Инвентарный, аналитический учет основных средств

Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ведет­ся по отдельным инвентарным объектам основных средств. При Этом его построение должно обеспечить возможность получе­ния данных о наличии и движении основных средств, необхо­димых для составления бухгалтерской отчетности и контроля за их сохранностью (по видам, местам нахождения и т.д.).

Аналитические позиции к счету 01 «Основные средства» от­крываются по каждому объекту основных средств с группиров­кой по их видам и действующим классификационным группам. Каждому инвентарному объекту присваиваются инвентарные но­мера, которые наносят на объекты краской, путем прикрепле­ния жетонов и т.п. Инвентарные номера списанных с учета объек­тов основных средств не присваиваются вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по оконча­нию года списания. Объект основных средств, поступивший в организацию в соответствии с договором аренды, может учиты­ваться арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.

Как правило, инвентарные номера строятся по серийной си­стеме от 0001-1000 - здания и 1001-2000 - сооружения и т.д.

Аналитический учет основных средств ведется бухгалтерс­кой службой в Инвентарных карточках учета объекта основных средств (форма № ОС-6). Карточки открываются на каждый инвентарный объект. В карточках дается подробная характери­стика объекта: балансовая стоимость, результаты переоценки, сведения о ремонте, год выпуска и приема в эксплуатацию и т.п. В инвентарных карточках но учету животных отражают све­дения, характеризующие каждого животного: балансовую стои­мость, племенные качества и др.

Молодые и принятые в эксплуатацию многолетние насажде­ния в системе аналитического учета отражают по видам и годам посадки. Объектом учета признается площадь посадки (гектар). Затраты по уходу за многолетними насаждениями, находящи­мися в эксплуатации, не увеличивают их стоимость, а относятся на себестоимость полученной продукции с этих насаждений. Амортизацию по молодым (не принятым в эксплуатацию) мно­голетним насаждениям не начисляют. Учет многолетних насаж­дений ведут в Инвентарных карточках учета многолетних на­саждений (форма № 109-АПК). Инвентарные карточки открывают в бухгалтерии на каждый вид, породу и сорт много­летних насаждений, имеющихся в организации. На многолет­ние насаждения одного вида, породы, сорта, но разных лет по­садки или расположенных в разных местах (бригадах, садах) открывают отдельные карточки. Карточки открывают на весь период нахождения многолетних насаждений в сельскохозяй­ственной организации. В инвентарной карточке указывается

назначение насаждений, местонахождение, площадь, схема по­садки, количество деревьев и кустарников (шт.), возраст (год) посадки, дата и номер акта приемки, год сдачи в эксплуатацию, балансовая стоимость, бухгалтерские записи на принятие к бух­галтерскому учету и выбытие насаждений, причина выбытия.

Группировка карточек осуществляется в картотеке по разде­лам применительно к классификационным группам, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов — по месту эксплу­атации. Обособленно выделяются группы для объектов, пере­данных в аренду, поступившим по договорам лизинга (до окон­чания лизинговых платежей), находящихся на консервации и т.д. В течение месяца в отдельных ячейках хранятся карточки по принятым в эксплуатацию и выбывшим объектам. В организа­ции, имеющей небольшое количество объектов основных средств, аналитический учет основных средств рекомендуется осуществ­лять в Инвентарной книге учета объектов основных средств (фор­ма № ОС-66) по их видам и местам нахождения.

На основные средства, принятые в аренду, для осуществле­ния забалансового учета в бухгалтерской службе арендатора ре­комендуется также открывать инвентарные карточки.

Заполнение инвентарных карточек проводится на основа­нии первичных документов, составленных при принятии к уче­ту, перемещении, ремонте, реконструкции, модернизации и выбытии основных средств. С целью контроля за сохранностью карточки подлежат регистрации в описях инвентарных кар­точек.

Все основные средства закрепляются за материально ответ­ственными лицами. Это закрепление оформляется инвентарны­ми описями основных средств.

Принятый порядок аналитического учета позволяет обеспе­чить возможность пообъектного контроля за наличием и движе­нием основных средств путем сопоставления остатков, отражен­ных в системе учета, с фактическим наличием, указанным в инвентаризационных описях.

В условиях компьютерной обработки аналитические данные, характеризующие наличие и движение основных средств, полу­чают в разрезе классификационных групп, по местам эксплуа­тации и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: