Формирование и развитие вещественных элементов общественной памяти и проблема упорядочения информационных потоков в современном обществе

На основе личностных и созданных вещественных ячеек памяти осуществляется движение и обмен потоков общественной информации. При этом, характер использования и упорядочения информации зависит не только от способов хранения, но и способов передачи информации, ее транспортировки. Способ передачи информации обусловливает характер особенности информационной связи между людьми и окружающими явлениями.

Информационная связь между людьми может осуществляться на различных расстояниях, как вблизи, при непосредственном контакте, так и на больших расстояниях. Поэтому можно выделить прямую контактную и дистанционную информационную связь.

При прямой контактной связи между людьми, при их непосредственном общении, информационная связь осуществляется через членораздельную звуковую речь и зрительные сигналы. Материальным носителем являются звуковые колебания атмосферного воздуха и электромагнитные колебания светового потока. Скорость передачи информации и ее объем зависят от скорости звука и скорости и степени дифференцированной обработки принимаемых и передающих сигналов естественными механизмами памяти индивидов. Прямая контактная информационная связь осуществляется с использованием не только механизмов естественной памяти индивидов, но и. ячеек вещественной памяти, то есть книг, фотографий, записей на бумаге, на кинопленке, компьютеров и др.

Особое значение в жизни общества имеет дистанционная связь между людьми и развитие способов дистанционной передачи информации на большие расстояния. Для дистанционной связи необходимо коды информации переместить в пространстве от одного субъекта связи до другого, Когда в обществе еще не использовались вещественные коды информации, то передать информацию на большое расстояние означало переместить от одного пункта местности к другому самого носителя естественной памяти - человека (с закодированной в его мозгу информацией). Объем и качество информации определялись характером событий, составлявших основу информации, степенью их осознанности субъектом передачи. Скорость передачи информации зависела от способа транспортировки человека. Информационная связь на больших расстояниях потребовала определенных транспортных средств и особой организации службы дистанционной связи. Вначале для транспортировки информации использовались курьеры (пешие или конные), которые несли информацию в своем мозгу или в письмах (с использованием вещественного кодирования). Затем создается особая организация услуг, приема, транспортировки и доставки писем и ценных вещей - почта, с сетью почтовых отделений. Скорость передачи зависела от скорости движения конного транспорта почтовых карет. С изобретением паровозов и постройкой железных дорог скорость и объем информации в обменных потоках увеличилась, и все большее количество людей вступало в дистанционную информационную связь.

Но массовая информационная связь усилилась с изобретением телефона, радио, телевидения и компьютеров.

Со второй половины XX столетия объем накапливаемой информации, и интенсивность обменных информационных потоков стали нарастать лавинообразно. Это нарастание, с одной стороны, связано с научно-технической революцией. Постоянный рост числа изобретений, научных открытий, расширение областей исследования, дифференциация наук ведет к беспрерывному увеличению объема научных и технических знаний, расширяется объем искусствоведческих знаний и др. Дж. Мартин дал сравнительную картину увеличения объема знаний двух последних столетий, отмечая, что в начале XIX века сумма человеческих знаний удваивалась каждые 50 лет, к 1950 году - каждые 10 лет, а с 1970 года - каждые 5 лет. К концу XX века ожидается увеличение объема информации в мире более чем в 30 раз. С другой стороны, нарастание информации обусловлено и тем, что в общественной жизни происходит постоянное уплотнение событий. История ускоряет свой ход. Образно можно сказать, что на протяжении порядка 100 тысяч лет существования первобытнообщинного строя история ползла черепахой; в период рабовладельческого и феодального обществ она шла человеческим шагом; в эпоху Возрождения история пересела на лошадь и в XVIII столетии начала |двигаться рысью, в XIX веке - галопом, в первой половине XX века пересела на самолет и устремилась со звуковой скоростью, со второй новины XX века понеслась со сверхзвуковой скоростью и т.д. Это уплотнение событий, при усиливающейся информационной связи, особенно с появлением телевидения, приводит к постоянному росту потоков информации. В обществе циркулирует уплотняющийся поток информации о повседневной жизни людей, состоянии различных сфер жизнедеятельности, о событиях во всех странах и континентах мира. По образному выражению В.Б.Миронова, лавинообразный информационный поток создает целый океан, в котором человек может утонуть, если не будет использовать "электронный мозг".

Подобный информационный океан свидетельствует о том, что набирает силу новый уровень информационного обмена, соответствующий функционированию общепланетарного человеческого сознания. На этом уровне объем потоков информации намного превосходит объем потоков на уровне отдельных общностей. Нам необходимо осознать этот факт, Рождается новое дитя планеты, с общепланетарным общественным организмом, с общепланетарной общественной памятью, общепланетарным общественным сознанием, общепланетарным мышлением. Это дитя находится в такой стадии, когда происходит еще самоосознание себя как общепланетарной целостности. Это еще первоначальное детское осмысление, оно самоутверждается в своем, по детски, неповоротливом общественном теле, когда еще не вполне послушны ему руки, ноги, голова, оно неупорядочено шевелит ими. И самое главное, оно еще не разбирается в своем информационном потоке и не умеет эффективно им распоряжаться. Общепланетарному общественному сознанию необходимо еще научиться рационально, хранить и использовать получаемую информацию, а также упорядочить свою внутреннюю общественную структуру, привести ее в соответствие с новым объемом окружающей космической среды; следить за гармонией взаимоотношения своего, еще малопослушного, тела с биосферой и ближайшим космосом.

Самоосознание общества осуществляется, не иначе как через Самоосознание индивидов. В обществе только то становится общезначимым, что приобретает массовый характер. Самосознание глобального сообщества должно проявляться через массовое самоосознание людей всех стран и континентов, в идеальном случае, в самоосознании каждого индивида на Земле, как элемента глобальной общественной системы. Но самоосознание прямо связано с самоосознанием своих действий, своего поведения. Для индивида такое самоосознание связано с определенной упорядоченностью действий, с самоконтролем и самоорганизованностью. Самоосознание человечества на уровне глобального явления также связано с самоосознанием своих действий, поведения, их упорядоченностью, самоконтролем и самоорганизованностью.

Важнейшим элементом самоосознания является упорядочение своих мыслей. Поэтому для глобального самоосознания, прежде всего, необходимо упорядочить свои общественные мысли, глобальный мыслительный процесс, создать компактную глобальную общечеловеческую память, ёмкую и весьма удобную для приема, хранения и выдачи информации, эффективную для каждого индивида.

Большие возможности для этого заключены в "электронном мозге". Современные ЭВМ в состоянии хранить и перерабатывать огромное количество информации в малые доли секунды. Например, выпущенные в 80-е годы в нашей стране ЭВМ ПС - 2ООО были с быстродействием 200 миллионов операций в секунду. Создаваемые в Японии ЭВМ "пятого поколения" доводят быстродействие до миллиарда логических выводов в секунду. Огромные возможности ЭВМ проявились, когда на смену громоздких ЭВМ (так, компьютер "Эниак" занимал площадь 1600 квадратных футов и весил 6О тысяч фунтов) пришли ЭВМ на микросхемах (микропроцессоры). Микросхемы считают мозгом электронных устройств. Микросхема позволяет проводить близкие аналогии и с человеческим мозгом, в котором извилины белого и серого вещества напоминают сложные переплетения микроплат. Первая ЭВМ на микросхемах, изготовленная компанией "Интел" (США) имела размер спичечного коробка. Миниатюризация ЭВМ привела к массовому производству и применению ЭВМ во всех сферах жизнедеятельности общества. В 70-е годы США начали лидировать в области компьютерной техники. В 1985 году в конторах бизнеса и менеджмента в США работало 17 миллионов, а в начале 1987 года - 23 миллиона персональных ЭВМ, не считая тех, что находились в личном пользовании.

Однако, в 80-е годы преимущество в области микросхем перешло к Японии. В 90-е годы в Японии была продемонстрирована ЭВМ – прототип компьютеров "пятого поколения" - интегральная схема с контактами из ниобия величиной в 1 мм.

ЭВМ стали считать ядром, так называемой, "информационной революции". Ученые многих стран стали вести разговор о новом обществе, которое назвали "информационным обществом", полагая, что в этом обществе предметом труда является информация, а средством труда информационная технология; решающая роль в нем будет принадлежать «индустрии знаний». Как известно, план строительства "информационного общества" объявлен в Японии "национальной целью"; для этого выделены миллиарды долларов (официально, 65 млрд.), в надежде осуществить завершение проекта к 2ООО году. Миронов В.Б., отдавая должное гению японских разработчиков и ученых, отмечал, что, наряду с реальными достижениями в идее "информационного общества" много зыбкого, утопичного и непрочного. В определенном смысле он прав. Да и само понятие "информационное общество" не соответствует тому, что воплощается. Следует заметить, что данное понятие, по крайней мере, в русском языке, не корректно в смысловом отношении. Мы же не говорим об "информационном человеке" только оттого, что он упорядочил информационный поток в своей голове, приобретая большой объем знаний и умение их рационально использовать. С другой стороны, общество всегда было информационным, в том смысле, что происходило кодирование и извлечение информации как на основе естественных, так и вещественных элементов памяти, и рост объема общественной информации происходил на протяжении всего развития общества, только в наш период он имеет небывалый размах интенсивности. И речь идет, безусловно, об упорядочении лавинообразного нарастания информации и переходе целостной глобальной общественной системы из своего бессознательного состояния в сознательное. И в этом отношении следует признать важность для всего мира практического осуществления японскими учеными и правительством Японии упорядоченности информационных потоков в масштабах своей страны. Эта практика должна быть обобщена и распространена на всех континентах мира, с учетом специфики стран. Но что конкретно делается в Японии для реализации проекта? В соответствии с поставленной задачей, предлагается информационно "перевооружить" японское общество. Для этого создается банк управленческих данных, в котором сосредоточивается важная политическая, экономическая и научная информация правительственных организаций. Создаются региональные системы здравоохранения медицинского телеконтроля, автоматизированного бытового обслуживания населения, многоканального телевидения с обратной связью и многое другое, что призвано стать частью единого "компьютополиса". Следует отметить, что в Японии уже с середины 70-х годов в городах Тама и Икома, на основе достижений кибернетики и телесвязи были созданы системы, предоставлявшие жителям десятки новых информационных услуг (сообщения местных новостей, объявлений, расписания работы транспорта, медицинские консультации и т.д.) и связавшие воедино службы местного самоуправления. Все необходимые сведения и данные в этих системах получают из информационных банков. Такого рода системы начали внедрять в других городах по всей стране, после разрешения министерством почт и телеграфов установки кабелей для двусторонней связи.

Как видим, упорядочение здесь связано с определенными техническими изменениями в механизмах обмена, хранения и распределения потоков информации. Основу составляют центры приема, хранения и выдачи информации, роль которых выполняют вещественные ячейки - информационные банки, "банки памяти". Фактически, осуществляется процесс материального обеспечения функционирующей общественной памяти, формирования ее структуры надежными вещественными ячейками, с рациональными механизмами использования и хранения информации. В Японии это происходит на уровне общностного, общенационального сознания. Оперирование с общепланетарными потоками информации требует такого же рода упорядоченности. Чтобы наладить нормальное функционирование общечеловеческого планетарного сознания, также необходимо создавать мировые международные информационные банки, к которым можно было бы подключиться каждому человеку через персональный компьютер. Возможности для этого имеются. Есть и примеры того, как это осуществлять. Можно вспомнить, например, полуфинальную игру чемпионата мира по шахматам в сентябре 1990 года между 8-ю советскими и 8-ю австралийскими шахматистами через компьютерную спутниковую связь; что стало возможным благодаря использованию средств компьютерной коммуникации и международных сетей передачи данных.

Для полноценной общечеловеческой памяти необходимо создавать вещественные ячейки, как долговременной памяти, хранящей всю сумму необходимых общечеловеческих знаний, так и памяти текущей повседневной информации. Конечно, создание такой общечеловеческой памяти, само собой, не произойдет, человечество будет топтаться на месте, пока не будет организована целенаправленная работа. Лучше, если бы для этого был создан особый комитет при ООН, который бы взял на себя всю координирующую и организационную работу по рациональному комплектованию механизмов общечеловеческой планетарной памяти.

Упорядочение потоков информации за счет совершенствования технических средств, их компактного пространственного расположения происходит одновременно с автоматизацией и компьютеризацией всех жизненно важных сторон деятельности людей, направленных на обеспечение всесторонних услуг населению, простоту, удобство, надежность, экологическую чистоту в выполнении, как производственных функций, так и функций во всех непроизводственных сферах. То есть, практически, комплектование механизмов общечеловеческой памяти неразрывно связано с упорядочением структурных организаций общества.

Материальная сторона упорядочения информационных потоков становится жизненно необходимой при современных темпах общественного развития, она носитель глобального общечеловеческого сознания. Но процесс информационного упорядочения связан и с другой стороной, с явлениями духовной жизни, с проблемами, противоречиями различных форм общественного сознания, перерождающихся из общностных национальных рамок, в глобальные общечеловеческие рамки. Процесс перерождения происходит по всем сферам жизни наций, он связан также и с взаимной адаптацией, которая охватывает все уровни, от личностных до общенациональных. Поскольку степень развития всех стран мира не одинакова, то взаимная адаптация осуществляется, в большей степени, как адаптация менее развитых стран к стереотипам жизни успешно развивающихся стран. Эту адаптацию современные теоретики называют модернизацией, она в действительности таковой и является. Характер модернизации некоторые авторы связывают с определенными концептуальными основами социальных теорий. Особенности такой модернизации рассмотрены В.Г.Федотовой. В целом, проблема преобразований в духовной жизни наций многообъемлющая и выходит за рамки нашего исследования.

Конечно, упорядочение общественных процессов осуществляется через механизмы координации. Не случайно, в плане информационного преобразования японского общества важное место отведено упорядочению контрольно - управляющих функций и контрольно - управляющей информации, основу составляет государственный банк управленческих данных. Безусловно, это важный момент в системе государственного управления. Центральный государственный информационный банк управленческих данных может концентрировать в себе управленческую информацию по всем сферам деятельности государства, по всем министерским отделам. Каждое министерство может иметь свой управленческий банк данных, который может быть высшей инстантной координирующей ячейкой, концентрирующей в себе управленческие данные по всей структурной управленческой иерархии отрасли, со службами местного самоуправления.

В целом, способ координации общества, как способ согласования внутрисистемных общественных процессов и поведения общества как целостной системы, включает в себя сложную совокупность процессов с механизмами стихийного и сознательного управляющего воздействия. При этом, бессознательное, стихийное управляющее воздействие является усредненным результатом столкновения переплетающихся и нередко противоречащих друг другу сил. Оно пробивает себе дорогу как общая тенденция через массы случайных единичных актов.

Какие же, конкретнее, координационные процессы проявляются в обществе?

Поскольку общество представляет собой синтез трех основных систем различной природы - физико-химической, биологической и социальной, то, несомненно, в обществе присутствуют и переплетаются физико-химические, биологические и социальные координирующие процессы.

Физико-химические и биологические координационные процессы проявляются в виде корреляции, регуляции, саморегуляции.

Корреляция (от позднелат. означает - соотношение) - представляет собой взаимозависимость, взаимное соответствие явлений, эта зависимость как статистическая или вероятностная, не имеет строгого функционального характера. В живых системах она проявляется в соотношении строения и функций различных ее частей, в согласованности их действий.

Регуляция (от лат. - означает устраивание) - представляет такой характер согласования частей, когда приводится что-либо в соответствие с установленными нормами, правилами, это поддержание требуемого режима работы какого-либо параметра в заданном значении. Саморегуляция - когда такой процесс согласования осуществляется самой системой.

Все эти виды координации самостоятельно проявляются на механизмах бессознательного, стихийного координирующего действия. К бессознательным процессам координации относятся также и некоторые процессы социальной корреляции и регуляций. Но собственно социальные процессы включают в себя и такие виды координации, как управление и самоуправление. Все виды координации в обществе взаимосвязаны и "замыкаются" на отношениях личности.

Координационные процессы пронизывают все структурные уровни организации общества, они действуют на всех уровнях. Поэтому можно выделить координационные процессы на уровне личности, социальной группы, коллектива, класса, народности, нации, общества в целом. Причём надличностные координационные процессы образуют иерархию. Каждая иерархическая ступень пронизывается координирующими действиями вышестоящих ступеней, и все они находятся под влиянием координирующего действия целостной общественной системы.

В целом, способ координации общества представляет собой сложную многоуровневую и многоплановую систему, включающую в себя все ступени координации, синтезированные социальной целостностью. Представить всю эту систему в ее конкретности не просто. Это развивающаяся система в своей целостности еще не изучена. Специальное изучение этой системы является многоаспектным и выходит за рамки объема данной диссертации. Мы ограничимся только общей характеристикой способа координации общества.

Для наглядности можно представить следующую общую схему способа координации общества.



Что же координируется в обществе? Без сомнения, это, прежде всего, действия, поведение и деятельность людей на всех структурных уровнях организации общества, во всех сферах его жизнедеятельности. В более широком охвате, это связано с координацией изменения, движения всех социальных объектов, всех общественных процессов.

Все координационные процессы, независимо от того, какому уровню они принадлежат, оказывают непосредственное или опосредованное воздействие на личность. На уровне личности концентрируются воздействия всех других уровней. Эффект координационного воздействия зависит от поведения, действий личности. В действиях же личности переплетаются интересы субъектов управления и личности.

Поскольку важнейшую роль в общественных отношениях играют общественные интересы, а интересы выражают потребности людей, постольку механизмы внешнего и внутреннего обмена формируются и регулируются на основе процессов удовлетворения потребностей людей. В общем, плане Г.Н.Алексеев выделил такие потребности: физические, или, биологические, социальные и интеллектуальные, или духовные. А.В. Маргулис и Е.И.Степанов, отмечая, что потребности общественных индивидов приобретают весьма сложную структуру - в нее включены, помимо личных, персональных потребностей, также потребности групповые, классовые, общественные - выделили систему потребностей в соответствии с основными видами деятельности, необходимыми для воспроизводства социального организма как объективно функционирующей целостности. В соответствии с такими видами деятельности как материально-преобразующая, социально-организующая и духовно-направляющая, "вся совокупность общественных потребностей дифференцируется на материальные потребности, детерминирующие деятельность по воспроизводству и развитию материальных условий жизнедеятельности общественного организма и составляющих его индивидов и групп; социально-политические потребности, детерминирующие деятельность по воспроизводству и развитию социальных связей организованных в общество индивидов и групп, и духовные потребности, детерминирующие деятельность по воспроизводству и развитию духовной жизни общества в целом и духовного мира объединенных в общество личностей". При этом, важное значение имеют именно разумные потребности. Как справедливо отмечают А.В.Маргулис и Е.И.Степанов, вопрос о разумных потребностях - это вопрос об их специальном отборе с точки зрения нормального существования, укрепления и дальнейшего развития определенной системы социальной деятельности. С этой точки зрения, они отмечают, что разумны те потребности личности или социальной группы, которые общественно необходимы в условиях данной системы социальной деятельности и общественных отношений, которые служат ее укреплению и дальнейшему прогрессивному развитию.

Механизмы регуляции на уровне личности представляются комплексом факторов, важнейшим элементом которых являются разумные потребности личности, коллектива, класса, нации, общества в целом. Этот комплекс включает в себя систему регуляторов. В.В.Борзых выделяет регуляторы моральные, правовые, политические, административные. Все эти регуляторы взаимосвязаны, но большое значение, как для других регуляторов, так и для мотивационной деятельности личности имеет система моральной регуляции. Элементы и способы регуляции нравственных отношений были рассмотрены Х.А.Шайховой. Она выделила три типа, три механизма социальной регуляции нравственных отношений - ценностный, нормативный, профессионально-этический. Существенное отличие морально-ценностной регуляции от нормативной состоит в том, что ценности представляют собой общесоциальные факторы интеграции классов, групп, слоев, в то время как нормативные механизмы моральной регуляции характеризуют правила поведения людей, классовые или групповые стандарты оценки правильности их поведения и взаимоотношений. Нормативная регуляция выступает в качестве важного средства социально-морального контроля. Моральные нормы, освоенные личностью, превращенные в систему ее ценностных ориентации и мотивов, составляют важный компонент морального сознания. Ценностные ориентации личности могут быть истолкованы как система установок личности на те или иные нравственные социальные ценности, в свете которых индивид или группа воспринимает ситуацию, выбирает соответствующий образ действия, дает оценку целей и средств деятельности и характера межличностных отношений. Как подмечает Х.А. Шайхова, ценностные ориентации личности по степени осознанности могут быть разделены на дорефлексные и рефлексные. Если личность приобретает навык осознавать привитую ему систему ценностных установок, и он может строить в своем сознании ориентированную систему отношений, отправляясь от собственной структуры потребностей и интересов, то формируется рефлексивная ценностная регуляция. При этом, поведение, действия личности осуществляются через рефлексное Я, отраженное Я, изменчивые представления личности о самом себе, самооценки и модели поведения. Если этот процесс слабо осознан или неосознан, то в этом выражаются дорефлексные ценностные ориентации.

Ценностные ориентации выступают в качестве важнейшего компонента мотивационной структуры личности, мотивов и стимулов социальной активности, направленности общения. На основе ее осуществляется выбор личностью ее жизненного пути. При этом важным ценностным образованием в структуре духовной реальности общества является идеал. Рассматривая теорию идеала, В.Е.Давидович характеризует идеалы как формообразования сознания, которые служат интегральными целевыми основаниями деятельности и полагаются субъектом как предельное выражение того, что в системе его ценностей несет в себе характеристики высшего блага. Поэтому идеалы есть не только образ будущего и даже не столько его образ, сколько выражение должного в сущем, надлежащего в наличном бытии. Это целостный образ деятельности, взятый в том срезе, как она должна была бы осуществляться. И таким образом, идеал выступает своеобразным регулятором, поддерживающим направленность деятельности по цели, по результату. Это та цель, как отмечает В.Е.Давидович, которая властно детерминирует направленность деятельности, задает ей вектор.

В целом процесс суммарного наложения координационных воздействий на уровне личности зависит от места личности в структурной организации общества. Можно представить в общем, плане и порядок этих воздействий. Мотивами действий личности являются ее потребности и интересы. Поэтому поведение личности определяется, прежде всего, механизмами саморегуляции. Поведение личности в семье коррелируется сложившимися семейно-бытовыми традициями. Корреляционно-регулятивный отпечаток на поведение личности накладывает общение с друзьями, товарищами, подругами. Принадлежность к производственным организациям, учреждениям, тем или иным общественным и политическим объединениям, учебным заведениям и др. означает, что деятельность в этих сферах находится под управлением и регуляцией государственно-административных, политических и общественных субъектов управления и регуляции. Принадлежность к той или иной исторически сложившейся общности людей обусловливает наличие национальных и этнических корреляционно-регулятивных воздействий. На весь процесс поведения личности, в целом, накладываются государственно-правовые нормы, а также элементы общественного самоуправления и саморегуляции.

В обществе коррелятивно-регуляционные воздействия проявляются во взаимосвязи различных сторон деятельности и сфер жизни (экономической, политической, семейно-бытовой, духовной и др.), а также в отношениях между различными странами.

Во всех связях между различными частями в структурной организации общества, сторонами его жизнедеятельности наличествуют коррелятивно-регуляционные системообразующие воздействия целостности.

Такие виды координации как управление и самоуправление присущи только обществу. Их специфика достаточно хорошо освещена в современной научной литературе. Следует отметить, что механизмы общественного управления действуют в единстве и взаимосвязи всех звеньев, как регуляции и саморегуляции, как и управления и самоуправления. Управление - это сознательное целенаправленное регулирование социальных процессов. Процесс управления состоит в том, что управляющий субъект своими направленными информационными воздействиями контролирует состояние управляемого объекта и через координирующие механизмы побуждает его изменять свои параметры для достижения заранее заданных управляющим субъектом результатов. Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной деятельностью людей, с обеспечением самими людьми порядка, урегулированности производства и всей общественной жизни, на основе познания законов развития общества и использования их в своей деятельности.

Сознательное научное управление обществом предполагает в себе и такие компоненты, к числу которых относятся планирование и прогнозирование. Планирование в соответствии с научным прогнозированием, в сущности, является гармоничным планированием, с учетом близких целей и далеких последствий. Большой интерес, при этом, представляют так называемые "самоорганизующиеся" прогнозы. Анализ проблем "самоорганизующихся" прогнозов дан А.М. Гендиным. Он указывал путь практического применения прогнозов с обратной связью. Такие прогнозы отражают специфическую отличительную черту структуры общества, которую своеобразно выразил Н.М.Амосов, а именно, "отсутствие строгой и постоянной структуры. Она все время меняется, подчиняясь принципу, который можно сформулировать так: структура предусматривает программу, в ходе которой меняется сама структура, а это в свою очередь ведет к изменению программы. Система, которая меняет свою структуру в ходе выполнения программы, называется самоорганизующейся".

Совершенствование способа координации общества, очевидным образом, связано с все большим преобладанием сознательных факторов над бессознательными. Для формирования координационных механизмов глобального характера необходимо дальнейшее развитие компьютерной коммуникации и создание международных банков координационных данных по всем сферам жизнедеятельности.

Подводя итог по данной главе, отметим, что в результате анализа движения информационных потоков в общественной жизни и выявления механизмов информационного обмена, мы раскрыли сущность общего направления развития информационных процессов. Исторически, по мере того, как создавались и совершенствовались способы кодирования, хранения и передачи информации на вещественной основе, формировались и предпосылки к развитию различных уровней общностного знания, что к концу XX столетия привело к реальному возникновению глобальной общечеловеческой памяти и функционированию глобального общечеловеческого сознания. Порождение целостного планетарного общественного организма с общечеловеческой памятью требует переориентации самосознания национальных общностей на гармоничные взаимоотношения между собой, а также биосферой и ближайшим космосом; на оказание содействия безболезненному порождению целостного общественного феномена; на необходимость создания при ООН особого координационного комитета по планетаризации общественного сознания.

Вопросы для самопроверки

1)Что такое информация?

2)Каково понятие информационного общества?

3) Какие виды информации вы знаете?

4)Как осуществляется движение информационных потоков на уровни личности?

5) Регуляционно – управляющая функция информации?





Подборка статей по вашей теме: