Функции государства. Необходимо выделить следующие общие черты функций государства

Необходимо выделить следующие общие черты функций государства:

Ø они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность конкретного государства. Содержание функций государства учитывает классовые, групповые, национальные и частные интересы членов общества;

Ø функции государства имеют комплексный характер. Как основные направления деятельности они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных аспектов деятельности государства;

Ø в функциях государства прослеживается прямая связь со стоящими перед ним на том или ином этапе развития основными целями и задачами. Для того чтобы не отождествлять данные понятия (функция, цель, задача) необходимо определить их значение. Цельэто то, к чему стремится государство. Задачаэто цель и средства ее достижения. Функцииосновные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Отсюда следует, что цели и задачи определяют функции государства;

Ø функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Функции отдельных органов охватывают собой деятельность лишь отдельных частей государства;

Ø в функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

Исходя из перечисленных признаков, представляется возможным следующее определение: Функции государства – это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением.

В юридической литературе существуют различные основания (критерии) классификации функций государства:

Ø по сфере государственной деятельности – внутренние, внешние;

Ø по продолжительности действия – постоянные временные;

Ø по правовым формам осуществления – законодательные, управленческие, судебные;

Ø по социальной значимости – основные, неосновные.

Наиболее часто встречаются попытки классифицировать функции государства по первому критерию. По сферам государственной деятельности (объектам воздействия) общепринятым считается деление функций на внутренние и внешние.

Внутренние функции связаны с реализацией задач внутри государства, в пределах собственной территории. Внешние функции позволяют говорить о государстве, как о субъекте международных отношений. Среди ученых нет единства мнений по поводу перечня функций современного государства с учетом их деления на внутренние и внешние.

К функциям, которые государство осуществляет преимущественно на своей территории и которые направлены, главным образом, на решение внутренних задач, т.е. к внутренним функциям, относятся:

Ø экономическая, содержанием которой является властная деятельность государства по управлению экономической сферой общественной жизнедеятельности;

Ø идеологическая, которая отражает управленческую роль государства духовной сферой общества;

Ø социальная, в которой предметно проявляется участие государства в организации системы здравоохранения, науки и искусства, поддержке малоимущих слоев населения;

Ø фискальная, содержанием которой является определение и осуществление государственной налоговой политики;

Ø политическая, направленная на регулирование отношений между государственной властью, классами и иными социальными группами, существующими в обществе;

Ø экологическая, проявляющаяся в организации программ по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологически безопасной политики.

Эти все функции называются регулятивными.

Кроме перечисленных, государство осуществляет особую охранительную функцию: охрану прав и свобод граждан, государственного и общественного строя, правового порядка, всех форм собственности.

К внешним функциям государства относятся:

Ø оборона страны;

Ø сотрудничество с др. членами международного сообщества по решению глобальных проблем современности (обеспечение прочного мира, международной безопасности и мирового правопорядка, борьба с международным терроризмом и т.д.);

Ø проведение политики, направленной на обеспечение и охрану национальных геополитических интересов. Существование этой функции обусловливается тем, что внешнеполитическая деятельность любого государства испытывает сильное влияние и зависимость от его географического положения, что нередко приводит к разногласиям между государствами, поскольку их геополитические интересы часто не совпадают. Например, государства – экспортеры нефти заинтересованы в поддержании высокой цены на нефть, тогда как государства, которые импортируют нефть, проводят политику ее снижения и т.п. Поэтому, государство, выступая официальным представителем общества, обязано отстаивать его геополитические интересы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: