Форма государства. В настоящее время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов – формы правления

В настоящее время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов – формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на ряд вопросов.

Во-первых, какой способ лежит в основе организации высших органов государственной власти. Во-вторых, каким субъектом права (индивидуальным или коллективным), осуществляется верховная власть. В-третьих, какова структура высших органов государственной власти. В-четвертых, каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти. В-пятых, какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти. В-шестых, какова степень ответственности субъекта, наделенного верховной властью перед населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия(от греч. monarchia - единовластие, единодержавие) - форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.

Монархии в свою очередь подразделяются на абсолютные, т.е. неограниченные (Российская Империя времен Петра I – 1721 г., Французская монархия Людовика XIV и др.) и ограниченные.

Абсолютная монархия характеризуется рядом отличительных особенностей:

Ø верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть;

Ø верховная власть передается по наследству;

Ø власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило в тех случаях, когда монарх добровольно отрекается от престола, либо его свергают;

Ø полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства.

В зависимости от степени ограничения власти монарха выделяют дуалистическую и парламентскую монархии.

В дуалистической монархии – монарх сосредотачивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчиненному монарху (Германия 1871 – 1918). В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии. Ее называют переходной формой от абсолютной монархии к парламентской.

Парламентская (конституционная) монархия предполагает максимальное ограничение власти монарха. «Король царствует, но не правит», его наличие обусловлено историческими обстоятельствами и традициями (Великобритания, Дания, Авcтралия, Новая Зеландия и др. - главой государства юридически считается королева Великобритании).

Республика (лат. respublica, от res - дело и publicus - общественное дело) - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением, либо специальными коллегиями выборщиков.

В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности:

Ø источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу;

Ø высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа, либо соответствующей социальной группы;

Ø в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти, как правило, он равен 4 - 5 годам;

Ø обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

Сегодня все республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентские и смешанные. При этом первые два вида называют классическими или традиционными.

Классическая президентская республика характеризуется следующими отличительными признаками:

Ø президент избирается населением всей страны или выборщиками;

Ø является одновременно главой государства и правительства;

Ø обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах;

Ø самостоятельно формирует правительство;

Ø правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом;

Ø президент не может распустить парламент;

Ø отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. В частности, парламент утверждает представляемый президентом бюджет.

Сегодня к числу классических президентских республик, и то не без оговорок, можно отнести США, Сирию.

Классическая парламентская республика характеризуется следующими признаками:

Ø верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства;

Ø правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте;

Ø возглавляет правительство премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах;

Ø правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку;

Ø допускается существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента. При этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.

В настоящее время классическими парламентскими республиками являются Италия, Австрия, Германия, Швейцария, Финляндия, Турция и др.

Смешанными называются такие республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом (Россия, Франция).

Основные признаки смешанной республики:

Ø в стране одновременно имеются «сильный» парламент и «сильный» президент;

Ø президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства;

Ø наряду с президентом предусмотрена должность премьер-министра, также наделенного широкими полномочиями;

Ø и президент, и парламент участвуют в формировании правительства;

Ø правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).

Форма государственного устройства - это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.

Позволяет дать ответы на следующие вопросы:

Ø из каких структурных частей состоит государство (города, районы, области, края, республики, округа, штаты, земли, кантоны и т.п.);

Ø каков правовой статус этих частей, с точки зрения их зависимости от центральной власти. Здесь возможны три наиболее типичные варианта: полная самостоятельность, относительная самостоятельность, полная несамостоятельность;

Ø каким образом стоятся взаимоотношения центральной власти и различных структурных образований;

Ø какой принцип положен в основу образования частей государства: территориальный, национальный или смешанный;

Ø сколько систем высших органов государственной власти существует в данном государстве: одна или несколько.

По форме государственного устройства государства подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации).

Простое (унитарное) государство - это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев, и т.п.) и не имеющее в своем составе других государств или государственных образований.

Унитарное государство характеризуется рядом особенностей, которые позволяют отличать его от любых сложных государств:

Ø структурными единицами такого государства являются районы, города, края, области и другие административно-территориальные образования. Франция, Италия, Япония и другие;

Ø существование единой и единственной для всей страны системы высших представительных, исполнительных, судебных и контрольно-надзорных органов. В зависимости от степени централизованности унитарного государства органы административно-территориальных образований в большей или меньшей степени подконтрольны органам центральной власти;

Ø наличие единой территории, единой конституции, единой системы права, единого гражданства, единой судебной системы, единых вооруженных сил. Это означает то, что административно-территориальные образования не имеют своей собственной территории, не вправе принимать свою конституцию и иные законы, вводить собственное гражданство, создавать свои вооруженные силы и формировать альтернативные судебные органы.

Сложные - это такие государства, которые представляют собой союз государств или состоят из относительно самостоятельных государственных образований.

Федерация (франц. federation, от позднелат. foederatio - объединение, союз), представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.

Федерацию отличают следующие особенности:

Ø она состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и другие). Данные образования являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление;

Ø в ней существуют две системы высших органов государственной власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов - на своей территории. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется путем их закрепления в Конституции либо в Федеративном договоре;

Ø территория федерации состоит из территорий образующих ее субъектов;

Ø наличие в субъектах федерации своей конституции (конституционного устава), системы законодательства, гражданства, существующего наряду с общефедеральным, иногда судебной системы (в России не допускается). При этом запрещается создавать собственные вооруженные силы и вводить региональные деньги;

Ø наличие, как правило, двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы;

Ø федерации могут строиться по трем признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному. При этом в основе их построения может лежать как один признак (например, территориальный - США, ФРГ, либо национальный - СССР), так и их совокупность (Россия).

Конфедерация – союз полностью суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определенных целей (военных, внешнеполитических, экономических и т.п.).

Одни ученые считают, что конфедерацию вообще нельзя рассматривать в качестве формы государственного устройства. По их мнению, в данном случае имеет место не государство, а союз, сообщество, объединение каких-либо организаций, в том числе и различных государств. Примерами таких организаций являются: организация объединенных наций (ООН), организация американских государств (ОАГ), организация африканского единства (ОАЕ), организация «исламский конгресс» (ОИК), организация североатлантического договора (НАТО), организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), организация центрально-американских государств (ОЦАГ) и др.

Политический (государственно-правовой) режим - это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

В учебной литературе по теории государства и права политические режимы обычно подразделяют на две основные разновидности: демократические и антидемократические.

Демократическому политическому режиму присущи:

Ø наличие в государстве демократии, т.е. такой формы власти, которая основана на признании народа в качестве источника власти;

Ø выборность и сменяемость высших органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

Ø разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

Ø конституционное признание, закрепление и реальное гарантирование основных личных, экономических, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, (ограничение прав и свобод допускается только на основании и в соответствии с законом);

Ø защищенность личности от произвола и беззакония, возможность реально защищать свои права, свободы и законные интересы от любых посягательств, в том числе государственных органов и должностных лиц;

Ø существование ряда политических, в том числе оппозиционных партий;

Ø невмешательство государства в частную жизнь граждан;

Ø гласность в деятельности государства.

Антидемократический режим является противоположностью демократического и характеризуется обратным набором признаков. Особое значение имеет подразделение данной разновидности политического режима на собственно антидемократические и псевдодемократические. Для последних характерно формальное признание и конституционное закрепление наиболее значимым демократических институтов и ценностей с одной стороны, и их полное или частичное игнорирование - с другой. Типичными примерами псевдодемократических режимов являются режимы, существовавшие в бывшем СССР и ряде других стран социалистического содружества. В настоящее время подобные режимы существуют в Северной Корее и на Кубе.

В зависимости от степени ограничения демократии антидемократические режимы подразделяются на авторитарные, тоталитарные и фашистские.

Авторитарный режим характеризуется нарушением принципа разделения властей, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов, концентрацией огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов и как следствие - незаконным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций.

Тоталитарный режим отличается полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, огосударствлением общественных организаций, вмешательством государства в частную жизнь граждан, господством одной политической партии или движения, запрещением или существенным ограничением деятельности оппозиционных партий, наличием одной «официальной» идеологии, преследованием за инакомыслие, значительным ограничением прав, свобод и законных интересов, подавлением личности.

Фашистский режим - это тоталитаризм в его наиболее откровенной форме. Аппарат государственной власти достигает огромных размеров и создается по типу пирамиды, на вершине которой стоит единоличный правитель, обладающий неограниченными полномочиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: