double arrow

Тема 8. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА


Рис. 7.4

Рис. 7.3

Рис. 7.2

Модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия.

В основу макроэкономического анализа заложена простейшая модель круговых потоков(или модель кругооборота ВНП, доходов и расходов). В своей элементар­ной форме эта модель включает в себя только две категории экономических агентов — домашние хозяйства и фир­мы — и не предполагает государственного вмешательства в экономику, а также каких-либо связей с внешним миром (рис. 7.2).

Из схемы видно, что экономика является замкнутой системой, в кото­рой доходы одних экономических агентов предстают как расходы других.

Расходы фирм на ресурсы (или их издержки) одновременно представля­ют собой потоки заработной платы, ренты и других доходов для домашних хо­зяйств. С другой стороны, поток потребительских расходов образует выручку (или доход) фирм от реализации готовой продукции.

Потоки "доходы-расходы" и "ресурсы-продукция" осуществляются од­новременно в противоположных направлениях и бесконечно повторяются. Ос­новным выводом из модели является равенство суммарной величины продаж фирм суммарной вeличине доходов домашних xoзяйств. Это означает, что да закрытой экономики т.е.без каких-либо связей с внешним миром) без государ­ственного вмешательства величина общего объема производства в денежной выражении равна суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств.




В открытой экономикес государственным вмешательством модель круго­вых потоков несколько усложняется (см. рис. 7.3).

Когда в модель вводятся две другие, группы экономических агентов — правительство и остальной мир — то указанное равенство нарушается, так как из потока "доходы-расходы" образуются "утечки"в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. "Утечки"— любое использование дохода не на покупку произведенной внутри страны продукции. Одновременно в поток "доходы-расходы" вливаются дополнительные средства в виде "инъекций" — инвестиции, государственные расходы и экспорт. "Инъекции"— любое дополнение к потре­бительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны.

Схема взаимодействия между решениями домашних хозяйств о расходах и решениями фирм по поводу производства остается прежней, хотя и усложня­ется: с помощью трансфертов, субсидий, налогов и других экономических инструментов государство регулирует колебания в уровнях производства, занятости и инфляции.

Если домашние хозяйства решают тратить меньше, то фирмы вынужде­ны сокращать выпуск продукции, что, в свою очередь, приводит к снижению доходов. Уровень спроса на товары определяет уровень производства и занято­сти, а уровень выпуска определяет уровень доходов владельцев факторов произ­водства, которые (доходы), в свою очередь, определяют совокупный спрос.



Основной вывод из модели круговых потоков:реальный и денежный потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных рас­ходов домашних хозяйств, фирм, государства, и остального мира совокупному объёму производства. Совокупные расходы дают толчок к росту занятости, выпуска и доходов; из этих доходов вновь финансируются расходы экономических агентов, которые снова возвращаются в виде дохода к владельцам факторов производства и т.д. (рис. 7.4). Причина и следствие меняются местами, и мо­дель круговых потоков принимает вид кругооборота.

Если совокупные расходы, определяющие совокупный спрос, снижают­ся, то и совокупный объем занятости и выпуска падает, что снижает совокуп­ные доходы, определяющие, в свою очередь, совокупный спрос. Поэтому важ­ной задачей макроэкономической политики является стабилизация совокупного спроса.

Подходы к разрешению этой задачи различны у представителей раз­личных направлений макроэкономической теории. Представители кейнсианского направления предлагают осуществлять стабилизацию совокуп­ных расходов с помощью изменения величин государственных расходов, нало­гов и денежного предложения. Монетаристы считают изменение денежной массы универсальным средством стабилизации экономики. В рамках неокейнсианского подхода разрабатываются концепции макроэконо­мического управления ожиданиями экономических агентов при медленном из­менении уровней заработной платы и цен. В неоклассической модели рациональных ожиданий цены и заработная плата быстро реагируют на измене­ния рыночной конъюнктуры и поэтому экономика быстро стабилизируется в обстановке доверия экономических агентов к политике правительства и Цен­трального банка.



Краткие выводы:

1. В смешанной экономической системе роль регуляторов национальной экономики выполняют рынок и государствен­ное управление. Необходимость активного участия государ­ства в экономической жизни общества вызвана: а) потребно­стью поддержания условий саморегулирования экономики, эффективного функционирования рынка; б) недостатками са­морегулирования и необходимостью их преодоления; в) по­требностью определенного перераспределения доходов, повы­шения доступности некоторых товаров и услуг.

2. В современной экономике государство выполняет сле­дующие основные функции: а) создание правовой основы эко­номической деятельности ("правил игры"); б) защита и раз­витие конкуренции; в) организация производства определен­ных товаров и услуг; г) перераспределение доходов; д) учет побочных (внешних) эффектов; е) осуществление макроэко­номической стабилизации.

3. Государство использует методы прямого (принуждение) и косвенного (побуждение) регулирования экономических отношений. Первое предполагает непосредственное установ­ление определенных обязательных норм во взаимоотношени­ях экономических субъектов, второе — воздействие на дея­тельность экономических субъектов путем изменения усло­вий, в которых она осуществляется.

4. Экономическая политика государства — это принимае­мые государством меры, направленные на решение эконо­мических проблем общества. Эта политика должна отражать общественные предпочтения. Теория общественного выбора — это раздел экономической науки, изучающий процесс приня­тия решений государством. Проблема общественного выбора включает два наиболее важных момента: а) создание возмож­ности для выявления общественных предпочтений; б) орга­низация практической реализации общественных пред­почтений.







Сейчас читают про: