определённой цели, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности.

В области науки метод – это путь познания, который использует исследователь. Методы не могут быть произвольными. Нельзя, например, использовать методы физики для изучения литературы, поскольку методы физики определяются сущностью и особенностями физической формы движения материи. Однако бывают случаи, когда некоторые методы данной науки находят широкое применение и в других науках. Так, например, некоторые методы физики применяются в астрономии, химии, археологии, биологии и т.д. Это объясняется тем, что объекты указанных наук касаются в той или иной степени и физических явлений; большую роль здесь играет так же аналогия, т.е. использование данных методов к определённым аналогичным изменениям нефизических процессов.

Методы исследования зависят от объекта и предмета изучения, поэтому каждая наука имеет собственные методы исследования, применимые лишь к определённым фрагментам действительности. Такие методы являются специально – научными или частными. Однако существуют и общие методы исследования, применимые к изучению в любой сфере действительности. Поскольку любой фрагмент действительности находится в сложных взаимосвязях с другими фрагментами мира, то для того, чтобы найти себе правильное направление и соответствующий подход к изучаемому объекту, чтобы не потерять ориентир в массе сложных взаимосвязей явлений, необходимо опираться сначала на общие принципы и общие методы, охватывающие эти связи в целом.

Наиболее общими первоначальными принципами и методами являются философские. Эти общие принципы являются также мировоззренческими, поскольку философия составляет основу мировоззрения. Философско-мировоззренческие принципы составляют исходные позиции, с которых учёный ведёт свои исследования и находит соответствующие методы изучения. Верное философское мировоззрение обеспечивает исследователей правильными методами. И, наоборот, ошибочное мировоззрение приводит к неверным методам. Методология буквально означает – учение о методах. В современном понимании методология представляет собой систему определённых способов, приёмов применяемых в той или иной сфере деятельности, а также способы и приёмы организации деятельности. Методология научного познания эта система научных методов познания и способов организации научной деятельности. Методология научного познания как учение представляет собой теорию изучающую: 1. общие и частно – научные методы познания, их взаимосвязь, роль и границы применимости в познании; 2.структуру научного знания; 3. методы построения научных теорий; 4. способы организации научной деятельности.

В структуру методологического знания включаются:

-система понятий и категорий методологии науки, таких как абстракция, абдукция, гипотеза, аналогия, индукция, вероятность и др.;

-система знаний об общих и частных методов научного познания;

-система определённых теорий, которые выполняют роль руководящих принципов в научном познании и практическом преобразование мира;

-знания о построение научных теорий;

-система знаний об организации научной деятельности.

В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы:

1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. К их числу также относятся такие методы как аналитический, интуитивный, герменевтический (понимание), феноменологический.

2. Общенаучные подходы и методы исследования, к ним относятся системный и структурно-функциональный подходы, кибернетический, моделирование, синергетика-теория самоорганизации и развития открытых целостных систем природных, социальных, познавательных (когнитивных).

3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

4. Дисциплинарные методы – система приёмов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

5. Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки дисциплин.

Процесс познания – процесс взаимоотношений субъекта и объекта познания. Объектом познания является неживая, живая природа, общество, процессы мышления. Субъект познания тот, кто осуществляет целенаправленную деятельность по производству нового знания. Наряду с объектом исследования выделяют предмет исследования. Если объект исследования - это определённая часть окружающего материального мира, а также мира идеального процесса мышления, то предметом исследования является изучение в объекте, в рамках определённой системы знаний, какой – либо стороны или свойств определённой природы.

Научное исследование начинается с постановки проблемы. Проблема (от лат. означает преграда, трудность, задача). На языке науки это понятие обозначает сложную задачу, возникшую в процессе познания и практического преобразования. Проблема вырастает из потребностей практической деятельности человека, в виде некоторого стремления к новому знанию. Иногда говорят так: проблема это то, что не познано человеком, и что нужно познать. Но для постановки определённой проблемы требуется, чтобы наука доросла до этого. Чтобы она имела определённый минимум необходимых и достаточных оснований для постановки определённой проблемы. Другими словами,постановка проблемы обязательно включает в себя какое – то предварительное, пусть несовершенное знание о проблеме и путей её решения. Для решения поставленной проблемы используют различные эмпирические и теоретические методы исследования. К эмпирическим методам относятся наблюдение и эксперимент. НАБЛЮДЕНИЕ – получение информации в процессе непосредственного наблюдения за явлениями, протекающими в естественных условиях. ЭКСПЕРИМЕНТ – искусственное воспроизведение явлений в специально созданных условиях, особенно, когда изучение их в естественных условиях затруднено. Современная наука и техника снабжает экспериментаторов сложным лабораторным оборудованием, техническими средствами.

При наблюдении и эксперименте используются чувственные формы отражения действительности (ощущение, восприятие, представление). Переход от чувственных форм к абстрактным формам (понятием, суждением, умозаключением) осуществляется через абстракцию отождествления и абстракцию идеализации. На основе понятий, суждений, умозаключений формируются различные виды теоретического знания с использованием различных общих методов познания действительности (анализ, синтез, дедукция, индукция и др.). Полученные теоретические знания фиксируются в виде догадок, гипотез, теорий, учений. Догадка – первоначальное предположение, которое ещё в достаточной мере не исследовано, не выяснены его логические и эмпирические основания. Гипотеза – когда догадка научно обоснована. Гипотеза - знания, в основе которых лежит предположения. Обоснование и доказательство гипотезы предполагает поиск новых фактов, постановку эксперимента, анализ прежних результатов познания. Теория – обоснование и доказательство гипотезы. Учение – превращение теории в систематическую научную дисциплину.

Вопросы для самопроверки

1) Что такое научный метод?

2) Назовите типы и уровни методологии?

3) Как соотносятся рациональное и эмпирическое в познании?

4) Как противопоставлены дискурсивное и интуитивное в познании?

5) Чем отличается философская вера от религиозной веры?

6) К какой сфере познания- чувственной, рациональной или эйдетической –

относите вы интуицию?

тема: Общество как система.

1) Общество как объект философского анализа.

2) Представления об обществе в различных философских системах. Сущность антропосоциогенеза.

3) Понятия общество, общественных отношений и общественной структуры.

Науки, изучающие общество, относятся к общественным наукам. Общество является объектом изучения различных общественных наук. Каждая общественная наука выделяет в обществе свой предмет исследования. В зависимости оттого, что выделяется в качестве предмета исследования, все общественные науки можно разделить на три вида.

1) Исторические науки.

Они изучают историю развития общества (историю стран и народов) и отдельных его сторон в хронологической последовательности.

Это

- всеобщая история

- история социальной мысли

- история экономических учений

- история права и др.

2) Частные науки об обществе.

Они изучают отдельные стороны жизни общества, отдельные его части. К ним относятся

- политология;

- юридические, правовые науки, изучающие различные политические и юридические организации, институты государство и право, их функции;

- этика, исследует область нравственных, моральных отношений между людьми;

- искусствоведение;

- психология;

- педагогика и др.

3) Социологические науки.

Они изучают структурные организации общества, их элементы, протекающие в них социальные процессы, условия их существования и функционирования.

Выделяют три условия социологических знаний:

- Общесоциологическая теория, изучающая функционирование и развитие общества в целом.

- Частносоциологические теории, изучают отдельные социальные образования, группы (например, семья, в её социально-экономической, юридической, культурной связи).

- Конкретно-социологические исследования. К ним относятся теоретико-методологические принципы конкретного анализа; прикладная часть, инженерия (способы добывания, обобщения социальной информации).

Социальная философия, или философское учение об обществе имеет свой предмет в исследовании общества. Поскольку философия рассматривает мир с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений, то общество в философском осмыслении представляется как целостная система в единстве и взаимосвязи всех сторон и элементов. Философия изучает наиболее общие положения, принципы функционирования и развития общества в целом, его движущие силы. Философии приходится отвечать на определённый круг самых общих вопросов:

- как возникло общество, т.е. каков генезис общества? Учение о возникновении общества называют социогенез.

- Хаотичны ли исторические события, беспорядочны ли общественные изменения или существует определённое закономерное развитие общества?

- Если общество развивается то, что лежит в основе, этого развития и какова направленность общественного развития?

- Какова качественная специфика общества в отличие от биофизической природы?

- Кто такой человек, какова его сущность?

- Имеет ли человек предназначение? Если да, то для чего он предназначен?

- Каков смысл (и есть ли смысл) жизни человека и общества в целом?

- Каким образом возможно познание общественной жизни? Методологические проблемы в изучении общества и др.

Таким образом, предметом социальной философии является:

1) Общество, как целостная система, во взаимосвязи и взаимообусловленности всех его составных частей и элементов;

2) Генезис, динамика и движущие силы общественного развития;

3) Проблема человека, поведение и роль личности в системе общественных отношений;

4) Взаимосвязь внутренних и внешних общественных отношений.

При всём этом, центральной проблемой социальной философии является человек. Это философская наука о нас с вами, как социальных явлений. Философия выступает здесь как самопознание; помогает человеку осознать себя как личность, осознать свою роль как субъекта исторического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: