Электрооборудование
Приборы контроля работы двигателей
Для оценки работоспособности и установления заданных режимов работы двигателей используются приборы контроля его работы. К ним относятся манометры, измеряющие давление в топливной и масляной системах, наддув воздуха в ПД, термометры, измеряющие температуру воздуха и газов в газовоздушных трактах ТРД, масла, головок цилиндров ПД, тахометры, измеряющие частоту вращения двигателей.
Количество топлива, находящегося в баках на борту ВС, контролируется топливомером, а мгновенный расход топлива или средний расход в единицу времени – расходомером.
Электрооборудование ВС включает в себя источники электроэнергии, потребители и бортовую сеть.
В качестве источников электроэнергии на самолете применяются генераторы, приводимые во вращение валом авиационного двигателя или вспомогательной силовой установки. В качестве аварийного источника используются аккумуляторы, включаемые параллельно генераторам в электросистему. Электроэнергия передается к потребителям с помощью электрической сети, состоящей из проводов, систем защиты и коммутационно-распределительных устройств.
Электрические потребители – исполнительные механизмы, которые преобразуют электрическую энергию в механическую, тепловую, световую. К потребителям электроэнергии относятся системы управления закрылками, стабилизатором, интерцепторами, светотехническое оборудование, предназначенное для освещения кабин самолета, наружного освещения (фары, прожекторы, аэронавигационные огни и др.), радиоэлектронное оборудование, противообледенительные системы и др.
Электрические системы подразделяются на системы постоянного, переменного тока и смешанные системы. Электрическая сеть самолета выполняется по однопроводной, двухпроводной и смешанной схемам. При однопроводной схеме в качестве второго (минусового) провода используется корпус ВС.
Радиоэлектронное оборудование включает в себя радиосвязное, радионавигационное, радиолокационное и радиотелеметрическое оборудование.
Радиосвязное оборудование включает оборудование внутренней связи, радиосредства внешней связи, аварийные радиостанции.
Оборудование внутренней связи и оповещения состоит из самолетного переговорного устройства, самолетного громкоговорящего устройства, самолетного магнитофона (типа Марс-БМ или МС-61Б) и системы оповещения пассажиров и воспроизведения музыкальных программ.
Самолетное переговорное устройство предназначено для внутренней телефонной связи между всеми членами экипажа и для выхода членов экипажа на бортовые радиосредства внешней связи и средства навигации (автоматический радиокомпас и др.)
Самолетное громкоговорящее устройство предназначено для оповещения пассажиров бортпроводником и командиром ВС, для прослушивания членами экипажа всей информации, проходящей от командира ВС через абонентный аппарат самолетного переговорного устройства.
Радиосредства внешней связи включают передающие радиостанции, приемо-передающие коротковолновые или ультракоротковолновые радиостанции дальней беспоисковой и бесподстроечной телефонной связи экипажа с диспетчерскими пунктами аэропортов. Аварийные радиостанции обеспечивают радиосвязь экипажа после вынужденной посадки с другими ВС и с аварийно-спасательными командами.
Радионавигационное оборудование, предназначенное для инструментального самолетовождения по радиомаякам, получения информации о местонахождении самолета, курсе полета, для автоматического и полуавтоматического захода на посадку, включает:
- навигационно-посадочные системы, предназначенные для самолетовождения и выполнения захода на посадку по радиомаякам, автоматического или полуавтоматического захода на посадку;
- автоматический радиокомпас, предназначенный для инструментального самолетовождения по приводным и широковещательным радиостанциям.
Радиотехническая система ближней навигации и посадки предназначена для самолетовождения по наземным радиомаякам, выполнения захода на посадку по наземным радиомаякам в сложных метеоусловиях.
В последние годы отмечается тенденция перевода систем с постоянного тока на переменный, которая позволяет легче преобразовывать электрическую энергию одного напряжения в другое.
Радиолокационное оборудование обеспечивает радиолокационный обзор земной поверхности в навигационных целях, обнаружение грозовых фронтов, определение координат различных наземных и воздушных объектов и т.д.
Радиотелеметрическое оборудование используется для получения командной информации с земли и передачи с борта на землю данных о полете и состоянии ВС.