Эти игры-упражнения лучше проводить с детьми более старшего возраста — подростками, так как в них учтены особенности общения именно подросткового возраста.
Работа в старших отрядах традиционно считается самой тяжёлой. Трудности связаны с возрастными особенностями старших подростков и старшеклассников, которые, как говорится, ещё не взрослые, но уже и не дети. Противоречия возраста проявляются, с одной стороны, в негативном отношении к предлагаемым взрослыми мероприятиями («детство», «скучно»), в стремлении уйти от запретов, ограничений режима лагеря, а с другой стороны — старшие ребята жадно ищут сферу применения своим возросшим способностям, хотят участвовать в действительно взрослой жизни, требуют самостоятельности, доверия, признания своей взрослости.
Основной период:
- понятие «основной период»;
- задачи вожатого в основном периоде;
- требования к организации жизни детей в отряде;
- виды и алгоритмы ключевых дел смены;
- отрядный «огонек»;
- организация спортивных мероприятий;
|
|
- творческие конкурсы;
- дни рождения и т.д.
Место в общей логике — между организационным и заключительными периодами – ориентирован на реализацию потенциала воспитанников
Краткий девиз: «Творчество! Самостоятельность! Мажор! Дружба!».
Задачи:
• Обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интересов и совместного творчества.
• Научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день, строить свою деятельность на принципах самоуправления.
• Создавать и укреплять внутриотрядные традиции (дни рождений, знаменательные события в отряде, победы в конкурсах).
• Заботиться о сплочении временного детского коллектива.
Основное содержание: работать по плану дружины, отряда; организовать коллективную творческую деятельность в отряде, игры, праздники, состязания, тематические дни, костры, походы; работа кружков, клубов, секций, творческих мастерских.
Основные итоги. К концу основного периода дети начинают жить по общелагерным и отрядным традициям. Весь коллектив лагеря управляем, любит собираться вместе, петь общие песни, играть общаться.
Позиция вожатого. Вожатый руководит отрядом через органы самоуправления. Его позиция — позиция старшего товарища, все дела готовятся и проводятся совместно с ребятами — и чем дальше, тем чаще самими ребятами — при направляющей и координирующей роли вожатого.
Основная форма организации жизни в отряде – это совместная коллективная творческая деятельность ребят и вожатых (воспитателей). О методике ее организации мы с Вами говорили на предыдущих лекциях.
Заключительный период:
-понятие «заключительный период»;
- задачи деятельности вожатого в заключительный период;
- деятельность вожатого в предпоследний и последний дни смены;
- организация отъезда детей.