Лекция 2. 1 происхождение философии. Философия древнего Востока

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.

В предыдущем разделе делались ссылки на ряд вопросов, относящихся к истории философии. Задача этого раздела - дать представление о логике развития мировой философской мысли, о важнейших проблемах, которые ставились и по-разному решались в истории философии на протяжении двух с половиной тысяч лет. Именно проблемный анализ позволит подойти к истории философии как к актуальному собранию человеческой мысли.

Рассмотрение центральных проблем, встававших перед философами того или иного периода поможет дать представление о культурно-исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их истории.

Так, античная философия возникает в "силовом поле", полюсами которого являются, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся, прежде всего в Древней Греции, наука. Средневековая философская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания, господствующей в этот период. В эпоху Возрождения (XIV-XVI века) философское мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в частности через новое прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной культуры. Это связано с процессом секуляризации, постепенным освобождением мысли от церковного авторитета. Для философии Нового времени (XVII-XIX века) характерна ориентация на науку, с одной стороны, и юридически-правовую сферу - с другой. В XVII и особенно в XVIII веке происходит переориентация мировоззрения: теологию вытесняют, с одной стороны, развивающаяся наука, а с другой - правовое сознание, тесно связанное с учением о государстве, с так называемой договорной теорией государства (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо и другие).Существенную роль в философии Нового времени играла идеология Просвещения, представленная в XVIII веке в Англии прежде всего Дж. Локком, во Франции - Вольтером и плеядой материалистов: Д. Дидро, П. Гольбахом, К. А. Гельвецием, в Германии - И. Гердером, Г. Лессингом. Критика религии, теологии и традиционной метафизики составляла - особенно во Франции - основной пафос просветителей, идейно подготовивших Французскую революцию. Убеждение в том, что разум, понятый главным образом как новая наука, является источником и двигателем общественного прогресса, определяет умонастроение XVIII века. Анализ прежде всего данного умонастроения, а не подробный разбор учений отдельных философов этого периода составляет содержание параграфа о просветителях.

С конца XVIII века начинается критический пересмотр принципов Просвещения. Одним из наиболее глубоких критиков просветительского понимания науки и разума выступил родоначальник немецкого идеализма И.Кант, чье мировоззрение, впрочем, формировалось как раз в русле просветительских идей. Философское мышление XIX века, особенно в Германии, где определяющую роль сыграл немецкий идеализм (И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель), существенно определяется принципами историзма и диалектики: не случайно именно в XIX веке мы наблюдаем расцвет истории культуры, права, науки, религии и т.д.

Анализ специфики философского знания в каждый из указанных периодов, позволяет показать, во-первых, в какой мере философия в своем развитии обусловлена социально-историческими факторами, воздействием других сфер культуры, а во-вторых, каким образом специфика стиля мышления, господствующего в данную эпоху, накладывает свою печать на способы решения философских проблем и на их характер, видоизменяя старые и выдвигая новые проблемы. Важно, однако, также иметь в виду, что, несмотря на своеобразие философских учений в разные исторические периоды, в развитии мысли сохраняется и существенная преемственность, позволяющая говорить о единстве историко-философского процесса.

Материал, излагаемый в данном разделе, представлен четырьмя относительно самостоятельными частями. В первой рассматривается "восточная философия" как относительно самостоятельный феномен мировой духовной культуры, имеющий свою специфику и отличительные черты. При этом выделяются три культурно-исторических типа "восточной философии" - индийская, китайская и арабо-мусульманская.

Вторая часть данного раздела посвящена рассмотрению западной философской традиции от ее зарождения до конца Нового времени, т. е. до конца XIX века включительно. При этом выделяются четыре основных культурно-исторических типа западной философии обозначенного огромного периода: космоцентричная античная философия, теоцентричная средневековая философия, антропоцентричная философия эпохи Возрождения и наукоцентричная философия Нового времени.

Третья часть раздела отведена отечественной философской мысли от ее зарождения и до конца эпохи Нового времени. Будучи относительно самостоятельным течением мировой философской мысли, философия в России, в силу ее культурно-исторической специфики, связанной в первую очередь с принятием христианства византийского образца, больше тяготела к западной философии, нежели к "восточной". Поэтому ее иногда считают представительницей восточноевропейской философской традиции.

Наконец, четвертая часть раздела посвящена рассмотрению современной философии, которая, будучи принципиально новым образованием, впитала в себя все предшествующие культурные традиции мировой философской мысли.

Вопрос о том «где же все-таки возникла философия – на Западе или на Востоке?» до сих пор остается актуальным. "Восток" пытается обвинить "Запад" в натурализме, рационализме, прагматизме и атеизме. При этом Восток гордится: "сердечным умом", особым - нравственным настроем души, глубокой и искренней открытостью природе, космосу, бытию. Восток - средоточие духовности, родина духа. В свою очередь Запад старается доказать, что настоящей философии на Востоке не было, что она замешана на мифологии, религии, морали. Самая точная ее квалификация - пред - или парафилософия. Т.о., нечто неразвившееся, локальное в свете того, что принято называть философией в прямом и подлинном смысле этого слова. Здесь предстает вечная проблема противостояния Восток-Запад, и разрешима она лишь при взаимотерпимости и взаимопонимании.

В Восточной и Западной философии прослеживаются разные подходы не только в решении поднимаемых вопросов, но и в их постановке. Однако, при более тщательном рассмотрении, под разными терминами, за самобытными стилями и манерами философствования скрываются одни и те же проблемы, бьется одна и та же исследовательская мысль.

В сочетании универсальности философского анализа с реальностями культурного, национального и исторического порядка многое пока остается неясным, а потому осторожность в обобщениях и оценках не помешает. Тем не менее, одно обобщение можно все-таки предложить: философские истины носят в целом интернациональный характер и по мере исторического прогресса человеческого общества становятся все более таковыми. Вероятно, в данном направлении можно пойти еще дальше и сказать, что специфика культурного, национального и исторического развития философии есть культурные, национальные и исторические формы работы над единым для всей мировой философии предметом.

Возникновение философии относят к VI в до н.э. Именно в это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.

Мифологическое сознание характеризуется синкретичностью, это означает, что в нем объединяются мифы и научные понятия, антропоморфностью – когда человек не отделяет себя от мира, объясняя его происхождение по аналогии с самим с собой. Сакральность также является основной характеристикой мифологического сознания. Это означает закрытость знаний, недоступность их для широкого общества.

Два главных направления восточной философии: Индийская и Китайская философии.

Философия Древней Индии. Фундамент индийской философии заложили ведийский и эпический период. По времени они охватывают Древнюю и Средневековую Индию.

Философия ведийского периода. Начало философского мышления в Др. Индии связано с брахманизмом, т.е. учением брахманов – касты жрецов. В своих догмах брахманы основываются на Ведах – представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов. Веды переводятся с древнеинд. как знание.

Все ведийские тексты считаются священными книгами, божественным откровением. Веды делятся на четыре части. Заключительная часть вед называется упанишады. Именно в них содержатся трактаты религиозно-философского характера. Первоначально этот термин означал получение знания, а затем – тайное учение. В упанишадах развивается тематика Вед: идея единства всего существующего, поиск причинно-следственных связей явлений и т.п. при этом главное внимание уделялось человеку, его познанию и нравственному самосовершенствованию.

В упанишады вошли учения о сансаре (круговороте жизни) и карме (закон воздаяния). Это учение трактует человеческую жизнь как череду праведных и неправедных поступков, после см. вытекающих в систему перерождений.

Философия эпического периода характеризуется учением Бхагават - Гита (Божественная песнь), входящим в эпический сборник Махабхарата, кот состоит из 18 книг. Именно на этом учении основывается теория йоги. «Йога» в переводе означает сосредоточение, а ее основателем считается мудрец Патанджали. Практика йоги предполагает индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями.

Самым знаменательным событием индийской философии является зарождение учения буддизма. Основанный в VI веке индийским принцем Сиддхартхом Гаутамой (Буддой), он предполагал этико-практическую направленность и освобождение личности от страданий через аскезу, медитацию и нирвану. В результате культурно-исторического развития буддизм раскололся на два основных направления: «Хинаяну» (что означает «малая колесница») и «Махаяну» («большая колесница»). Для приверженцев «Хинаяны» Будда остался лишь идеалом духовного совершенства, достигаемого человеком в процессе жизни. Соответственно, раз это человек, а не бог, то молиться его изображениям, приносить жертвы, просить исполнить те или иные пожелания совершенно бессмысленно. Можно только чтить его память и следовать по указанному пути нравственного самосовершенствования. В «Махаяне» же Будду обожествили. Там возник культ его изображений, появились молитвы, жертвоприношения и т.д.

Китайская философия. Китайская философия начинает свое формирование в XVIII веке д.н.э. в период правления династии Шань. В отличии от древнеиндийской эта философия в основном сосредотачивается на сути и сущности государства, социальной жизни чел и взаимоотношении людей, а не индивидуальном самосовершенствовании личности.

Высшими мировыми началами в этой философии считались Верховный император (Шаньди) и Небо, как первопричина всех вещей. В философскую часть древнекитайских религий вошли представления о темном и светлом начале всего существующего. Инь – женском, темном начале, принадлежащим земле. Ян – мужском, светлом, принадлежащем небу. Эти взгляды излагались в «Книге перемен», по которой все предметы мира в своем развитии переходят от одной стороны к другой и содержат в себе обе эти противоположности. Этот путь в китайской философии называется путь Дао.

Другим наиболее важным направлением древнекитайской философии является конфуцианство. Формируется оно в конце V века до н.э. китайским чиновником-мудрецом которого звали Учитель Кун или КОНФУЦИЙ. Уже в 20 лет он прославился как самый мудрый педагог Китая. Конфуция мало интересовали проблемы материального мира и гармонии. Категория Небо у Конфуция - высшая духовная определяющая власть и сила. Поэтому «кто провинился перед Небом – тому будет некому молиться».

ОДНАКО философия Конфуция антропоцентрична. В центре его учения – человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Воспитание идеального человека, по мнению Конфуция, должно осуществляться в духе уважения к окружающим людям и обществу.

Идеи Конфуция сыграли большую роль в развитии всех сторон жизни китайского общества, т.ч. и в формировании его философского мировоззрения. Сам же он стал объектом поклонения и был причислен к лику святых.

Наряду с конфуцианством развивается и даосизм (школа Дао), возникший во II п. I-го тыс. до н.э. Его основателем считается Лао-цзы. Основной идеей даосизма является сохранение меры вещей. Поэтому основной задачей человека является НЕДЕЯНИЕ. Именно оно приводит к счастью, процветанию и свободе.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем отличие древнекитайской философии от индийской?

2. Когда, по мнению Конфуция, существовало идеальное государство?

3. Что служило для Конфуция критерием разделения общества на верхи и низы?

4. Какой смысл несет в себе выражение «стена иероглифов»?

5. Какую роль играет конфуцианство в истории и жизни Китая?

6. Можно ли назвать даосизм оппозиционным мировоззрением?

7. В чем Вы видите основное различие даосизма и конфуцианства?

8. Что говорили даосские мудрецы о достижении бессмертия?

9. В чем заключается специфика китайского буддизма?

10. Основные школы-направления индийской мысли.

11. Основные проблемы и понятия древнеиндийской мысли.

12. Выдающиеся мыслители индийской философии.

Рекомендуемая литература

1. Введение в философию. – М., Высшая школа, 1989, - Ч.1.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., Высшая школа, 1988.

3. Китайская пейзажная лирика. – М., 1984.

4. Литература Востока в средние века. – М., 1996.

5. Мудрецы Китая. СПб., 1994.

6. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1996.

7. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М., Высшая школа, 1991.

Небо – верховное божество и высшее олицетворение

разума, целесообразности, справедливости и добродетели.

Претендуя на родство с Небом, китайские правители стали

именовать свою страну Поднебесной (тянь-ся), а себя

сыновьями Неба (тянь-цзы). Для них отождествление себя с

Небом означало принятие на себя ответственности за весь

мир.

Концепцияинь - ян – деление всего сущего на два начала,

женское и мужское. Мужское начало ян ассоциировалось с

солнцем и со всем светлым, ярким и сильным. Женское

начало инь было связано с луной, со всем темным и

мрачным. Оба начала тесно взаимосвязаны и гармонично

взаимодействуют.

Концепцияусин – взаимодействие и взаимопроникновение

пяти основных элементов, первосубстанций (огонь – вода –

земля – металл – дерево).

Благородныймуж (цзюнь-цзы) - социальный идеал

Конфуция, эталон для подражания. Должен обладать таким

качествами как гуманность (жэнь), чувство долга (и),

верность и искренность (чжэн), благопристойность и

соблюдение церемоний (ли). Благородный муж – честный,

бесстрашный, понимающий, внимательный в речах и

осторожный в делах.

Культпредков и нормы «сяо» - быть почтительным сыном

обязан каждый, а особенно – человек грамотный и

образованный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы.

Почитанию родителей китайские философы придавали

глубокий смысл символа социального порядка. Сяо – это

основа гуманности.

Дао (путь) – всеобщий Закон и Абсолют. Дао господствует

везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал,

но все происходит от него. Невидимое и неслышимое,

недоступное органам чувств, постояное и неисчерпаемое,

безымянное и бесформенное, оно дает начало имя и форму

всему сущему. Дао проявляется через свою эманацию – дэ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: