Менеджмент как организация управления фирмой

Содержание понятия «менеджмент».

Схема внутрифирменного управления

Экономический механизм менеджмента

Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, направленный на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.

Экономический механизм менеджмента состоит из нескольких блоков, в том числе: внутрифирменное управление; управление хозяйственной деятельностью (в частности, управления производством); управление персоналом и др.

Принципы Функции Экономические методы
1. Ориентация на обеспечение долгосрочной и стабильной прибыли 2. Рациональное сочетание централизации и децентрализации в управлении 3. Демократизация управления 1. Маркетинг 2. Планирование 3. Организация 4. Контроль 5. Мотивация 1. Коммерческий расчет 2. Внутрифирменный расчет

Ориентация на обеспечение долгосрочной и стабильной прибыли является первейшим принципом менеджмента, поскольку именно прибыль является основным источником обеспечения как текущих потребностей организации, так и перспектив ее развития для достижения ее стратегических целей.

Необходимость управления организацией, с присущими ей иерархическими уровнями, требует поиска «золотой середины» между централизацией и децентрализацией.

Централизация управления предусматривает осуществление руководства хозяйственной деятельностью из одного центра, жесткую регламентацию деятельности и практическое отсутствие самостоятельности на низовых уровнях. С точки зрения координации деятельности централизация является эффективным подходом. Однако этого нельзя сказать о производительности и эффективности принятия управленческих решений при централизованном управлении. Сосредоточение нитей управления в одних руках может привести к тому, что скорость накопления вопросов будет превосходить скорость их решения руководителем. В результате недостаточной производительности системы принятия управленческих решений эти решения будут приниматься либо с опозданием, либо с недостаточным уровнем обоснования (в силу дефицита времени). И та, и другая ситуация могут быть очень опасными в условиях жесткой конкуренции.

С точки зрения скорости и проработанности принятия управленческих решений децентрализация управления более эффективна.

Децентрализация управления предполагает передачу прав принятия решений низовым звеньям менеджмента, наделение их полной хозяйственной самостоятельностью и установление ответственности за получение прибыли (рис. 4.1). Однако когда решения принимает один низовой руководитель (например, 1-го хозяйствующего отделения), то вольно или невольно он своим решением может затрагивать интересы зон ответственности своих коллег — других низовых руководителей (2-го и 3-го хозяйствующего отделения). В результате решение в рамках одной зоны компетенции может прийти в противоречие с другими зонами компетенции. В результате принятое частное решение может негативно сказаться на деятельности всей организации.

Таким образом, децентрализация управления снижает координированность действий в организации. При этом возможно возникновение ситуации, в которой, как говорится в пословице, «правая рука не будет знать, что делает левая».

Принцип демократизации управления заключается в привлечении низового звена сотрудников к управлению и базируется на трех составляющих.

Во-первых, демократизация управления обогащение принимаемого решения полезной (релевантной) информацией, поскольку именно сотрудник низового звена как специалист лучше всех представляет состояние дел в зоне своей ответственности.

Во-вторых, сотрудник, привлекаемый к принятию решения, чувствуя себя востребованным, растет в собственных глазах. Сотруднику приятно осознавать свою значимость для организации, руководство которой прислушивается к его мнению.

В-третьих, становясь соавтором принимаемого управленческого решения, сотрудник автоматически становится лояльным руководству. Если с авторитарным решением руководства сотрудник мог быть в душе не согласен, поскольку считал его неправильным, то морального права отказаться выполнить «собственное» решение у него просто не остается.

Таким образом, демократизация управления обогащает управленческое решение полезной информацией, решает проблему социальной мотивации персонала и создает обстановку лояльности персонала руководству.

Демократизация управления как развитие партнерских отношений между предпринимателями и работниками также предполагает:

· ослабление диктата менеджмента;

· заинтересованность рабочих в успешной деятельности фирмы;

· улучшение трудовых отношений на производстве (сокращение текучести кадров, прогулок и забастовок; улучшение климата в производственном звене);

· государственную поддержку (издание законов об участии рабочих в управлении; создание социальных фондов для выкупа акции работниками; налоговые льготы фирмам, практикующим распределение части прибыли среди персонала).

Таковы основные принципы менеджмента.

Функции менеджмента подразумевают тщательное изучение рынка (маркетинг), планирование предложения для него продукции и организацию запланированной производственной деятельности. Процесс контроля в схеме управления подразумевает установление степени соответствия действительного (фактического) результата производственной деятельности организации запланированной. При расхождении негативного характера между желаемым и действительным возникает необходимость мотивации персонала, поскольку только люди могут исправить неблагоприятную ситуацию.

Экономические методы менеджмента базируются на сочетании коммерческого расчета, внутрифирменного расчета и механизма ценообразования.

Коммерческий расчет дает возможность понять предприятию, за какую цену его продукция может быть продана на рынке (при уравновешивании спроса и предложения).

Внутрифирменный расчет дает предприятию возможность понять, во что ему обойдется предложение на рынок той или иной продукции. В результате сопоставления рыночной цены и себестоимости продукции можно судить о доходности производственной деятельности предприятия, предлагающей данную продукцию.

Механизм ценообразования во многом определяется состоянием конкурентной среды на рынке предлагаемой продукции: монополия (в том числе временная), олигополия, монополистическая конкуренция и почти полностью свободная конкуренция. Так, при монополии существует возможность значительно увеличить рыночную цену, с последующим ее снижением по мере приближения конкурентов. При почти полностью свободной конкуренции для мягкого вхождения в рынок цена продукции в первое время будет близка к себестоимости, после чего она (при появлении конкурентных преимуществ) может постепенно повышаться.

1. Наука и практика управления.

2. Организация управления фирмой.

3. Процесс принятия управленческих решений.

4. Учебная дисциплина.

5. Группа высших руководителей.

Научные основы управления представляют собой систему научных знаний, составляющую теоретическую базу управления, и обеспечивают практику менеджмента научными основами.

Этапами методологии научного управления являются:

· анализ содержания работы и определение основных ее компонентов;

· обоснование необходимости систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства.

Научные положения по управлению:

· предполагают использование научного анализа для определения научных способов достижения целей и решения конкретных задач;

· отмечают важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач, и обеспечение их обучения;

· обосновывают необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, способствующие наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде. В современных условиях процесс управления воспринимается как искусство применения науки (основ организационного знания в области управления) к реальностям ситуации, а, следовательно, к практике.

Научные основы управления представляют собой систему научных знаний, составляющую теоретическую базу управления, и обеспечивают практику менеджмента научными основами.

Этапами методологии научного управления являются:

· анализ содержания работы и определение основных ее компонентов;

· обоснование необходимости систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства.

Научные положения по управлению:

· предполагают использование научного анализа для определения научных способов достижения целей и решения конкретных задач;

· отмечают важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач, и обеспечение их обучения;

· обосновывают необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, способствующие наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде.

В современных условиях процесс управления воспринимается как искусство применения науки (основ организационного знания в области управления) к реальностям ситуации, а, следовательно, к практике.

Поскольку цели всякого предприятия предполагают преобразование ресурсов (капитала, материалов, технологий, информации, рабочей силы) для достижения конечных результатов предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли, то для обеспечения достижения общей цели деятельность подразделений (групп людей) на предприятии сознательно направляется и координируется, т.е. осуществляется управление фирмой предприятием.

Менеджмент как организация управления предполагает наличие структуры, в рамках которой проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей.

Таким образом, организация — это статика дела (анатомия предприятия), управление — его динамика (физиология).

В менеджменте предполагаются несколько уровней аппарата управления.

В международной практике крупные предприятия обычно имеют в своем аппарате три уровня управления:

· высшее звено управления — Top management;

· среднее звено управления — Middle management;

· низовое звено управления — Low management.

Менеджмент представляет собой также организацию работы людей (коллективов) для достижения намеченных целей наиболее рациональным способом.

При этом управление персоналом необходимо строить с таким расчетом, чтобы оно соответствовало потребностям сотрудников и позволяло активизировать их работу, повышать производительность труда и, следовательно, эффективность производства.

Менеджмент как система управления рассматривает взаимные связи между подразделениями фирмы (совокупности объектов) как единое целое (систему).

Система управления должна располагать материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Управленческие воздействия поступают в исполнительные органы как изнутри управляемого объекта, так и из внешней среды.

Наличие информации о внешней среде и выводы о ее влиянии на систему управления повышают эффективность системы, поскольку позволяют своевременно вносить коррективы в процесс управления и приспосабливаться к изменениям внешней среды — рыночных условий и системы их регулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: