Философия о предназначении человека

На протяжении всей истории развития философской мысли вопрос о сущности и предназначении человека рассматривался с самых различных позиций и никогда не решался однозначно.

В религиозной философии этот вопрос решается на основе священных писаний. Так, в религиозной христианской философии эту основу составляет Библия, в исламе – Коран.

В объективно – идеалистической философии Г.Гегеля сущность и предназначение человека определяется саморазвивающейся абсолютной идеей, мировым разумом.

В материалистической философии этот вопрос решается также не однозначно. В рамках метафизического осмысления сущность человека часто сводится к его преимущественно биологическим качествам. Когда же речь заходит о предназначении человека, то даже среди диалектически мыслящих философов, распространено мнение, что никакого предназначения у человека нет, человек рождается, просто, без всякой на то цели, в силу существующего способа размножения, который сложился эволюционно, естественным образом. Однако, если этот вопрос рассматривать в рамках системно – структурного подхода, то можно твёрдо сказать, что человек имеет своё соответствующее предназначение. Это предназначение определяется системной целостностью и потому его можно назвать системным предназначением.

Общество представляет собой целостную систему, элементом которой является человек. В любой целостной системе между элементами и частями устанавливаются системообразующие связи, по которым они объединяются в выполнении каких – либо общих действий, функций, становясь взаимосвязанными и взаимообусловливающими. Чтобы элемент был составной частью целого, он должен обладать теми свойствами, по которым устанавливаются системообразующие связи. Если он этими свойствами не обладает, он уже не является элементом и отторгается системой. Система сохраняет в своей целостности только те элементы и части, которые выполняют системообразующие функции.

Общество – многокачественное системное образование. Прежде всего, это надличностная социальная система. С другой стороны, оно выступает как биологическая надорганизменная система, как вид живых существ. Видовая Саморегуляция использует все естественные приспособительные факторы к самосохранению. В сущности, все жизненные процессы вида подчинены именно этой цели. Поскольку индивиды недолговечны, то рождаемость выступает как главный фактор приспособляемости и самосохранения вида. Целостность стимулирует рождаемость и использует для этого все биологические факторы, чтобы порождённый индивид был способен к порождению себе подобных. Целостность этим предназначает индивида к выполнению её главной функции, и создаёт все необходимые биологические предпосылки к порождению именно таких индивидов. Поэтому, одно из предназначений человека, обусловленное надорганизменной видовой системой – это порождать себе подобных.

Другое предназначение, обусловленное надличностной социальной системой, обеспечение самосохранения социальной целостности. Эта целостность создаёт социальные предпосылки к формированию у индивида социальных качеств, свойств, способностей, с тем, чтобы он выполнял системообразующие социальные функции, направленные на самосохранение социально целостности, её устойчивости, совершенствования её структурной организации. Учитывая социальные особенности, можно сказать, что те социальные процессы которые способствуют социальной устойчивости, социальному самосохранению, расширяют возможности социальной приспособляемости, являются прогрессивными. Социальная целостность, создавая соответствующие условия к «порождению» социального индивида – личности, этим самым предназначает его к выполнению соответствующих социальных функций, направленных к поддержанию прогрессивных процессов, сохраняющих целостность, делающих её более совершенной. И таким образом, социальное предназначение человека – способствовать социальному прогрессу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: