Источники средневековой философии

Основным источником формирования европейской философии Средних веков стало христианство, которое само во-многом берет начало в иудейской религии. Борясь с античной (языческой, как считали христианские мыслители) философией, христианская философия в то же время заимствовала, хотя и в переработанном виде, ее важнейшие идеи. Это прежде всего касается идеалистической традиции (Платон и неоплатоники, Аристотель и стоики).

Развитию христианства послужило учение иудейского философа Филона Александрийского (1-я пол. I в. н.э), который одним из первых перешел от образного понимания Бога к абстрактному – Бог един, всемогущ, трансцендентен[2] и потому невыразим в понятиях. Он есть Логос, т.е. высшая абсолютная Мысль.

Значимый источник – неоплатонизм, основоположником и виднейшим представителем которого был древнеримский философ Плотин. Это учение продолжает философскую традицию Платона, но при этом понятие «мир идей» заменяет понятием Единого, которое трактует как сверхчувственный и сверхразумный божественный принцип. Это абсолютное Бытие и все в мире от него производно. Впервые здесь проповедуется аскетизм.

2. Основные этапы в развитии средневековой философии

Средневековая христианская философия за более чем за тысячелетие своего развития прошла ряд этапов. Этап с III по IV вв. н. э., характеризующийся как апологетика, связан с деятельностью раннехристианских проповедников, выступивших защитниками гонимых властями Рима первых христиан. В своих письмах–апологиях[3] к римским императорам и их представителям в провинциях (прокураторам) они стремились показать, что новая религия не может быть опасна Империи, поскольку призывает прежде всего к смирению перед власть имущими.

Этап с IV по VIII вв. получил название патристики. Это период становления отцами церкви – патристами[4] христианской теологии[5], разработкиее доктрины и защиты ее от «язычества». В то же время его философские основы используются для обоснования христианства. Этот этап называется патристикой. Его виднейшим и самым авторитетным представителем был Аврелий Августин.

Фаза собственно средневековой философии (с IX по XIV вв.) называется схоластикой [6]. Её задача состояла в том, чтобыупорядочить уже сложившиеся христианские догмы, толковать их с целью сделать доступными для людей. Впоследствии слово «схоластика» стало синонимом авторитарного мышления, оторванного от жизни. Схоластическое мышление не ищет истины (она уже дана в Откровении). Оно стремится изложить и доказать ее посредством разума, т.е. философии. С помощью разума легче: 1) проникнуть в истины веры и сделать понятным их содержание; 2) придать религиозной истине систематическую форму; 3) используя философские аргументы, исключить критику «святых» истин.

Схоластикой впоследствии стал называться и определенныйтип мышления,распространенного и в наши дни, когда вместо действительных научных, экономических, политических или других проблем ставятся и «решаются» далекие от реальных задач научного и общественного развития псевдопроблемы.

В XI-XII вв. на средневековую философскую мысль активно стала влиять арабоязычная философия (Ибн Сина или Авиценна, Ибн Рушд или Аверроэс и др.). Благодаря ей философы европейского средневековья обрели первоначальное знание об Аристотеле и его учении. В связи с этим в середине XIII в. теология объявила, что она нуждается в оздоровлении философией Аристотеля. К христианскому вероучению многие идеи этого философа приспособил Фома Аквинский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: