Представления об обществе в различных философских системах. Сущность антропосоциогенеза. Представление об обществе развивалось в рамках в рамках различных философских направлений и школ, которые различным образом отвечали и отвечают на ряд

Представление об обществе развивалось в рамках в рамках различных философских направлений и школ, которые различным образом отвечали и отвечают на ряд вопросов, связанных с генезисом, природой, сущностью и смыслом жизни человека и общества, динамикой общественного развития. Все они, в той или иной степени, в той или иной мере, давали и дают определённый положительный вклад в теорию общественного развития.

В религиозной философии (теологии) человек и общество являются порождением божественного разума творением Бога. Так представитель христианской (католической) религиозной философии епископ Аврелий Августин - (г. до н.э.) в своих рассуждениях исходил из положений Ветхого завета – Высшая сила в мироздании – личный Бог, то есть представленный человекообразным существом мужского пола. Человек – творение Бога. Августин развивает идею единства человеческого рода, происходящего, согласно Ветхому завету, от одних и тех же прародителей – Адама и Евы.

В своём обширном и знаменитом произведении «О Граде божьем» Августин представляет всю истории человечества, как борьбу двух «градов», двух государств: божьих избранников, составляющих невидимую церковь и светского государства, «разбойничьей организацией», в которой люди борются за материальные блага и преследуют праведников.

Однако общественное проведение, неумолимо, ведёт человечество к победе «божьего государства» над светским. Важный этап пути, ведущий к этой победе – возникновение Христианства в разрушающейся Римской империи.

- Августин утверждал, что история человеческого общества имеет начало, имеет смысл и имеет конец, завершение.

Смысл истории: в победе христианства во всемирном масштабе, в христианизации всего человечества.

Начало истории: в творении перволюдей. Августин разделил историю на шесть периодов. Первые пять периодов у него связаны с ветхозаветной историей (до II в, до н.э.) Шестой период начался с первого пришествия Иисуса Христа. Он закончится «вторым пришествием», страшным судом, отделением грешников от праведников, после чего первые будут отданы на вечные муки в аду, а вторые на вечное блаженство в раю.

Считают, что при всей своей фантастичности, философия истории Августина подготовила теорию общественного прогресса, когда прогресс связывается уже не христианизацией человечества, а с прогрессом наук и искусств, с прогрессом в области производства материальных благ общества.

Более поздний представитель религиозной христианской философии, Фома Аквинский (1226-1274), следуя христианской традиции, также считал, что душа человека творится Богом, и что человечество произошло от Адама и Евы. Смысл жизни людей заключается в созерцании Бога и подготовке к вечной посмертной жизни. Высшим благом и высшей ценностью является познание Бога, религиозных таинств и пути к спасению под руководством церкви. Всё в природе создано с божественной целесообразностью.

Человек, созданный Богом «по своему образу и подобию», находится в центре Космоса, на неподвижной Земле.

Всё в природе приноровлено к нему – положительно и отрицательно. Солнце даёт ему свет и тепло; дождь идёт, чтобы увлажнять его пашню; кошки созданы, чтобы уничтожать мышей; землетрясения же и разрушительные бури посылаются Богом в наказание и за грехи людей для острастки.

Неизменный порядок с его строгой иерархией присущ всему замкнутому миру. Общественный порядок, с его сложной феодальной иерархией, есть отражение божественного порядка. Этот порядок с необходимостью требует неравенства различных сословий в обществе. Большинство людей обязано заниматься только физическим трудом, а привилегированное меньшинство призвано к умственному труду и управлению этим большинством. Наиболее же ценным является труд духовных служителей.

Беспрекословное и старательное выполнение каждым человеком своих обязанностей, устанавливаемых в конечном итоге Богом,, служит как благу общественного целого, так и каждого отдельного человека.

Убеждённый монархист, Фома Аквинский считал, что государство представляет собой божественное установление. Власть государя (монарха) он выводил из «божьей воли», государь не только правитель, но и творец государства. Однако, он считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, а не их души. Душа от Бога, а потому верховная, всеобъемлющая власть принадлежит церкви. Все подданные – от нищих до светских владык – должны беспрекословно повиноваться воле церкви и её служителей. Римский папа, учил Фома, есть «наместник Христа», которому, как вассалы, должны быть подчинены все светские государи. Светская власть должна, по требованию церкви, беспощадно карать еретиков.

Представитель русской религиозной философии (экзистенциализма) Бердяев Николай Александрович (1874-1948)

в своём произведении «Смысл истории», отмечал, что «историческое» предстаёт как некоторая особая реальность, из которых состоит бытие. Но это бытие он понимал с позиции Христианской религии. Правда, в отличие от христианского учения «о неподвижном покое Бога, от бездвижности Абсолютного и распространённости истории лишь на сотворённый мир», Н.А.Бердяев утверждал, что «Абсолют» подвижен, есть жизнь Божества, которая имеет свою историю и «существует внутренняя трагедия» в самой Божественной жизни.

- Существует небесная история и небесная судьба человека, которые предопределяют Земную судьбу и земную историю человека. Есть пролог на небе, в котором задана мировая история, поставлена её тема.

«Небо и небесная жизнь…, - писал Н.А.Бердяев,- есть ведь не что иное, как глубочайшая внутренняя духовная жизнь, потому что, поистине, небо – не только над нами и не только в каком-то отдалении от нас. Как трансцендентальная сфера, почти недосягаемая, - небо есть и самая глубочайшая глубина нашей духовной жизни». И далее «В этой глубине заложен духовный опыт, отличный от земной действительности, как более глубокий слой бытия, более обширный по захватываемым им планам».

Этот глубинный слой и является источником истории (земной истории человечества).

История человеческого общества не может быть бесконечным процессом. Если бы она была бесконечной, то она не имела бы смысла. «История только в том случае имеет смысл, если она кончится». «Внутри истории невозможно наступление какого-либо абсолютного совершенного состояния, задача истории разрешима лишь за её пределами».

Для того, чтобы решить задачу истории, «нужно перейти к разрешению её через выход за пределы истории, через прорыв истории в сверх - историю, через допущение в замкнутый круг истории сил надисторических, т.е. нового ноуменального небесного события в земном и феноменальном – грядущего явления Христа». С этим связана идея неизбежности конца истории (земной человеческой).

В идеалистической философии все социальные явления, события истории определяются духовными факторами. В объективном идеализме человек и общество в целом являются порождением мирового духа, мирового разума.

Так, классический представитель объективного идеализма немецкий философ Г.Гегель (1770-1831) за первооснову всего мира принимал мировое мышление. Это мировое мышление называл мировым духом, абсолютной идеей.

Абсолютная идея не материальна, существует вне пространства и времени. Это чистое мышление.

В процессе саморазвития абсолютная идея перевоплощается в материальный мир. Она отчуждается от чистого бытия в природу, как «инобытие» духа. Здесь проходит стадия развития: неживая, живая природа, а затем перевоплощается в человеческое общество.

По существу, в объективном идеализме Гегеля, общество является порождением Мирового духа.

Материалистическая философия.

В материалистической философии исходят из того, что общество, в условиях земли, появляется в результате длительной эволюции живого. В рамках диалектикоматериалистической философии характер возникновения человека и общества, раскрывается в учении антропосоциогенеза (антропогенез -–возникновение человека, социогенез – возникновение общества)

Это учение, основано на учении Дарвина и его последователей, а также философского объяснения этапов становления человека, развитое Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Он выделил следующие этапы становления человека:

1) Усвоение прямой походки и освобождение передних конечностей от передвижения;

2) Приобретение передними конечностями функции руки;

3) Изготовление орудий труда;

4) Возникновение речи в результате коллективной деятельности.

В качестве основных, Энгельс выделяет два момента, изготовление орудий труда и возникновение членораздельной речи.

Первые дикие люди (гоминиды) жили стадным образом. Это было стадо диких людей, в котором господствовали видовые биологические законы.

Переход от стадного образа жизни неандертальцев к первому общественному состоянию людей к клановой (родовой) общности людей, осуществлялся на основе, на основе появления новых механизмов – социальных механизмов обмена и регуляции. Первые регуляторы наметились в процессе согласования действий при коллективной охоте. Координаторами коллективных действий, являлись наиболее опытные охотники.

Второй механизм регуляции, был связан с естественным разделением труда. Это было разделение примитивных производственных функций по полу и возрасту. Мужчины, преимущественно, организовывались на коллективную охоту. Женщины и дети, выполняли более лёгкую работу, связанную с собирательством плодов и растений, а также обустройством жилища обитания. На основе такой регуляции, формировались экономические отношения родоплеменной общности. Особую роль в переходе от биологического стадного образа жизни, к первобытному социуму, принадлежит механизмам регуляции семейно-бытовых отношений. В стадной общности людей, существовали неупорядоченные связи между мужчинами и женщинами.

Здесь отсутствовала социальная регуляция. Это была групповая биологическая семья. На основе этого, появляется первая форма социальной семьи, путём введения такого регулятора, как запрет связи между родителями и детьми. Эта форма социальной семьи, получила название кровнородственной. В ней, каждый мужчина был мужем для каждой женщины, и каждая женщина женой для каждого мужчины, кроме родителей и детей.

Затем появляется вторая форма групповой семьи – пуналуальная. В которой начинаются исключаться связи между родными братьями и сёстрами. В результате этих форм регуляции сформировалась сфера семейно-бытовых отношений первобытного общества. Эти две основные сферы, дали толчок к формированию других сфер общественной жизни. Таким образом, учение антропосоциогенеза полностью принимается в рамках диалектико-материалистической философии.

В развитии философской мысли об обществе, в XIX столетии, наибольший вклад был внесён Марксом и Энгельсом. Они разработали основные принципы диалектико-материалистического понимания общественного развития.

Эти принципы имеют большое значение и по настоящее время. Сущность их заключается в следующем:

1) Первый принцип.

Маркс и Энгельс представили общество как целостную систему, с определённой внутренней структурой.

В структуре общества, они выделили материальные и духовные процессы. Материальные стороны жизни людей, они называли общественным бытием и сформулировали положение:

Общественное бытие, определяет общественное сознание, а общественное сознание, а общественное сознание активно воздействует на общественное бытие.

2) Второй принцип.

Основу развития общества составляет материальное производство. А способ производства (т.е. то, каким образом люди производят и распределяют материальные блага) определяет общественную структуру.

3) Третий принцип.

Решающей силой общественного развития является материальная, политическая и духовная деятельность народных масс. Кратко этот принцип можно выразить так: Народ – творец истории. Ни выдающиеся личности, ни короли, цари, и даже парламенты, не являются творцами истории, а именно народ. До Маркса и Энгельса господствовало представление о том, что творцами истории являются выдающиеся личности, монархи, их воля и желания.

Правильное понимание соотношения роли личности и народных масс в истории, было раскрыто в Марксистском учении.

Наиболее ярко это представлено в сочинениях Г.В.Плеханова.

Соотношение такое: потенциальные предпосылки к качественным изменениям в обществе, подготавливаются деятельностью народных масс, во всех сферах жизни.

В критический момент, когда возникает необходимость в качественной замене старого общественного состояния новым, возникает потребность в личности, которая была бы выразителем интересов людей, стремящихся к новому. Такая личность находится, и она становится выдающейся.

Выдающаяся личность, либо способствует развитию общества, либо тормозит его прогрессивное движение.

4) Четвёртый принцип.

С целью конкретного и всестороннего рассмотрения общественных процессов Маркс и Энгельс ввели понятие общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – это целостное общество на определённом этапе исторического развития, с определённым способом производства, с определённой экономической, политической структурой и духовной жизнью.

5) Пятый принцип.

Развитие общества представляет собой естественно - исторический процесс, с переходами от более низких ступеней организации, к более высоким ступеням организации, от более низких общественно-экономических формаций к более высоким. Этот процесс осуществляется по объективным общественным законам.

6) Шестой принцип.

Любые общественные процессы, любые общественные явления происходят во взаимосвязи объективных условий и субъективных факторов.

К объективным условиям относятся условия природной географической среды и общественная среда.

Общественная среда – это наличие определённого способа производства, определённой экономической структуры, наличие определённых политических организаций и политической структуры, наличие определённой структуры семейно-бытовых отношений, наличие определённых видов духовной деятельности.

К субъективным факторам относится:

Сознательное целенаправленное воздействие на деятельность людей во всех сферах жизни.

Субъективный фактор определяется – целями, задачами, степенью активности в осуществлении задач, наличием знаний и степенью осмысления реальных событий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: