Источники права и их виды

Под источником понимается та официальная форма, в которой излагаются нормы права. Это форма выражения государственной воли, ее закрепление в письменном виде. Другими словами, когда мы разрешаем конкретное юридическое дело и нам надо найти правовую норму, мы обращаемся к источнику права. Государство придает тому или иному правилу качество правовой нормы, но при этом могут быть использованы разные способы выражения государственной воли.

Таким образом формы (источники) права – это принятые в данном обществе способы внешнего выражения нормативной государственной воли (или способы официального установления правовых норм).

К числу наиболее распространенных и изученных наукой форм права относятся: правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, нормативно-правовой акт.

Остановимся подробнее на характеристике названных форм права.

Правовой обычай – один из древнейших источников права. Обычай вообще – это исторически возникшее, привычное правило поведения людей в определенной сфере (например, в сфере торговли, предпринимательства, семьи и т.д.), которое закрепилось в общественном сознании и социальной практике в результате его многократного применения. Правовыми становятся лишь те социальные обычаи, которые санкционированы государством. В результате такого санкционирования нормы социального обычая становятся юридическими нормами, то есть приобретают качество юридической обязательности и в своей реализации обеспечиваются мерами государственного принуждения.

Так, в статье 5 ГК РФ сформулирована официальная дефиниция обычая делового оборота, как одного из источников гражданского права. Обычаем делового оборота, согласно указанной статье, признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Однако, юридическое значение признается не за любыми обычаями делового оборота, а лишь за теми, которые не противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору (ч.2 ст. 5 ГК РФ).

Правовой прецедент (лат. praecedens – идущий впереди, предшествующий). Под правовым прецедентом понимают решение судебного или административного органа по конкретному юридическому делу, которое становится обязательным при рассмотрении аналогичных случаев в последующем. Соответственно, различают судебный и административный прецеденты.

Данный источник права является традиционным для государств, относящихся к англо-саксонской правовой семье (в частности, Англии, Австралии, США). Прецедентное право формировалось в указанных странах, прежде всего, в процессе судебной деятельности, в связи с чем его еще называют судебным правом, или правом судебной практики, в отличии от статутного права, являющегося результатом законодательной деятельности парламента.

Нормативный договор – это разновидность договора как общего, родового понятия. Нормативный договор - это либо международный договор, либо договор о разграничении предметов ведения между субъектами федерации. Нормативный договор заключается между субъектами, которые обладают необходимой правотворческой компетенцией в определенной сфере. Ими могут быть государства (например, РФ и какое-либо иностранное государство), государствоподобные образования (напр., субъекты РФ), государственные органы (напр., Министерство внутренних дел), негосударственные органы и организации, которым государство делегировало соответствующие правотворческие функции (напр., органы местного самоуправления, администрация предприятия, профсоюз и т.п.), а в определенных случаях и граждане (физические лица).

Правовая доктрина. В некоторых правовых системах значение источника права имеют разъяснения (мнения) авторитетных юристов.

Нормативно-правовой акт. В современном государстве нормативно-правовые акты является важнейшим источником права. Особое место нормативного акта в системе источников права обусловлено как общими закономерностями развития государственно-правовой сферы (например, централизацией правового регулирования), так и свойствами самого нормативного акта.

Нормативный акт – это принятый в установленном порядке компетентным правотворческим органом юридический документ, которым устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы. Нормативные акты являются оптимальной формой регулирования наиболее важных общественных отношений, которые для своего нормального развития требуют централизованного упорядочения и охраны со стороны государства.

НПА, как источники права, обладают рядом признаков, отличающих их от иных форм права. Выделяют следующие признаки НПА:

Ø НПА являются результат правотворческой деятельности компетентных органов;

Ø НПА содержат в себе общеобязательные правила поведения, выражающие государственную волю – нормы права;

Ø НПА принимаются в особом процессуальном порядке и имеют строго определенную документальную форму. Процессуальный порядок принятия нормативных актов свойственен не только законам, но и подзаконных актам;

Ø НПА рассчитаны на постоянное либо длительное действие и направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений;

Ø НПА, как и право, структуру которого они образуют, охраняются от нарушений принудительной силой государства. Существующая в государстве разветвленная система правоохранительных органов обеспечивает исполнение предписаний, содержащихся в нормативных актах.

Подписанный (утвержденный) НПА должен иметь следующие реквизиты: наименование органа (органов), издавшего акт; наименование вида акта и его название; дата подписания (утверждения) акта и его номер, и наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

В правовом регулировании участвует множество различных НПА. Все НПА можно классифицировать по следующим основаниям:

Ø в зависимости от субъекта издания:

  • НПА государственных органов (Законы РФ «О милиции», «Об образовании», Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Порядка исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи»);
  • НПА, принятые в порядке референдума (Конституция РФ);
  • НПА органов местного самоуправления (Устав г. Волгограда);
  • НПА отдельных организаций (Устав Волгоградской академии МВД РФ).

Ø в зависимости от сферы действия:

  • общефедеральные НПА (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»);
  • акты субъектов федерации (Кодекс об административных нарушениях Волгоградской области, Постановление Волгоградской городской Думы «О предоставлении права бесплатного проезда учащимся 1-11 классов общеобразовательных школ Волгограда в городском электротранспорте»);
  • акты органов местного самоуправления (Постановление Волгоградского Горсовета народных депутатов «О схеме и структуре управления Волгоградом», Устав г. Волжского);
  • локальные акты, действующие внутри отдельной организации (Положение о премировании работников Приволжской железной дороги).

Ø в зависимости от срока действия:

  • НПА неопределенного срока действия (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);
  • временные акты, срок действия которых ограничен (ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2004 г.», «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2004 год»).

Ø в зависимости от юридической силы:

  • законы (ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»);
  • подзаконные НПА (Постановление ВС РФ «О порядке оформления выездных документов гражданам РФ», Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению права граждан РФ на свободный выезд из РФ»).

Ø в зависимости от принадлежности к конкретной отрасли права (акты уголовного права, конституционного права, гражданского права, административного права и т.д.).

Наиболее значимой является классификация НПА по их юридической силе на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Закон НПА, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие вопросы внутригосударственной жизни, принятый в особом процессуальном порядке законотворческим органом.

Признаки закона:

Ø закон принимается специально уполномоченным законодательным органом государственной власти. В частности, в РФ правом принятия законов обладают представительные органы власти РФ (Государственная дума) и представительные органы субъектов федерации (республиканские, краевые, областные, городские (г. Москва, г. Санкт-Петербург);

Ø закон регулирует наиболее значимые общественные отношения. В законах закрепляются основы экономического и политического строя государства, фундаментальные права, свободы и обязанности граждан, компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления. Именно поэтому в законах содержатся нормы, имеющие основополагающий характер;

Ø закон принимается в особом процессуальном порядке. Процесс принятия законов строго регламентирован в РФ Конституцией РФ, в субъектах федерации Конституциями и Уставами субъектов;

Ø закон обладает высшей юридической силой. Высшая юридическая сила закона заключается в том, что содержание всех иных (подзаконных) нормативно-правовых актов должно соответствовать закону и не может противоречить ему, а также то, что изменить или отменить закон может только орган издавший его;

Ø закон характеризуется общеобязательностью. Правовые предписания, содержащиеся в законе, обязательны для тех, кому они адресованы. В случае нарушения закона может последовать государственное принуждение к их исполнению и возложение юридической ответственности за их нарушение.

Законы в РФ подразделяются по следующим критериям:

Ø п о порядку принятия и значимости:

  • конституционные законы, регулирующие вопросы прямо указанные в Конституции (ФЗ «О гражданстве РФ»);
  • текущие (обыкновенные) законы, принимаемые на основе и в развитии конституционных законов (Закон «Об организации страхового дела в РФ»).

Ø по субъектам, принимающим законы или по сфере действия законов:

  • федеральные законы (ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);
  • законы субъектов федерации (Закон Волгоградской области «Об оказании юридической помощи гражданам РФ на территории Волгоградской области бесплатно»).

Ø по сроку действия законов:

  • законы постоянного действия;
  • временные законы.

Подзаконный НПА – это официальный документ правотворческого органа, содержащий нормы права и принятый на основе и во исполнении закона.

Подзаконные НПА призваны обеспечить конкретизацию и исполнение законов и поэтому играют важную роль в урегулировании общественных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: