Рис. 7.4
Рис. 7.3
Рис. 7.2
Модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия.
В основу макроэкономического анализа заложена простейшая модель круговых потоков (или модель кругооборота ВНП, доходов и расходов). В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических агентов — домашние хозяйства и фирмы — и не предполагает государственного вмешательства в экономику, а также каких-либо связей с внешним миром (рис. 7.2).
Из схемы видно, что экономика является замкнутой системой, в которой доходы одних экономических агентов предстают как расходы других.
Расходы фирм на ресурсы (или их издержки) одновременно представляют собой потоки заработной платы, ренты и других доходов для домашних хозяйств. С другой стороны, поток потребительских расходов образует выручку (или доход) фирм от реализации готовой продукции.
Потоки "доходы-расходы" и "ресурсы-продукция" осуществляются одновременно в противоположных направлениях и бесконечно повторяются. Основным выводом из модели является равенство суммарной величины продаж фирм суммарной вeличине доходов домашних xoзяйств. Это означает, что да закрытой экономики т.е.без каких-либо связей с внешним миром) без государственного вмешательства величина общего объема производства в денежной выражении равна суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств.
|
|
В открытой экономике с государственным вмешательством модель круговых потоков несколько усложняется (см. рис. 7.3).
Когда в модель вводятся две другие, группы экономических агентов — правительство и остальной мир — то указанное равенство нарушается, так как из потока "доходы-расходы" образуются "утечки" в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. "Утечки" — любое использование дохода не на покупку произведенной внутри страны продукции. Одновременно в поток "доходы-расходы" вливаются дополнительные средства в виде "инъекций" — инвестиции, государственные расходы и экспорт. "Инъекции" — любое дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны.
Схема взаимодействия между решениями домашних хозяйств о расходах и решениями фирм по поводу производства остается прежней, хотя и усложняется: с помощью трансфертов, субсидий, налогов и других экономических инструментов государство регулирует колебания в уровнях производства, занятости и инфляции.
Если домашние хозяйства решают тратить меньше, то фирмы вынуждены сокращать выпуск продукции, что, в свою очередь, приводит к снижению доходов. Уровень спроса на товары определяет уровень производства и занятости, а уровень выпуска определяет уровень доходов владельцев факторов производства, которые (доходы), в свою очередь, определяют совокупный спрос.
|
|
Основной вывод из модели круговых потоков: реальный и денежный потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных расходов домашних хозяйств, фирм, государства, и остального мира совокупному объёму производства. Совокупные расходы дают толчок к росту занятости, выпуска и доходов; из этих доходов вновь финансируются расходы экономических агентов, которые снова возвращаются в виде дохода к владельцам факторов производства и т.д. (рис. 7.4). Причина и следствие меняются местами, и модель круговых потоков принимает вид кругооборота.
Если совокупные расходы, определяющие совокупный спрос, снижаются, то и совокупный объем занятости и выпуска падает, что снижает совокупные доходы, определяющие, в свою очередь, совокупный спрос. Поэтому важной задачей макроэкономической политики является стабилизация совокупного спроса.
Подходы к разрешению этой задачи различны у представителей различных направлений макроэкономической теории. Представители кейнсианского направления предлагают осуществлять стабилизацию совокупных расходов с помощью изменения величин государственных расходов, налогов и денежного предложения. Монетаристы считают изменение денежной массы универсальным средством стабилизации экономики. В рамках неокейнсианского подхода разрабатываются концепции макроэкономического управления ожиданиями экономических агентов при медленном изменении уровней заработной платы и цен. В неоклассической модели рациональных ожиданий цены и заработная плата быстро реагируют на изменения рыночной конъюнктуры и поэтому экономика быстро стабилизируется в обстановке доверия экономических агентов к политике правительства и Центрального банка.
Краткие выводы:
1. В смешанной экономической системе роль регуляторов национальной экономики выполняют рынок и государственное управление. Необходимость активного участия государства в экономической жизни общества вызвана: а) потребностью поддержания условий саморегулирования экономики, эффективного функционирования рынка; б) недостатками саморегулирования и необходимостью их преодоления; в) потребностью определенного перераспределения доходов, повышения доступности некоторых товаров и услуг.
2. В современной экономике государство выполняет следующие основные функции: а) создание правовой основы экономической деятельности ("правил игры"); б) защита и развитие конкуренции; в) организация производства определенных товаров и услуг; г) перераспределение доходов; д) учет побочных (внешних) эффектов; е) осуществление макроэкономической стабилизации.
3. Государство использует методы прямого (принуждение) и косвенного (побуждение) регулирования экономических отношений. Первое предполагает непосредственное установление определенных обязательных норм во взаимоотношениях экономических субъектов, второе — воздействие на деятельность экономических субъектов путем изменения условий, в которых она осуществляется.
4. Экономическая политика государства — это принимаемые государством меры, направленные на решение экономических проблем общества. Эта политика должна отражать общественные предпочтения. Теория общественного выбора — это раздел экономической науки, изучающий процесс принятия решений государством. Проблема общественного выбора включает два наиболее важных момента: а) создание возможности для выявления общественных предпочтений; б) организация практической реализации общественных предпочтений.