Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Общество как объект философского анализа




ПОНЯТИЕ МЕТОДА И МЕТОДОЛОГИИ. ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ОБЩАЯ СХЕМА ПРОЦЕССА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

Научное познание представляет собой процесс производства нового знания. В современном обществе оно связано с наиболее развитой формой рациональной деятельности, отличающееся своей системностью и последовательностью.

В процессе познания исследователю приходится учитывать ряд моментов: что познаётся, как, с помощью чего и для чего. Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, свои методы и свою систему знаний. Под объектом понимается та сфера действительности, с которой имеет дело данная наука, а под предметом исследования та особая сторона объекта, которая изучается в данной конкретной науке. Без выделения объекта и предмета исследования нельзя определить, что нужно изучать. Однако, после того как объект и предмет исследования определены, каждая наука должна найти соответствующие методы исследования. Это особенно важно, когда наука только складывается.

МЕТОД (от греч. methods – путь к чему - либо ) – это способ достижения определённой цели, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности.

В области науки метод – это путь познания, который использует исследователь. Методы не могут быть произвольными. Нельзя, например, использовать методы физики для изучения литературы, поскольку методы физики определяются сущностью и особенностями физической формы движения материи. Однако бывают случаи, когда некоторые методы данной науки находят широкое применение и в других науках. Так, например, некоторые методы физики применяются в астрономии, химии, археологии, биологии и т.д. Это объясняется тем, что объекты указанных наук касаются в той или иной степени и физических явлений; большую роль здесь играет так же аналогия, т.е. использование данных методов к определённым аналогичным изменениям нефизических процессов.

Методы исследования зависят от объекта и предмета изучения, поэтому каждая наука имеет собственные методы исследования, применимые лишь к определённым фрагментам действительности. Такие методы являются специально – научными или частными. Однако существуют и общие методы исследования, применимые к изучению в любой сфере действительности. Поскольку любой фрагмент действительности находится в сложных взаимосвязях с другими фрагментами мира, то для того, чтобы найти себе правильное направление и соответствующий подход к изучаемому объекту, чтобы не потерять ориентир в массе сложных взаимосвязей явлений, необходимо опираться сначала на общие принципы и общие методы, охватывающие эти связи в целом.




Наиболее общими первоначальными принципами и методами являются философские. Эти общие принципы являются также мировоззренческими, поскольку философия составляет основу мировоззрения. Философско-мировоззренческие принципы составляют исходные позиции, с которых учёный ведёт свои исследования и находит соответствующие методы изучения. Верное философское мировоззрение обеспечивает исследователей правильными методами. И, наоборот, ошибочное мировоззрение приводит к неверным методам. Методология буквально означает – учение о методах. В современном понимании методология представляет собой систему определённых способов, приёмов применяемых в той или иной сфере деятельности, а также способы и приёмы организации деятельности. Методология научного познания эта система научных методов познания и способов организации научной деятельности. Методология научного познания как учение представляет собой теорию изучающую: 1. общие и частно – научные методы познания, их взаимосвязь, роль и границы применимости в познании; 2.структуру научного знания; 3. методы построения научных теорий; 4. способы организации научной деятельности.

В структуру методологического знания включаются:

-система понятий и категорий методологии науки, таких как абстракция, абдукция, гипотеза, аналогия, индукция, вероятность и др.;

-система знаний об общих и частных методов научного познания;

-система определённых теорий, которые выполняют роль руководящих принципов в научном познании и практическом преобразование мира;

-знания о построение научных теорий;

-система знаний об организации научной деятельности.



В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы:

1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. К их числу также относятся такие методы как аналитический, интуитивный, герменевтический (понимание), феноменологический.

2. Общенаучные подходы и методы исследования, к ним относятся системный и структурно-функциональный подходы, кибернетический, моделирование, синергетика-теория самоорганизации и развития открытых целостных систем природных, социальных, познавательных (когнитивных).

3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

4. Дисциплинарные методы – система приёмов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

5. Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки дисциплин.

Процесс познания – процесс взаимоотношений субъекта и объекта познания. Объектом познания является неживая, живая природа, общество, процессы мышления. Субъект познания тот, кто осуществляет целенаправленную деятельность по производству нового знания. Наряду с объектом исследования выделяют предмет исследования. Если объект исследования - это определённая часть окружающего материального мира, а также мира идеального процесса мышления, то предметом исследования является изучение в объекте, в рамках определённой системы знаний, какой – либо стороны или свойств определённой природы.

Научное исследование начинается с постановки проблемы. Проблема (от лат. означает преграда, трудность, задача ). На языке науки это понятие обозначает сложную задачу, возникшую в процессе познания и практического преобразования. Проблема вырастает из потребностей практической деятельности человека, в виде некоторого стремления к новому знанию. Иногда говорят так: проблема это то, что не познано человеком, и что нужно познать. Но для постановки определённой проблемы требуется, чтобы наука доросла до этого. Чтобы она имела определённый минимум необходимых и достаточных оснований для постановки определённой проблемы. Другими словами ,постановка проблемы обязательно включает в себя какое – то предварительное, пусть несовершенное знание о проблеме и путей её решения. Для решения поставленной проблемы используют различные эмпирические и теоретические методы исследования. К эмпирическим методам относятся наблюдение и эксперимент. НАБЛЮДЕНИЕ – получение информации в процессе непосредственного наблюдения за явлениями, протекающими в естественных условиях. ЭКСПЕРИМЕНТ – искусственное воспроизведение явлений в специально созданных условиях, особенно, когда изучение их в естественных условиях затруднено. Современная наука и техника снабжает экспериментаторов сложным лабораторным оборудованием, техническими средствами.

При наблюдении и эксперименте используются чувственные формы отражения действительности (ощущение, восприятие, представление). Переход от чувственных форм к абстрактным формам (понятием, суждением, умозаключением) осуществляется через абстракцию отождествления и абстракцию идеализации. На основе понятий, суждений, умозаключений формируются различные виды теоретического знания с использованием различных общих методов познания действительности (анализ, синтез, дедукция, индукция и др.). Полученные теоретические знания фиксируются в виде догадок, гипотез, теорий, учений. Догадка – первоначальное предположение, которое ещё в достаточной мере не исследовано, не выяснены его логические и эмпирические основания. Гипотеза – когда догадка научно обоснована. Гипотеза - знания, в основе которых лежит предположения. Обоснование и доказательство гипотезы предполагает поиск новых фактов, постановку эксперимента, анализ прежних результатов познания. Теория – обоснование и доказательство гипотезы. Учение – превращение теории в систематическую научную дисциплину.

Вопросы для самопроверки

1) Что такое научный метод?

2) Назовите типы и уровни методологии?

3) Как соотносятся рациональное и эмпирическое в познании?

4) Как противопоставлены дискурсивное и интуитивное в познании?

5) Чем отличается философская вера от религиозной веры?

6) К какой сфере познания- чувственной, рациональной или эйдетической –

относите вы интуицию?

тема: Общество как система.

1) Общество как объект философского анализа.

2) Представления об обществе в различных философских системах. Сущность антропосоциогенеза.

3) Понятия общество, общественных отношений и общественной структуры.

Науки, изучающие общество, относятся к общественным наукам. Общество является объектом изучения различных общественных наук. Каждая общественная наука выделяет в обществе свой предмет исследования. В зависимости оттого, что выделяется в качестве предмета исследования, все общественные науки можно разделить на три вида.

1) Исторические науки.

Они изучают историю развития общества (историю стран и народов) и отдельных его сторон в хронологической последовательности.

Это

- всеобщая история

- история социальной мысли

- история экономических учений

- история права и др.

2) Частные науки об обществе.

Они изучают отдельные стороны жизни общества, отдельные его части. К ним относятся

- политология;

- юридические, правовые науки, изучающие различные политические и юридические организации, институты государство и право, их функции;

- этика, исследует область нравственных, моральных отношений между людьми;

- искусствоведение;

- психология;

- педагогика и др.

3) Социологические науки.

Они изучают структурные организации общества, их элементы, протекающие в них социальные процессы, условия их существования и функционирования.

Выделяют три условия социологических знаний:

- Общесоциологическая теория, изучающая функционирование и развитие общества в целом.

- Частносоциологические теории, изучают отдельные социальные образования, группы (например, семья, в её социально-экономической, юридической, культурной связи).

- Конкретно-социологические исследования. К ним относятся теоретико-методологические принципы конкретного анализа; прикладная часть, инженерия (способы добывания, обобщения социальной информации).

Социальная философия, или философское учение об обществе имеет свой предмет в исследовании общества. Поскольку философия рассматривает мир с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений, то общество в философском осмыслении представляется как целостная система в единстве и взаимосвязи всех сторон и элементов. Философия изучает наиболее общие положения, принципы функционирования и развития общества в целом, его движущие силы. Философии приходится отвечать на определённый круг самых общих вопросов:

- как возникло общество, т.е. каков генезис общества? Учение о возникновении общества называют социогенез.

- Хаотичны ли исторические события, беспорядочны ли общественные изменения или существует определённое закономерное развитие общества?

- Если общество развивается то, что лежит в основе, этого развития и какова направленность общественного развития?

- Какова качественная специфика общества в отличие от биофизической природы?

- Кто такой человек, какова его сущность?

- Имеет ли человек предназначение? Если да, то для чего он предназначен?

- Каков смысл (и есть ли смысл) жизни человека и общества в целом?

- Каким образом возможно познание общественной жизни? Методологические проблемы в изучении общества и др.

Таким образом, предметом социальной философии является:

1) Общество, как целостная система, во взаимосвязи и взаимообусловленности всех его составных частей и элементов;

2) Генезис, динамика и движущие силы общественного развития;

3) Проблема человека, поведение и роль личности в системе общественных отношений;

4) Взаимосвязь внутренних и внешних общественных отношений.

При всём этом, центральной проблемой социальной философии является человек. Это философская наука о нас с вами, как социальных явлений. Философия выступает здесь как самопознание; помогает человеку осознать себя как личность, осознать свою роль как субъекта исторического процесса.





Дата добавления: 2014-02-04; просмотров: 1614; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8832 - | 7640 - или читать все...

Читайте также:

 

3.233.239.102 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.