Тенденции циклического развития организации

В развитии организации как социально-экономической системы существует множество циклов. Они переплетаются, накладываются или расходятся различными своими фазами. В настоящее время в литературе существуют различные подходы к выделению циклов развития социально-экономических систем. Один из наиболее рациональных заключается в выделении пяти-этапного цикла развития (рис. 5.2). Каждому из этапов соответст­вуют определенные особенности состояния социально-экономичес­кой системы (организации). Эти особенности характеризуют и тип организации фирмы.

1- область зарождения и накопления потенциала; 2 – область возрастающего развития; 3 – область стабильности и опасности циклического кризиса; 4 – область спада, циклического кризиса; 5 – область послекризисного состояния

Рисунок 5.2 – Цикл нормального развития организации (фирмы):

Первый этап имеет название эксплерентного. Он характеризует зарождение фирмы в рыночной экономической среде, формирование ее первоначальной структуры. Это, как правило, рис­кованная деятельность. Поэтому здесь существует опасность кризиса, которая заключается в том, что фирма может исчезнуть уже на этом этапе ее возникновения. Это может быть кризисом быстротечным и сравнительно легким.

При удачном развитии событий организация (фирма) продол­жает расти и увеличиваться и вступает в новый этап — патиентный. В связи с тенденциями роста он требует перестройки структуры, дифференциации функций управления, повышения эффективности деятельности. Это этап завоевывания какого-либо сегмента рынка, упрочения своих рыночных позиций, выработки конкурентной стра­тегии, повышения роли маркетинга в управлении фирмой. На этом этапе фирмам в основном угрожают внешние причины, внешние циклы развития экономики илиполитические причины.

Третий этап развития организации называется виолентый. В этот период организация достигает зрелого состояния, устойчивого положения на рынке. Конкурентоспособность ее высока, она чувст­вует себя уверенно. Фирмы-виоленты — это фирмы с силовой стра­тегией, работают, как правило, в области большого бизнеса, харак­теризуются высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции.

По достижении определенного предела (например, фирма уже утвердилась на рынке, имеются достаточные технологические и финансовые возможности) фирма, как правило, принимает реше­ние об осуществлении дальнейшего развития в виде освоения новых рынков сбыта, организации нового производства, стратегических разработок технологии и пр.

В теории фирмы-виоленты делятся на 3 типа.

1- «Гордый лев». Динамичны и дают наиболее яркие примеры агрессивной конкурен­ции в верхнем эшелоне. Особенности их позиций на рынке - обладание технологическими и организационными преимущест­вами в конкретной области производства и экономической деятель­ности.

2- «Могучий слон». Состояние устойчивой стабильности, которая обеспечивается преимущественно тремя факторами: большими размерами, дивер­сификацией, наличием широкой международной сети филиалов. Часто «слоны» вполне сознательно избегают чести быть первым в создании новшеств. Они пускают в ход свои гигант­ские возможности, только когда успех уже наметился, и нередко при этом оттесняют новатора.

3- «Неповоротливый бегемот» (закат монополии). Сохраняя гигантский оборот, фирма постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли, а то и начинает приносить убытки. Причины: распыление активности по слишком широкому кругу направлений, усложнение организационной структуры, омертвление значительной части капитала в утра­тивших перспективу производствах и др.

Выходом из сложившейся кризисной ситуации может стать: дезинвестиции, безжалостное избавление от убыточных производств и снижение издержек в сохраняемых предприятиях. Уменьшив свои размеры, фирма получает возможность финансового оздоровления.

Иногда, попавшая в полосу кри­зисного развития фирма нередко утрачивает самостоятельность или медленно переходит на второстепенные роли в экономическом раз­витии, превращаясь в деструктурированный виолент.

Четвертый этап называется коммутантным. Он представляет со­бой состояние фирмы в период упадка, старения, когда наиболее значимые параметры жизнедеятельности заметно ухудшаются. Структура имеет тенденцию к упрощению, свертыванию, а выросшие и окрепшие конкуренты занимают боль­шее жизненное пространство и более эффективны.

Так появляются фирмы-коммутанты, осуществляющие средний и малый бизнес, ориентированный на удовлетворение конкретных региональных потребностей, индивидуализированный подход к кли­ентам, использование достижений фирм-виолентов.

Коммутанты работают на этапе падения цикла выпуска какого-либо вида продукции. Как правило, это фирмы, отжившие свой век и занимающиеся выпуском продукции или услуг, либо частично устаревших, либо имеющих ограниченный спрос в рамках только национального или регионального рынка.

Пятый этап называется леталентным. Он характеризуется деструктуризацией фирмы, прекращением ее существования в прежнем виде. На этом этапе появляются фирмы-леталенты. Это фирмы, распадающиеся в связи с невозможностью их эффективного функ­ционирования, или фирмы, на которых происходит диверсифика­ция с полным изменением профиля деятельности и полной или частичной заменой прежних технологических процессов, а также сменой персонала. Такие глубокие изменения, естественно, могут породить целую гамму осложнений самого различного характера, в том числе и рыночных позиций.

В таблице 5.1 приведена характеристика типов фирм.

Таблица 5.1 – Характеристики типов фирм

Фирма-эксплерент
Факторы развития Условия создания Причины кризиса
1. Фанатизм лидера, возглавляющего коллектив. 2. Сплоченность коллектива вокруг его лидера. 3. Мобильность и гибкость перехода к радикальным новациям. 4. Минимальный управлен­ческий аппарат. 5. Простые организационные связи. 6. Высокая мобильность кадров в освоении новых видов деятельности. 7. Высочайшая взаимозаме­няемость специалистов. 8. Четкая специализация научной направленности. 9. Творческая атмосфера в коллективе. 10. Интеллектуальный продукт имеет большую значимость. 1.Наличие оригинальной идеи, проверенной на предмет практической необходимости. 2. Наличие специалистов (инноваторов), заинте­ресованных в реализа­ции идеи. 3. Перспективы произ­водства и сбыта продукции, полученной на основе данной идеи. 1. Чрезмерный фанатизм лидера и неумение его идти на компромисс. 2. Попадание в коллектив другого лидера или интригана. 3. Ограниченность ресурсов (финансовых, матери­альных, трудовых). 4. Большая зависимость от рыночной конъюнктуры, заключающаяся, в част­ности, в подготовленности рынка к новым продуктам (услугам). 5. Слабые кредитные возможности. 6. Перегрузки. 7. Условия труда и социаль­ное обеспечение значи­тельно хуже, чем на более крупных предприятиях. 8. Удельная заработная плата значительно ниже, чем на более крупных предприятиях. 9. Сложности превращения интеллектуального про­дукта в интеллектуальную собственность.
Фирма-патиент
Факторы развития Условия создания Причины кризиса
1. Наличие группы лидеров (энтузиастов), работающих в одном направлении и делящих все трудности одинаково. 2. Сплоченность коллектива вокруг группы энтузиастов. 3. Мобильность и гибкость перехода к новациям, в особенности в начале существования фирмы данного типа. 4. Неусложненные организа­ционные связи, в особен­ности в начале существо­вания фирмы данного типа. 5. Небольшой управленчес­кий аппарат. 6. Значительная взаимозаме­няемость специалистов. 7. Изменение научной направленности в ходе жизнедеятельности фирмы. 8. Творческая атмосфера в коллективе. 9. Интеллектуальный продукт значителен. 10. Умение формировать потребности рынка исходя из своих потребностей. 1. Наличие новых изделий (товаров, услуг), прове­ренных рынком. 2. Наличие специалистов, заинтересованных в завоевании рынка. 3. Наличие необходимых инвестиций. 4. Перспективы производства и сбыта продукции. 1. Появление значительных разногласий в коллективе. 2. Организация в коллективе другой инициативной группы. 3. Ограниченность ресурсов и прежде всего трудовых, способных перестраиваться в ходе жизнедеятельности фирмы. 4. Зависимость от рыночной конъюнктуры. 5. Неумение формировать потребности рынка исходя из своих возможностей. 6. Имеющиеся перегрузки в работе. 7. Условия труда и неподго­товленность производства. 8. Удельная заработная плата несколько ниже, чем в виолентах. 9. Проблемы превращения интеллектуального про­дукта в интеллектуальную собственность. 10. Недостаточная техничес­кая оснащенность. 11. Недостаточные произ­водственные мощности.
Фирма-виолент
Факторы развития Условия создания Причины кризиса
1. Наличие коллектива, работающего над имиджем фирмы. 2. Высокое качество кадрового состава. 3. Финансовая устойчивость. 4. Низкие удельные затраты {в том числе накладные расходы). 5. Высокая техническая оснащенность. 6. Сформированная и стабильная номенклатура продукции. 7. Единство научных и про­изводственных процессов. 8. Большие производствен­ные мощности. 9. Возможность значительных прибылей. 10. Конкурентоспособность продукции. 11. Высокая социальная обеспеченность кадров. 1. Освоение определенного сегмента рынка с полным его насыщением. 2. Наличие специалистов, заинтересованных в совер­шенствовании системы производства и сбыта. 3. Стабильность в деятель­ности фирмы. 4. Возможности получения прибылей. 1. Появление значительных разногласий в коллективе. 2. Организация в коллективе оппозиции. 3. Ограниченность ресурсов. 4. Зависимость от рыночной конъюнктуры. 5. Организационная инерт­ность структуры. 6. Консерватизм в ново­введениях. 7. Сложные коммуникаци­онные связи. 8. Большая численность управленческого персонала. 9. Слабая приспособлен­ность и слабая реакция на принципиально новую продукцию. 10. Малодинамичные научные структуры.
Фирма-коммутант
Факторы развития Условия создания Причины кризиса
1. Наличие лидера, хорошо понимающего специфику национального рынка. 2. Умение удержать своего покупателя. 3. Конкурентоспособность продукции. 4. Нетребовательность кадров к их социальной обеспе­ченности. 5. Высокая техническая оснащенность. 1. Распад компании на ряд фирм. 2. Наличие желания у специалистов сохранить свой коллектив, несмотря на его старение. 3. Отсутствие у конкурентов желания поглотить фирму. 1. Сужение рынка. 2. Большие недогруженные мощности. 3. Стабильная номенклатура продукции. 4. Организация в коллективе оппозиции. 5. Высокие удельные затраты. 6. Зависимость от рыночной конъюнктуры. 7. Организационная инертность. 8. Усложнение маркетинговых исследований. 9. Большая численность управленческого аппарата, доставшегося в наследство от виолента. 10. Невозможность, вносить значительные усовершенст­вования в продукцию. 11. Малодинамичные научные структуры.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: