Лекция №1. Предмет и задачи курса менеджмент

В «Оксфордском бизнес-словаре» даются следующие определения понятия «менеджмент»:

1) власть и искусство управления;

2) особого рода умения и административные навыки;

3) способ, манера обращения с людьми;

4) орган управления, административная единица;

5) специфические отношения в группе сотрудничающих людей для направления их общих усилий на достижение единой цели.

В целом менеджмент представляет собой современную систему управления предприятием (фирмой), действующую в условиях рыночных отношений и направленную на развитие производственно-хозяйственной деятельности. Принципы, функции, методы, организационные структуры менеджмента как системы управления порождены объективной необходимостью, сформированной закономерностями рыночных отношений хозяйствования, характеризующихся ориентацией фирмы:

· на спрос и потребности как рынка в целом, так и на запросы индивидуальных потребителей;

· обеспечение заинтересованности работников в наивысших конечных результатах;

· широкое использование новейших научно-технических достижений;

· регулирование межфирменных отношений.

Характерными чертами менеджмента

- направленность на рациональное ведение хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов,

- необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами,

- сочетание долгосрочной стратегии развития фирмы с быстрой рациональной адаптацией фирмы к изменению текущих рыночных условий.

В соответствии с объективными требованиями развития производства и реализации продукции, ускорением научно-технического прогресса, усложнением хозяйственных связей и обострением проблемы сбыта, повышением роли потребителя в формировании функциональных, эксплуатационных, экономических и других характеристик продукции возникает необходимость постоянного совершенствования менеджмента в фирмах.

Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления воздействуют на организационную структуру фирмы, требуют перераспределения функций управления по уровням ответственности, формам взаимодействия и т.д.

Таким образом, система управления, отвечающая перечисленным требованиям и закономерностям социально-экономического развития, должна быть гибкой и эффективной.

В этой связи менеджмент можно охарактеризовать как умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Этот сложный многогранный процесс связан со взаимодействием трех начал: научного подхода, опыта и искусства.

Необходимость научного похода вызвана тем, что каждая управляемая система имеет цели, свойства, динамически изменяющиеся параметры, для описания взаимосвязей которых необходимо применение функций (анализ, прогнозирование, принятие решений и т.д.), использование которых основано на знании многих наук: экономического анализа, статистики, эконометрики, бухгалтерского учета и т.д.

Опыт работы в различных ситуациях позволяет менеджерам, как обладателям сверх ценной информации, раскрывать сущность и эффективность множества вариантов решений в области практической деятельности предприятий с различными организационными структурами, формами собственности, производственными мощностями, объемами и ассортиментом выпускаемой продукции, используемыми методами стимулирования людей и т.д.

Искусство менеджмента проявляется в творческом отношении к работе, способности руководителя к анализу, оценке и синтезу, к использованию нестандартных, неординарных, но эффективных решений.

Современная экономика предъявляет к квалификации менеджеров высокие требования. Важнейшей функцией высшего руководства предприятия является разработка и реализация эффективной стратегии, ориентированной на рыночные критерии, включая организационные, технические, технологические перемены. Первостепенными задачами менеджера становятся создание организационной культуры, творческого инновационного климата, стимулирующих работников на нововведения.

В указанных условиях важнейшим фактором успеха становится как подготовка менеджеров, так и непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей: высокопрофессиональных, компетентных в широкой области экономических, социальных и технико-технологических вопросов, с высоким чувством ответственности за конечный результат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: