Фейербах

Гегель

Гегель является создателем совершённой системы объективного идеализма. Заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный исторический и духовный мир в виде единого процесса, развернул схему его постоянного развития и движения, попытался выявить внутреннюю связь этого развития. Субстанцией у Гегеля является независимая от человека сущность – абсолютная идея. Абсолютная идея проходит несколько стадий своего развития. Первая стадия – это стадия логики. На этой стадии идея существует сама по себе, сама в себе и сама для себя. На этой стадии ничто как возможность идеи превращается в реальное бытие (действительность). Реальное бытие противоречиво, в нём одно переходит в иное по законам необходимости, которая проявляется в форме случайности. Процесс перехода одного в иное состоит в переходе количественных изменений в качественные путём преодоления меры. В результате преодоления меры одна сущность превращается в другую. Сущность человеку раскрывается только в форме явления. Таким образом, реальное бытие у Гегеля является единство сущности и явления, содержания и формы, случайности и необходимости, количества и качества… Единство сущности и существования есть действительность. Вторая стадия – это стадия природы. Мышление переходит в своё инобытие. Природа не чужда мышлению, она есть само это мышление, которое составляет внутреннюю сущность мира, его содержание. Гегель выводит принцип тождества бытия и мышления (субъекта и объекта познания). «Всё действительное разумно, всё разумное – действительно». Природа – это лишь повторение чувственно-внешней формы логических абстракций. Третья стадия – это стадия духа. Абсолютная идея стремится наиболее полно реализовать себя саму и найти для мышления соответствующую форму. На стадии духа идея так же проходит три ступени развития: субъективная (индивидуальное сознание человека); объективная (порождаемый духом мир, сфера общественного бытия человека); абсолютная (дух нашёл соответствующую форму своего выражения, он обрёл самого себя). Особо выделяет философия Гегеля диалектический метод. Для него характерны признания взаимосвязи всего существующего, признания движения, развития, совершенствования. Для этого метода характерно постулирование противоречия как источника развития. Гегель формулирует три закона диалектики:

- Закон единства и борьбы противоположностей. Отвечает на вопрос: «Почему происходит развитие?». У всякого развивающегося явления есть внутренний источник – это борьба противоположных начал, тенденций, сторон, которые, вместе с тем, пребывают в единстве.

- Закон перевода количественных изменений в качественные путём преодоления меры. Отвечает на вопрос: «Как происходит развитие?».

- Закон отрицания. Происходит отрицание предыдущей сущности, но в новом (в отрицании) сохраняются элементы и опыт старого. Развитие преемственно и происходит по спирали.

Диалектика Гегеля была основана на идеалистической основе. Он игнорировал развитие в природе. Сама система Гегеля ставит предел развитию мышления, хотя диалектический метод требует отказа от границ в развитии.

Был материалистом (и атеистом). Критиковал Гегеля и пытался обосновать новую философию путём выявления тех скрытых истин, которые уже имеются в европейской философии. Достаточно везде поставить предикат вместо субъекта, чтобы получить правильную философию. «Действительно отношение мышления к бытию таково: бытие – субъект, мышление – предикат; мышление исходит из бытия, а не бытие из мышления». Он критикует религию, он считает, что Бог – это мышление и свойство человека, наделённые самостоятельным существованием (знание, способность прощать, любовь и так далее).

Лекция №2 (08.05.2010)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: