Тема: Психология личности

План:

1. Общее представление личности.

2. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии.

3. Структуры личности.

Литература: Осмолов А.Г. "Психология личности". М.: 1990г.

1.

Человек как вид, - это представитель вполне определенного биологического вида отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физического и психического развития.

Индивид - это человек как целостный неповторимый представитель рода, с его психофизическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающейся определенным видом деятельности, осознающей свое отношение к окружающим и наделенный индивидуальными психологическими особенностями.

Человек как личность с точки зрения психологии, характеризуется:

1. Развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях, и ориентированных на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.

2. Наличием "Я образа", - системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, который обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживается в его самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.

3. Активностью - стремление выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки волевых притязаний.

4. Направленность - система мотивов, потребностей.

5. Свойствами, качествами, способностями и т.д.

Индивидуальность - это своеобразие психики личности индивидуума и ее неповторимость, проявляется в чертах темперамента и характера, а также в потребностях, деталях и т.д.

2. Подходы к изучению личности в зарубежной психологии.

Социогенетический Биогенетический Психогенетический
Ø Теория социализации Ø Теория научения Ø Теория ролей   Ø Психодинамическая ориентация Ø Когнетивистская ор. Ø Персонологическая ориентация.

Социогенетический подход старается объяснить особенности личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с другими людьми. Так, согласно этой теории, человек рождаясь биологической особью, становиться личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Теория научения: жизнь личности, ее отношение, есть результат подкрепляемого научения.

Теория ролей: Исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей) определяемых ее статусом.

Биогенетический подход: ведущую роль отводит биологическим процессам созревания организма, считая, что основные психологические свойства человека, заложены в самой природе человека. Закон "рекапитуляции", согласно этому закону, индивидуальное развитие повторяет стадии развития человеческого общества. Данный подход рассматривался представителями конституционной психологии. Эрнст Кречь, - разрабатывал проблемы типологии личности, на основе телосложения человека, считая, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать связь. З. Фрейд считал, что поведение личности обусловлено бессознательным биологическим влечением (инстинктом). Данный подход не отрицает значение биологии и среды, но на первый план выдвигает развитие собственных признаков.

Психогенетический подход. Представители, объясняют поведение личности главным образом через эмоции, влечение и другие внерациональные компоненты психики.

Представители когентивисткой ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы личности.

Персонологическая ориентация и ее сторонники акцентируют внимание на развитие личности в целом.

12,02,02


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: