Важнейшие проблемы средневековой философии и их решение

Центральными среди этих проблем являлись вопросы оботношении разума и веры, философии и религии, Бога и человека. При этом безусловно утверждалась религиозная вера и, соответственно ее первенство над разумом и научным знанием. Философия стала, по сути, служанкой теологии. Однако последователи Аверроэса (их глава – Сигер Барбантский) обособляли предмет философии, постигаемый разумом, от предмета религии, основанной на вере. Фома Аквинский, борясь с ними, заявил, что между верой и разумом нет противоречия и всегда надо стараться понимать, а не только верить. Философия может даже доказать бытие Бога. В божественном Откровении нет ничего ошибочного, поэтому если разум противоречит вере, то ошибается именно он.

Исключительно важным для схоластики был вопрос о природе универсалий, т.е. используемых нами общих понятий. Первое решение этого вопроса было сделано реализмом [7]. Его представители утверждали, что универсалии существуют реально, независимо от человеческой мысли и до нее, т.е. в уме Бога. Второе решение давалось номинализмом [8], представители которого считали, что универсалии – это только общие имена вещей, которые даются людьми, хотя и по воле Бога.Эти позиции различались и по вопросу, что подлежит изучению –сами вещи или понятия о них? Номинализм содержал тенденции перехода к экспериментальной науке и материализму Нового времени. Реализм же стал основой объективного идеализма Нового времени.

Церковь критиковала оба взгляда, ибо номинализм противоречил догмату о Святой Троице, а реализм вел к отрицанию Святого Духа. Остроту проблемы снял Фома Аквинский. Общие понятия у него существуют трояко: 1) в единичных вещах, как их сущностная форма; 2) до вещей, как их идеальный прообраз в божественном разуме; 3) образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного. Моменты общего могут быть найдены в любой единичной вещи. По сути, Фома Аквинский один из первых сделал шаг к диалектике общего и единичного.

Устойчивое внимание средневековых философов привлекали проблемы человека, пространства и времени и др.

ТЕМА 4: ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Антропоцентризм и гуманизм.

Надо особо подчеркнуть, чтов эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) философская картина мира характеризуетсяантропоцентризмом, пришедшим на смену средневековому теоцентризму, основанием чего явились определенные социально-экономические, политические и духовные процессы, связанные с начавшимся разложением феодальной системы и «наступлением» городов.

Христианская религия теряет свои доминирующие монолитные позиции, прежде всего в своих рядах, а затем в философии и искусстве. В борьбе со средневековым теократизмом[9] усиливаются антропоцентристские мотивы. Человек оказывается в центре насыщенного смыслом «земного», а «небесное» отходит на 2-ой план. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью.

В более поздний период своего развития (в XVI–XVII вв.) новая философия приобретет в большей мере естественнонаучную направленность, но на ранней фазе (XIV-XV вв.) в ней доминируют идеи гуманизма[10]. Этим термином обозначалась в то время светская образованность в отличие от богословско-схоластической; она включала изучение античной культуры, большую исследовательскую работу по

изучению старых текстов, борьбу со схоластикой в философии, в частности, со средневековым аристотелизмом. Провозглашаются новые, гуманистические идеи, центральная из которых – человеколюбие, уважение к личности, всесторонне ее развитие.

Выдающийся итальянский гуманист Пико делла Мирандолла утверждал, что человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей.

Другой итальянский мыслитель этого времени Пьетро Помпонацци отрицал возможность рационального обоснования бессмертия души. Он писал, что преимущество человека – не в личном бессмертии, а в возможности достижения счастья на основе рационального познания, которое является смыслом существования человеческого рода. Не только человек ответственен за свои грехи. Ведь выбор человека обусловлен как его природой, так и внешней средой. Абсолютной же причиной всего существующего является Бог, значит он и должен быть, в конечном счете, ответственен за грехи.

Выдающийся французский философ XVI века Мишель Монтень говорил, что под лозунгом «жить для других» часто скрываются эгоистические интересы, в которых другой человек выступает только как средство. Монтень всматривается в человека и открываетмногоновых черт в его природе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: