Философия французского Просвещения. В разработке принципиальных основ материализма велико значение французского материализма XVIII в

В разработке принципиальных основ материализма велико значение французского материализма XVIII в. Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Дидро доказывали, что движение есть свойство материи, в природе действуют лишь естественные причины, все в ней происходит по необходимости. Ставился вопрос, каким образом механическое движение материальных частиц может порождать ощущения? Предполагали, что способность, аналогичная ощущению, является свойством всякой материи.

Единство материального мира, природа в механистическом мировоззрении было куплено ценой сведения се к пространственному перемещению качественно однородных частиц материи. Сам человек и его сознание также становились результатом этого пространственного перемещения. Сознание рассматривалось как пассивный процесс восприятия мира. Человек и общество представлялись сложными механизмами.

Мыслители этой эпохи специфически отреагировалинаразвитие науки, преобразования в социальной (буржуазные революции в Нидерландах и Англии) и экономической (развитие товарно-денежных отношений) сферах. На мировоззрение очень мощно проявившего себя французского Просвещения XVIII в. особо сильно повлияли учения Т. Гоббса об общественном договоре, Д. Локка о правах человека, его сенсуализм, рационализм Декарта, антиклерикализм П. Гассенди.

Особо большое влияние на идейную жизнь XVIII в. оказали Вольтер, Руссо, французские материалисты. Цель движения Просвещения состояла в критике феодальной идеологии, религиозных суеверий, в борьбе за веротерпимость, свободу научной и философской мысли. Разум был провозглашен основой гармонии общественных отношений и личностного развития.

Просветители считали, что человек движим стремлением к удовольствию. Но при этом он способен сравнивать удовольствия, ставить цели и изыскивать средства. Руководствоваться в этом человек должен прежде всего разумом. Основой разумного общежития должна стать взаимность пользы и выгод. В силу общественного договора мы должны делать то, что желаем, чтобы и другие делали. Отсюда французские материалисты выводили предписания человеколюбия и сострадания.

Средство избавления людей от пороков, а также совершенствования способов правления мыслители видели в просвещении. Отсюда и название эпохи. Главное было убедить людей, в том числе и правящую верхушку, в необходимости сочетания частных интересов с общими.

ТЕМА 6: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: