Андреев Ю.В. Античный полис и восточные города-государства «Античный полис». - Сб. статей. - Л.,1979. - С.8-27

В истории Греции известны случаи порабощения и последующей эксплуатации целых общин. Примерами могут служить Спарта, города Фессалии и Крита. Но в роли поработителя во всех этих случаях выступает опять-таки целая община, которая сама уже никому не подчиняется, а все ее члены сохраняют полную политическую и гражданскую правоспособность. – Прим. по Андреев Ю.В. Античный полис и восточные города-государства «Античный полис». - Сб. статей. - Л.,1979. - С.8-27.

[19] К последней категории мы можем отнести довольно большую группу так называемых "олигархических полисов", например города Беотии и Фессалии до начала IV в., города Этрурии в пору их расцвета в VI-V вв., Рим периода борьбы сословий и др. Употребление термина "полис" в строго научном его значении применительно к государствам этого типа едва ли оправданно. Здесь, как это нередко бывает, современных историков вводит в заблуждение чересчур свободное обращение с этим термином греческих авторов, которые могли называть "полисами" любые города, в том числе и восточные, просто потому, что у них не было другого подходящего синонима. В действительности же эти и другие подобные им государства представляют типологически низшую дополисную ступень развития, в какой-то мере соответствующую той архаической передневосточной форме города-государства, о которой мы уже говорили прежде. – Прим. по Андреев Ю.В. Античный полис и восточные города-государства «Античный полис». - Сб. статей. - Л.,1979. - С.8-27.

[20] Настоящий раздел подготовлен на основе материалов сайта https://maxbooks.ru/kultur/isku36.htm

[21] Павел Кузенков. Политика и "полития" в византийской традиции//ЖМП № 7 июль 2011 / 15 июля 2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e-vestnik.ru/analytics/politika_i_politiya_3281/

[22] Вальденберг В.Е. Государственное устройство Византии. - СПб., 2008. - С. 27.

[23] Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. - СПб., 2008. - С. 130–135.

[24] Само слово «царство» (βασιλεία) Феофилакт Охридский (XI в.) трактует как «оплот народа» (βάσις λαοῦ). См.: Вальденберг В.Е. История… С. 316.

[25]Тиран правит самоуправно, не уважая законы; именно в этом его отличие от истинного императора (василевса). См.: Вальденберг В.Е. Государственное устройство… С. 91.

[26] Помазание на царство известно в Византии лишь с XIII в.; главными процедурами легитимации
были провозглашение императора народом (войском и синклитом) и его венчание патриархом.

[27] Цит. По Павел Кузенков. Политика и "полития" в византийской традиции//ЖМП № 7 июль 2011 / 15 июля 2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e-vestnik.ru/analytics/politika_i_politiya_3281/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: