США в ХХ в

В конце XIX - начале XX вв. в США заметно возросла роль третьей - судебной власти, и в первую очередь Верховного суда. Примером того может служить 14 поправка к Конституции (она была одобрена еще 1868 г.), которая провозглашала, что “ни один штат не может лишить кого-либо жизни, свободы или имущества без надлежащей правовой процедуры”. Эта поправка была в основном предназначена против попыток южных штатов ограничить свободы и права негритянского населения. Однако, судебная власть использовала эту поправку в конце XIX в. в целях защиты прав и интересов бизнеса.

Конец XIX - начало XX вв. - период выступления в США радикально настроенных политических групп. Политический радикализм и раньше существовал с США, но в рассматриваемый период он приобрел особую силу и звучание. Основное направление в деятельности радикалов в лице их главного выразителя - Популистской партии - осуществлялось против монополизма, против присвоения национальных богатств крупнейшими национальными компаниями, и, в конечном счете, против капитализма как такового. Однако долгого века у этой партии не было. Расколовшись в середине 1890-х годов на твердых антимонополистов и приверженцев расширения эмиссии (печатания “дешевых” денег), Популистская партия в 1896 г. окончательно сошла с политической арены как самостоятельная сила. Но доктрина популизма не исчезла; она была подхвачена другими радикальными политическими силами, часть из которых сосредоточились на левом фланге в виде двух партий: Социалистической рабочей партии и просто Социалистической партии. Каждая из них представляла разные тенденции международного социалистического движения, однако заметных успехов в политической жизни страны эти партии так и не добились.

Определенные изменения произошли в стане Республиканской партии. В ее рядах в 1909 -1913 гг. произошел раскол, закончившийся тем, что в начале 1911 г. реформистское крыло Республиканской партии было преобразовано в Национальную прогрессивную республиканскую лигу. Последняя год спустя трансформировалась в Прогрессивную партию, которая выдвинула своим кандидатом в президенты Теодора Рузвельта (он уже занимал этот пост от Республиканской партии с 1901 по 1909 гг.) Первый срок его президентства состоялся в результате убийства президента Мак-Кинли (при нем Т. Рузвельт занимал пост вице-президента). Затем он был сам избран на эту должность на следующие четыре года от Республиканской партии. Его президентство ознаменовалось окончательным выдвижением США в ранг передовых империалистических держав мира, влияющих на развитие международных отношений. В 1906 г. Т. Рузвельт получил Нобелевскую премию за укрепление мира, присужденную ему как основному посреднику в российско-японских мирных переговорах, в результате которых закончилась война между этими державами. Его новая попытка стать президентом страны после четырехлетнего перерыва, когда президентом был У.Х. Тафт (1909-1913) не увенчалась успехом: на выборах 1912 г. победил кандидат от консервативного крыла Демократической партии Вудро Вильсон (1913-1921).

В американской истории первые два десятилетия XX в. смело можно назвать временем дальнейшего активного продвижения американского общества и государства в мировые лидеры. Многие исследователи называют это время прогрессистской эрой в истории США. Среди демократических мер социально-экономического характера этой эры следует особо отметить 16-ю поправкуКонституции США, вступившую в силу в 1913 г. и вводившую в жизнь федеральный подоходный налог. Обладавший определенным перераспределительным характером, он стал основным источником наполнения федерального бюджета.

1920-е годы ознаменовались в истории США значительным доминированием консервативной идеологии. Именно благодаря этому опять усилились властные позиции господствующего класса, что сопровождалось затягиванием антимонопольного законодательства, снижением налогового обложения на корпорации, ущемлением прав профсоюзов, продолжением расистской политики в отношении цветного населения страны. Но демократическое развитие предшествующих периодов получило настолько сильную социально-экономическую и политическую энергию, что стало яс- но - США стоят перед новым перераспределением властных позиций между различными элитами и демократией.

1930-е годы многие историки оценивают как время торжества демократического элитизма. Если до 1933 г. американское общество развивалось по классическим канонам капитализма, то в последующий период истории в США произошел процесс глубокой и радикальной трансформации этих канонов классического капитализма. Главное в этом процессе стало вмешательство государства в частный бизнес. Этот фактор имел место и раньше, но только в зачаточной форме; теперь он приобретает системообразующий характер, перейдя из надстройки в базис американского хозяйствования. Президент США Франклин Делано Рузвельт (1933 - 1945 гг.), с именем которого связывается эта коренная перестройка американского общества, получившая название “ новый курс ”, в нескольких словах выразил ее суть. “История человече-ства, - сказал он, - развивается по мистическим циклам. Одним поколением многое делается, с других многое спрашивается, нынешнее поколение американцев встречается с судьбой”.

В период президентства Ф.Д. Рузвельта США практически становятся страной, которая из претендующей на мировое лидерство переходит в ранг державы, близко подошедшей к этому рубежу. В Соединенных Штатах произошло заметное смещение центра тяжести политики на исполнительную власть: при Ф.Д. Рузвельте утроился персонал исполнительных органов. Благодаря этому президент получил самостоятельную бюрократию, которая давала ему возможность конкурировать с также значительно возросшим бюрократическим аппаратом Конгресса.

Все эти преобразования позволили успешно преодолеть разразившийся в конце 1920-х - начале 1930-х мировой экономический кризис, более всего затронувший США и получивший название “великая депрессия”. В феврале 1933 г. вся банковская система страны находилась на гране катастрофы, и первыми шагами нового президента и его окружения было оздоровление денежного и кредитного обращения. Затем правительство обеспечило срочные меры по выводу страны из кризиса безработицы, справится с котором США удалось только к началу Второй мировой войны. Однако к самому глубокому вмешательству государства в рыночную экономику относятся меры, связанные с поддержкой сельского хозяйства, более всего пострадавшего от экономического кризиса. Но кризис перепроизводства заставил правительство активно вмешаться и в промышленный сектор. В жизнь был срочно введен федеральный закон о восстановлении промышленности, инициировавший добровольное сотрудничество правительства, предпринимателей и рабочего класса (последний получил право свободной самоорганизации и право вести коллективные переговоры по тарифам). Таким образом, “разрушающая конкуренция”, приведшая к кризису заменялась на “честную конкуренцию”.Важным шагом на пути создания социального государства стал закон о социальном обеспечении 1935 г., который ввел страхование безработных и пенсию по старости. Во всех этих преобразованиях решающим было то, что новое правительство во главе с президентом Ф.Д. Рузвельтом дало надежду упавшей духом, не уверенной в себе и не имеющей ясного курса американской нации.

Внешняя политика США перед Второй мировой войной характеризовалась стремлением к взаимной зависимости всех государств мира, несмотря на усиление в американском обществе изоляционистских настроений, основанных на гегемонистской политике гитлеровской Германии в Европе. В конфликте с изоляционистами Ф.Д. Рузвельт проводил политику глобализма США в двух направлениях: предостережение от мирового господства врага и глобальное определение национальных интересов страны. Это позволило выйти на международное военное сотрудничество США со странами, образовавшими в ходе Второй мировой войны Антигитлеровскую коалицию во главе с США, Великобританией и СССР. Именно силами этой коалиции удалось взять верх во Второй мировой войне (май - август 1945 г.), окончания которой Ф.Д. Рузвельту не суждено было увидеть: 12 апреля 1945 г. он умер от кровоизлияния в мозг. Однако взвешенная внутренняя и внешняя политика в период его долгого президентства во многом предопределили будущее взаимоотношений между странами: в 1945 г. при активном участии США была создана Организация Объединенных Наций (ООН), призванная обеспечить поддержание и укрепление мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.

Первая половина истории ХХ в. в США закончилась в условиях разразившейся послевоенной конфронтации между двумя противоположными в идеологическом отношении мировыми системами: либерально-капиталистической и тоталитарно-социалистической. Первую возглавили США, вторую - Советский Союз с образовавшимися в Европе и Азии странами с коммунистическими политическими режимами. В Соединенных Штатах Америки президентом в этот период был Г.С. Трумэн (1945-1953), заступивший на этот пост как вице-президент после ушедшего из жизни Ф.Д. Рузвельта и затем избранный еще на четыре года в 1948 г.

Во внутренней политике Г.С.Трумэн идентифицировал себя с рузвельтовским “новым курсом”, но самой большой собственной его заслугой стало отмена расового деления в армии. Он верил в гражданские права для всех американцев, и при всей остроте критики его внешней политики многие историки совершенно положительно оценивают его устремления к установлению реального равноправия всех граждан США независимо от социального положения, расовой и конфессиональной принадлежности.

К крупнейшим успехам президентства Г.С. Трумэна бесспорно относится то, что ему удалось обязать контролируемый республиканцами 80-й Конгресс (сам он был президентом от демократической партии, как и его предшественник Ф.Д. Рузвельт), проведение “надпартийной внешней политики”. Именно такое направление политики в отношении других стран стало доминирующим в период его президентства (в некотором смысле это направление в несколько трансформированном виде сохранилось до наших дней).

После окончания Второй Мировой войны обнаружилось, что альянс победителей распался из-за идеологических разногласий “тоталитарного Востока” и “либерального Запада”, разногласий, отрывших путь к прямому военнополитическому противостоянию, получившему название “холодная война” (принято считать, что она началась после речи У. Черчилля в американском городе Фултоне в 1946 г.).

В 1947 г. была провозглашена так называемая “Доктрина Трумэна”, согласно которой была оказана военная и экономическая помощь Греции и Турции, чтобы уберечь их от якобы грозящего в этих странах коммунистического захвата власти. Далее последовал знаменитый “План Маршалла” (Джордж Кэтлетт Маршалл - американский генерал, в 1947-1949 гг. государственный секретарь США, инициатор плана), согласно которому некоторые страны Западной Европы, особенно наиболее пострадавшие во Второй мировой войне, получали миллиардные кредиты. Эти шаги США в их политике в Западной Европе были направлены на укрепление американской гегемонии в этом регионе. Эта же цель преследовалась при создании в 1949 г. Северо-Атлантического военно-политического блока (НАТО). В противовес ему Советский Союз вместе со своими европейскими сателлитами в 1955 г. создали свою военно-политическую организацию, получившую название Варшавский договор.

США во второй половине XX в. Начало истории СШа второй половины хх в. Пришлось на возвращение в белый дом после 20-летнего перерыва президента от республиканской партии Дуайта д. Эйзенхауэра (1953-1961). Он, по мнению многих американских историков, принадлежит к одному из самых популярных американских президентов. Одна только его военная карьера обеспечила бы ему выдающееся место в американской истории (во время второй мировой войны он был верховным главнокомандующим экспедиционными войсками союзников в Европе, командующим оккупационными силами США в Германии, начальником штаба армии и первым главнокомандующим силами нато). Со вступлением его в президентскую должность в американской внутренней и внешней политике значительных изменений не произошло. Однако некоторые коррективы были заметны. Например, экономический курс, получивший название “современный республиканизм” или “динамический консерватизм”, предусматривал минимальное влияние государства на экономику страны. Этот курс был направлен на развитие свободной конкуренции, отмену контроля зарплаты и цен, роспуск сформировавшихся во время войны различных исполнительных экономических органов. Экономическая политика д.д.эйзенхауэра сводилась, в конечном счете, к созданию благоприятных государственных рамок для индивидуальной (приватной) экономической деятельности.

Во внешней политике курс на продолжение “холодной войны” не только не ослаб, но, напротив, получил новый импульс; сам Д. Эйзенхауэр и его окружение (особенно государственный секретарь Джон Остер Даллес) расценивали отношения к Советскому Союзу подобно тем, которые до войны сложились в отношении к гитлеровской Германии. В связи с этим, отношение США к сформировавшейся после войны социалистической системе во главе с СССР было завязано на тесную коалицию западных демократий. Однако сложившийся за долгое время прагматизм во внешней политике дал о себе знать и теперь: тактически американцы были заинтересованы в ослаблении конфликтов с Советским Союзом, что стало основанием к призыву администрации Д. Эйзенхауэра начать мирные переговоры по мирному использованию атомной энергии, взаимному контролю воздушного пространства (“ открытое небо ”). Как и прежняя американская администрация, Д. Эйзенхауэр шел на переговоры с СССР о разрядке между противостоящими блоками лишь в контексте укрепления позиций стран Западной Европы, которая для США оставалась ядром глобальной политики безопасности Соединенных Штатов Америки. Усиление позиции США на международной арене позволило эйзенхауэровской администрации добиться максимального влияния на западных союзников в Европе (в октябре 1956 г. американцы смогли заставить Великобританию, Францию и Израиль вывести войска из зоны Суэцкого канала, предотвратив тем самым военный конфликт между этими странами и Советским Союзом, вставшим на стороне египетского руководства, национализировавшего Суэцкий канал).

Личные заслуги Д. Эйзенхауэра позволили ему в 1956 г. переизбраться на второй срок президентства, в конце которого он стал символической фигурой 1950-х годов, воплотив в себе надежность, стабильность и американскую государственную мощь.

Начало 1960-х годов в американской истории ознаменовалось новыми тенденциями, как во внутреннем, так и внешнем развитии страны. Это было тесно связано с личностью нового президента США Джоном Фицджеральдом Кеннеди (1961-1963), который воспринимался американской нацией как нечто новое и непривычное: самый молодой из всех президентов страны (43 года) и первый католик на этом посту. После Линкольна, Теодора Рузвельта, Вильсона и Франклина Рузвельта американцы увидели в Кеннеди харизматического национального лидера, что позволило ему проводить в жизнь политику, получившую название “ новые рубежи ”.

Внутри страны эта политика предусматривала оживление американской экономики через снижение налогов, улучшение социального страхования, оздоровление образования и усиление процесса межрасовой интеграции.

Во внешней политике в контексте противостояния с Советским Союзом американская администрация во главе с Д. Кеннеди вынуждена была демонстрировать волю, твердость и силу, что способствовало повышению престижа страны на международной арене. Вместе с тем США при Дж. Кеннеди на практике действовали очень осторожно, пытаясь сдерживать на минимальном уровне риск военной эскалации. Эта позиция ярко проявилась в двух наиболее кризисных точках мира - в Западном Берлине и на Кубе. Именно сдержанная и трезвая позиция, исходящая от американского правительства, но более всего от его главы - президента США - позволили миру избежать атомную войну в Кубинском кризисе в октябре 1962 г. Этот кризис помог противоборствующим сторонам прийти к выводу о необходимости “ политики разрядки ”, суть которой состояла в усилении связей между Западом и Востоком.

В период подготовки к новым президентским выборам на самом взлете свой политической карьеры 35-й президент США был застрелен во время своей поездки в Даллас. Это произошло 22 ноября 1963 г. за год до его возможного переизбрания на пост президента. Закончился период, когда американцы являлись « скорее волею судьбы, чем собственного выбора, стражами на крепостных стенах свободы мира » (слова из несостоявшейся речи Дж. Кеннеди, которую он предполагал произнести перед жителями штата Техас в городе Далласе, где и был убит).

Время триумфа президентства Джона Ф. Кеннеди сменилось новым историческим периодом, когда страна впуталась в позорную вьетнамскую войну, студенческие беспорядки и тяжелые расовые волнения, закончившиеся убийством в 1968 г. афро-американского лидера и лауреата премии мира Мартина Лютера Кинга. В политическом плане эти события ассоциируются с 36-м президентом Соединенных Штатов Америки Линдоном Б. Джонсоном (1963-1969), который, будучи вице-президентом при Дж. Кеннеди, вступил в должность президента страны в результате убийства последнего (Л. Джонсон был приведен к присяге два часа спустя после трагических событий в Далласе). В своей политике (как внутренней, так и внешней) он старался использовать не только все накопленное его предшественником, но и некоторые собственные программы: в своем первом правительственном заявлении 8 января 1964 г. новый президент провозгласил безоговорочную войну против бедности”. В том же году в свет вышел закон о гражданских правах, предусматривающий избирательное право для афро-американцев на юге страны, ввел полное равноправие мужчин и женщин (это закон оценивается как решительный шаг по пути равноправия обоих полов, а также этнических и религиозных меньшинств, основы которого были заложены со времен Билля о правах 1791 г., и который стал первыми десятью поправками к Конституции США). Эти и другие инициативы правительства Л. Джонсона позволили ему переизбраться в ноябре 1964 г. на второй срок.

Внутренней политике этих лет были свойственны непоследовательность и отсутствие единой программной структуры. На фоне процветающей экономики правительство Л. Джонсона смогло провести планируемое еще Дж. Кеннеди снижение налогов для частного сектора (средний доход американцев вырос за это время в реальном исчислении на 85%). Но уже в 1967 г. были сокращены многие социальные программы и вновь из-за войны во Вьетнаме были повышены налоги.

Во внешней политике продолжался курс, выработанный еще при Кеннеди: умеренное и осторожное сотрудничество с Советским Союзом, что вылилось в предоставлении кредитов Москве на закупку зерна, в подписании договора о нераспространении атомного оружия (1968). Однако создаваемый в течении многих лет стереотип мышления в международных отношениях, выраженный формулой “друг-враг”, продолжал активно проявляться в американской внешней политике. Это весьма негативно проявилось в продолжении вьетнамской авантюры - войны, закончившейся позорным поражением США уже при следующем президенте страны Ричарде М. Никсоне (1969-1974).

При достаточно положительной динамике развития Соединенных Штатов в период его нахождения у власти, многие историки страны считают, что это время, в конце концов, следует оценивать как очевидный кризис института исполнительной власти. Подобная оценка объясняется прежде всего тем, что президентство Р. Никсона закончилось досрочно в результате его добровольного отказа от должности, что произошло впервые в американской истории. Этот шаг стал вынужденным выходом из так называемого Уотергейтского дела, заключавшегося в обвинении президентской администрации в прослушивании телефонных разговоров своих политических соперников (функционеров Демократической партии) и взломе их штаб-квартиры, находившейся в гостинице Уотергейт.

Однако первый срок его президентства ознаменовался такими знаковыми событиями мирового значения, как высадка американцев на луне (21 июля 1969 г.), окончание Вьетнамской войны (январь 1973 г.), первое в истории США посещение Р.Никсоном двух стран с коммунистическими режимами - СССР и Китая (1972). Подобная доктрина внешней политики позволили подписать с Советским Союзом договор об ограничении стратегических вооружений и систем противоракетной обороны (ОСВ-1 и ПРО), который способствовал замедлению гонки вооружений, а также расширению торговых связей между двумя странами.

Что касается внутренней политики США, то в период президентства Р. Никсона она не отличалась большим разнообразием, поскольку правительственное кредо в этом вопросе состояло в том, что Соединенным Штатам президент нужен только для внешней политики. Правда, под флагом так называемого “нового федерализма” отдельным штатам, при сохранении исключительных полномочий федерального центра, были возвращены некоторые полномочия и финансовые средства.

Следующие после скандальной отставки Р. Никсона три года, когда президентское кресло занял вице-президент Джеральд Форд (1974-1977), были ознаменованы постоянными попытками республиканцев реабилитироваться перед американским избирателем за “уотергейтское дело”. Однако сделать это не удалось: и во внутренней и во внешней политике новая администрация не имела особых успехов, что и предопределило поражение республиканцев на следующих президентских выборах.

Новым президентом Соединенных Штатов стал представитель демократической партии Джимми Картер (1977-1981), которому досталось незавидное политическое наследство: экономика была расшатана после вьетнамской войны и нефтяного кризиса 1974 г. Не нашли поддержки в Конгрессе и даже среди его партийных коллег готовящиеся радикальные реформы здравоохранения и социального обеспечения. К неудачам внутренней политики прибавлялись и трудности в политике внешней, решение которых требовало значительных усилий. Определенным внешнеполитическим успехом было соглашение о мире между Израилем и Египтом, в котором США играли роль посредника, а также заключенный с Советским Союзом второй договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-II). Однако эти внешнеполитические успехи затмили такие события в мире, как вторжение в конце 1979 г. СССР в Афганистан и взятие в заложники 60-ти сотрудников американского посольства в Иране.

Слабая и пассивная политика Д. Картера, как внутри страны, так и за ее пределами стали причиной его поражения на очередных президентских выборах, которые вновь выиграли республиканцы во главе с Рональдом Рейганом (1981-1989). Уже в первом полугодии своего президентства он развил громадную скорость при принятии политических решений, заявив о том, что государство более не является помощником в решении проблем, а само стало проблемой. Новая экономическая доктрина предусматривала значительное снижение налогов, аннулирование государственных предписаний, препятствующих инвестициям. Одновременно было произведено снижение субсидий штатам в сфере жилищного строительства и городского развития, что встретило жесткое сопротивление на местах. Меры, предпринятые администрацией Р. Рейгана в коррекции экономического курса страны, позволили снизить инфляцию и уменьшить процент безработицы в стране.

Внешняя политика этого периода американской истории следовала курсу на повышение военных расходов и соответственно на усиление противодействия Советскому Союзу, который президент Р. Рейган публично охарактеризовал как “империю зла”. Переговоры с СССР во время его второго президентского срока велись, по сравнению с прошлыми годами, уже с позиции силы, поскольку американский военный потенциал имел в это время определенное превосходство. При этом американская внешняя политика в основном оставалась гибкой и прагматичной: вывод американских войск из Бейрута после гибели там двухсот американских солдат сопровождался аферой Иран-контрас, содержанием которой были тайные поставки оружия и боеприпасов Ирану, воевавшему в 1980-х годах с Ираком, и поддержка Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) никарагуанских контрас, которые вели партизанскую войну против сандинистского правительства в Никарагуа, имевшего коммунистическую направленность.

К концу пребывания Р. Рейгана на посту президента страны обнаружились серьезные противоречия и конфликты, содействовавшие кризису рейгановского консерватизма - политики, которую во многих своих чертах продолжил следующий президент Соединенных Штатов Джордж Буш старший (1989-1993).

Четыре года его пребывания в Белом доме следует рассматривать как непрерывное продолжение дела его предшественника (так это воспринималось и самим американским обществом, потому что Д. Буш Старший в течение восьми лет президентства Р. Рейгана занимал должность вице-президента). Однако несмотря на это, новый президент заметно отличался от оставившего власть: в Белый дом пришли опытные, прагматичные, неидеологизированные, ориентирующиеся на главное направление в политике бюрократы. Сам же глава Белого дома сосредоточился на внешней политике, тогда как внутренняя политика продолжала сохранять тяжелое наследство бывшей администрации: дефицит государственного бюджета, государственные долги и крушение многих сберкасс, разорившихся на спекуляциях в годы подъема цен на землю и недвижимость.

Успехи во внешней политике США в это время были впечатляющими: главным из них стал распад Советского Союза и всей коммунистической системы (1991). Что касается других внешнеполитических акций администрации Дж. Буша старшего, то стоит отметить следующие: интервенция в Панаму и арест ее диктатора Норьеги, поддержка курса на объединение Германии, новое инициирование мирного процесса между Израилем и соседними с ним арабскими странами, проведение военной операции в Ираке под названием “ буря в пустыне ”.

Однако, несмотря на то, что Соединенные Штаты превратились во время президентства Дж. Буша старшего в единственную супердержаву мира, стало очевидным, что долгосрочная стратегия внутреннего и внешнего развития у Белого Дома отсутствует, чем и воспользовались демократы на следующих выборах американского президента. 20 января 1993 г. впервые с 1980 г. президентом стал их представитель Билл Клинтон (1993-2001). Если не считать четырехлетнее президентство Джимми Картера, то демократы почти четверть века были отлучены от высшей исполнительной власти.

Молодой и энергичный Б. Клинтон, в условиях отсутствия “холодной войны” (она закончилась естественным образом после падения коммунистической системы во главе с Советским Союзом), отдавал преимущество внутренней политике. Он и его окружение полагали, что американцы как торговая нация должна и в будущем осуществлять свои глобальные задачи на базе мощного и конкурентоспособного хозяйства. Этот посыл в условиях заметного в начале 90-х гг. экономического спада, наблюдавшегося в США, и растущего в этой связи числа безработных имел значительную поддержку в американском обществе. После трех лет рецессии (отступления) в национальной экономике с 1993 г. экономика США достигла темпа прироста от 2 до 3%. Тенденция экономического подъема проявилась также в форме низкого индекса инфляции, в создании значительного числа рабочих мест. К числу весьма удачных внутрипо-литических акций клинтоновской администрации следует отнести такие, как перестройка системы социального обеспечения, инвестиционная программа по созданию новых рабочих мест, реформа финансирования предвыборной борьбы и создание национальной информационной сети под названием communication superhighway.

Суть внешней политики Соединенных Штатов конца XX в. была подчинена внутренним национальным вызовам страны. Это выразилось в особой роли США в деле укрепления мировой торговли, в улучшении условий конкуренции американских товаров. Всему этому способствовали такие шаги как ратификация Конгрессом в ноябре 1993 г. начатого еще при администрации Буша Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA), усиление давления на Японию с целью форсировать открытие ее рынка для американских товаров, предложение о принятия экономически высокоразвитых Японии и Германии в Совет Безопасности ООН. Кроме этого, к важнейшим успехам американской внешней политики клинтоновской администрации нельзя не отнести установление партнерских отношений с Россией по всем направлениям, а также дипломатические шаги в деле замораживания северной Кореей программы разработки атомного оружия.

В 2001 г. после двух сроков пребывания в Белом доме президента от демократической партии первым лицом американского правительства вновь стал республиканец Джордж Буш младший, который с января 2005 г. заступил на этот пост вторично, победив на президентских выборах кандидата от демократов Д. Керри.

За четыре с лишним года пребывания Д. Буша младшего у руля правления страной кардинальных изменений не произошло. Усилились и углубились лишь старые тенденции развития американского общества, как внутри его, так и за его пределами.

Однако, по сравнению с предшествующим периодом, сейчас наметился заметный крен в сторону внешней политики, которая со временем, в отсутствии такой сверхдержавы, как Советский Союз, приобретает все более гегемонистский характер. Его подтверждение обнаруживается в таких внешнеполитических акциях США, как принятие решений о создании национальной противоракетной системы и соответственно одностороннего выхода из советско-американского Договора по ПРО (ограничению систем противоракетной обороны), подписанным еще в 1972 г., расширение Североатлантического военнополитического союза (НАТО) на восток. Все это, несомненно, увеличило степень воздействия США на развитие стратегической ситуации в Восточной и Юго-Восточной Европе, на Балканах и в Прибалтийских странах, входивших до распада СССР в его состав. Заметно укрепились американские позиции почти на всех территориях бывшего Советского Союза, особенно в Закавказских и в Центрально-азиатских республиках, что создает дополнительные рычаги воздействия США на политику России и Китая в Евразии.

Вся внешнеполитическая стратегия современных США, особенно после трагических событий в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. подчинена борьбе с международным терроризмом; это событие, по словам нынешнего Госсекретаря США Кондолизы Райс, « навечно изменило жизнь каждого американца и стратегические перспективы Соединенных Штатов ».

Что касается внутреннего положения страны, то в настоящее время она находится на стадии экономического подъема, демонстрируя рост основных показателей своей экономики. Об этом свидетельствует и стабильное внутреннее состояние национальной валюты, имеющей незначительный процент инфляции.

В настоящее время наблюдается тенденция сохранения баланса во внутренней и внешней политике США, на что указывает трансформация геополитических интересов страны в новую форму распространения ее власти на мировое политико-экономическое пространство. Нынешнее американское правительство не скрывает своих гегемонистских настроений и целей в отношении остального мира, стремясь навязать ему свое видение будущего развития человечества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: