План:
1. Общее представление личности.
2. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии.
3. Структуры личности.
Литература: Осмолов А.Г. "Психология личности". М.: 1990г.
1.
Человек как вид, - это представитель вполне определенного биологического вида отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физического и психического развития.
Индивид - это человек как целостный неповторимый представитель рода, с его психофизическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающейся определенным видом деятельности, осознающей свое отношение к окружающим и наделенный индивидуальными психологическими особенностями.
Человек как личность с точки зрения психологии, характеризуется:
1. Развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях, и ориентированных на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.
|
|
2. Наличием "Я образа", - системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, который обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживается в его самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.
3. Активностью - стремление выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки волевых притязаний.
4. Направленность - система мотивов, потребностей.
5. Свойствами, качествами, способностями и т.д.
Индивидуальность - это своеобразие психики личности индивидуума и ее неповторимость, проявляется в чертах темперамента и характера, а также в потребностях, деталях и т.д.
2. Подходы к изучению личности в зарубежной психологии.
Социогенетический | Биогенетический | Психогенетический |
Ø Теория социализации Ø Теория научения Ø Теория ролей | Ø Психодинамическая ориентация Ø Когнетивистская ор. Ø Персонологическая ориентация. |
Социогенетический подход старается объяснить особенности личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с другими людьми. Так, согласно этой теории, человек рождаясь биологической особью, становиться личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.
Теория научения: жизнь личности, ее отношение, есть результат подкрепляемого научения.
Теория ролей: Исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей) определяемых ее статусом.
|
|
Биогенетический подход: ведущую роль отводит биологическим процессам созревания организма, считая, что основные психологические свойства человека, заложены в самой природе человека. Закон "рекапитуляции", согласно этому закону, индивидуальное развитие повторяет стадии развития человеческого общества. Данный подход рассматривался представителями конституционной психологии. Эрнст Кречь, - разрабатывал проблемы типологии личности, на основе телосложения человека, считая, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать связь. З. Фрейд считал, что поведение личности обусловлено бессознательным биологическим влечением (инстинктом). Данный подход не отрицает значение биологии и среды, но на первый план выдвигает развитие собственных признаков.
Психогенетический подход. Представители, объясняют поведение личности главным образом через эмоции, влечение и другие внерациональные компоненты психики.
Представители когентивисткой ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы личности.
Персонологическая ориентация и ее сторонники акцентируют внимание на развитие личности в целом.
12,02,02