Патристика. Эпоха Средневековья самая длительная в истории человеческого общества

ЛЕКЦИЯ 2.6. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. СПОР МЕЖДУ НОМИНАЛИСТАМИ И РЕАЛИСТАМИ В ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ: ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА.

Эпоха Средневековья самая длительная в истории человеческого общества. Начало эпохи — примерно V в. (начало гибели Римской империи), окончание — XV в — (начало великих географических открытий) или же середина XVII в. (Английская буржуазная революция).

Эпоха Средневековья делится на 3 периода:

- Ранний (V-X-XI в)

- Расцвет (X-XIV в)

- Поздний (XV-XVI в)

Средневековая философская мысль представлена двумя течениями: реализмом и номинализмом.

Реализм - философское учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире (чувственное восприятие мира).

В этом отношении средневековый реализм близок учению Платона об идеях (мир возникает сначала в идеях).

Согласно реализму универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме, а человек — подобие бога; только благодаря этому человеческий разум в состоянии понять сущность вещей, ибо эта сущность есть ничто иное, как всеобщие универсалии. Отсюда, познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.

Номинализм — философское течение, представители которого подчеркивают приоритет воли над разумом. Усилием воли человек может понять мир. Общие понятия только имена, они не обладают никакой самостоятельностью, помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования для целого ряда вещей и явлений.

Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок времени в истории Европейской философии, который непосредственно связан с христианством.

По мере того, как христианство приобретает все большее влияние и распространение, оно все больше нуждается в рациональном обосновании своих догм. Отсюда попытка использовать для этой цели учения античных философов. Поэтому средневековое мышление и миросозерцание определяли 2 разные традиции: христианское откровение и античная философия (в идеалистическом варианте - Платоновском).

Христианская мысль пыталась ассимилировать философские идеи античности, особенно идеи неоплатонизма и стоицизма.

Возникшее христианское учение основывалось на средневековом мышлении. Специфической чертой средневековья был Теоцентризм.

Теоцентризм — когда реальность, определяющая все сущее, была не природа, а бог. В основе лежат 2 принципа, тесно переплетающихся друг с другом: идеи творения и идеи откровения.

Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (бытия), а идеи откровения составляют фундамент учения о познании (гносеология). Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии. В средневековой философии выделяют 2 основные вехи: патристика и схоластика.

Христианство борется с враждебным окружением как внешними, так и внутренними врагами.

Внешние враги — варвары (языческие племена).

Внутренние враги - течения, которые переняли язычество с разными признаками христианства. Претендовали на роль учений.

Одним из таких учений был гностицизм.

Гностицизм — дуалистическое объяснение мира: борьба света и тьмы, добра и зла, имеющее универсальное космическое явление. Зло происходит от материи, добро — от бога. Таким образом, существует как бы два бога: Бог и враждебный ему творец — Демиург — творец мира.

Аврелий Августин — один из основателей патристики написал работы: ”Исповедь”, ”Град Божий”, ”О троице”. В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о соотношении бытия и небытия.Центр философского мышления - Бог. Бог первичен, это высшая сущность, он единственный, существование его независимо, все остальное существует благодаря божественной воле.

Схоластика (школа) — направлена на христианское учение.

Цель: 1) с помощью разума легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их к мыслящему духу человека;

2) предать религиозной теологической истине систематическую форму при помощи философских методов (эклектика, герменевтика).

3) используя философские аргументы исключить критику святых истин.

4)поиск рациональных путей истинности доказательства всего того, что провозглашает вера.

Задача: упорядочить и сделать доступной для необразованных людей данную догматическую конструкцию. Отсюда следует не поиск истины, а поиск способов изложения и доказательства этой истины посредством истины. Эта задача была по плечу только философии.

Философия этого периода занималась формально-логическими комментариями к священным текстам, особенно в период схоластики. Было развито искусство толкования священных текстов — экзегетика.

“Верю, потому что нелепо”

Квинт Тертуллиан

Представители схоластики:

Пьер Абеляр (1079-1142г), Иоанн Росцелин (1050-1110г) и ключевая фигура Фома Аквинский (1225-1274г): ”Сумма теологий”, ”Сумма против язычников”. Суть: задача науки — объяснение закономерностей мира (философия). Над философией находится богословие (наука о Боге), мышлением сюда проникнуть нельзя, это сверхъестественные истины как божественное откровение (учение), которое содержится только в вере. Поэтому философия должна служить вере — теологии тем, что религиозные истины представлены в категориях разума, и если их опровергать как ложные аргументы, то это будет выпад против веры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: