Модуль 2. Рассудок – это способность оперировать понятиями, упорядочивая ими чувственный материал

Лекция №1 (24.04.2010)

Рассудок – это способность оперировать понятиями, упорядочивая ими чувственный материал. Априорные формы рассудка – это понятия и категории (причина, следствие, возможность, случайность, необходимость и так далее). Мы конструируем предмет, далее накладывая на упорядоченные пространством и временем материал следующие категории. Создав объект таким образом, человек его познаёт. Именно в силу этого знания о предмете согласуются с самим предметом и могут быть к нему отнесены. На стадии рассудка разрозненные восприятия предмета объединяются в единый образ предмета – в целостность. Происходит это в силу того, что познающий субъект сам есть целостность. Далее упорядоченный при помощи рассудка материал в виде понятий переходит к разуму. Если рассудок имеет дело с опытом, то разум стремится к абсолютному безусловному знанию. Разум получает идеи. Когда разум ищет источник всех явлений внутреннего чувства, он получает идею души. Когда разум ищет источник всех явлений внешнего чувства, он получает идею мира или космоса. Когда разум ищет источник всех явлений вообще, он получает идею Бога.

Идея – это цель, к которой стремится наше познание и побудительный мотив познания. Это лишь регулятивные принципы познания, но не само знание. Идеи не основаны на опыте. Неопытное знание невозможно. Идеи противоречивы, поскольку не являются знанием о реальном объекте, они антиномичны (противоречивы). То есть, о них с равной степенью убедительности можно высказывать противоположные мнения. Антиномии чистого разума разрешаются только разумом практическим, а не теоретическим. Таким образом, объект познания творится самим человеком. Мы познаём созданное нами же самими (явление или феномен). Выйти за его пределы мы не можем. Хотя мы не можем познать реальность, она существует, хотя и недоступна нашему познанию. Эту реальность Кант называет «вещью в себе». Однако, в мир вещей можно проникнуть с помощью практического разума. Он руководит нравственными действиями человека и способен обеспечить свободу. Свободным является человек, способный следовать всеобщим принципам и преодолеть внешнюю причинность и необходимость. Свободный человек руководствуется тем законам, которым его воля ставит сама перед собой. Высший нравственным законом является категорический императив. «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Этика Канта является этикой долга, то есть, человек должен поступать так, как диктует ему долг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: