Лекция9

l Управление производственным персоналом

l Оценка персонала

l Характерное отношение

l Сотрудников оценивали три года назад, когда пришел новый директор. Результатов не знаем, но никого не уволили

l У нас оценка проводится ежегодно, с помощью тестов. Все ее жутко боятся, поскольку тесты составлены кое-как, и на них вообще невозможно ответить

l Аттестацию проводят ежегодно, все ее проходят, а решения по изменению зарплат, повышениям, ротации руководство принимает независимо от оценки

l Аттестация персонала

Это процедура проверки квалификации, уровня знаний, практических умений и навыков, деловых и личностных качеств работников, качества труда и его результатов и установление их соответствия (несоответствия) занимаемой должности

l Цели аттестации (некорректные)

l «Просто оценить персонал»

l Избавится от неугодного работника (ст. 81 п.3 ТК РФ)

l Цели аттестации

l Аудит кадровых ресурсов (2-3 раза в год, наиболее широкое понятие)

l Мотивирование персонала

l Создание кадрового резерва в организации

l Определение потребности в обучении персонала

l Сокращение персонала

l Результаты аудита персонала

l Соответствие занимаемой должности

l Целесообразность повышения оплаты труда (грейда)

l Несоответствие должности (необходимость замены)

l Целесообразность обучения, повышения квалификации

l Необходимость ротации

l Включение в резерв выдвижения

l Оценка персонала

l Performance appraisal – «оценка исполнения». По результатам периода непосредственный руководитель аттестуемого сотрудника заполняет специальную анкету (performance review) по принятой в компании форме

l 360 градусов – оценку персонала по принятой в компании форме проводят руководители работника, подчиненные и равные по должности, а иногда также внешние контрагенты + социометрия

l Управление по целям – руководитель и работник совместно определяют его цели на квартал (полгода, год), включая не только непосредственно показатели работы, но и освоение новых участков, повышение квалификации, развитие

l Оценка персонала: метод assessment

  1. Цели: предсказание успешности оцениваемого в различных видах деятельности
  2. Проводится оценка компетенций, личных и деловых качеств работника (на основе матрицы и профиля компетенций)
  3. Материалом оценки служит решение задач и кейсов, выполнение практических упражнений
  4. Оценку проводит группа независимых экспертов

l Ключевые показатели эффективности (KPI)

l Рентабельность продаж

l Совокупные затраты

l Доля рынка

l Процент автоматизации процессов

l Скорость выполнения заказа

l Производительность труда

l Доля брака

l Число новых клиентов

l Индекс удовлетворенности клиентов и т.д.

l Пример оценочного листа

  1. ФИО
  2. Год рождения
  3. Образование (учебное заведение, год окончания)
  4. Специальность и квалификация по диплому
  5. Общий трудовой стаж, в том числе по специальности
  6. Занимаемая на момент оценки должность
  7. Выполнение рекомендаций по итогам прошлой оценки
  8. Общая оценка деятельности
  9. Оценка эффективности работника (по критериям)
  10. Оценка качества работы (по критериям)
  11. Оценка профессионализма (по критериям)
  12. Результаты психодиагностики (по критериям)
  13. Рекомендации аттестационной комиссии
  14. Подписи, дата

l Требования к оценочным критериям

l Формулировка вопросов в терминах наблюдаемого поведения (например, «выполняет большой объем работы без ущерба для результатов и качества» вместо «работоспособный)

l Однозначность толкования (иногда требует семинара для оценщиков)

l Релевантность к работе и целям оценки (так, если работник также кандидат в резерв, целесообразно включить параметры, соответствующие новой работе)

l Разумная достаточность (принцип 80/20)

l Обеспечение эффективности оценки персонала

  1. Целесообразность оценки (четкая формулировка целей и критериев их достижения)
  2. Результативность (претворение в жизнь решений по итогам оценки)
  3. Эффективность оценки по затратам
  4. Позитивное влияние на организационную культуру предприятия
  5. Гибкость, преемственность и развитие

l Причины неудачной оценки персонала

l Отсутствие ясного понимания целей оценки и ожидаемых результатов

l Бездействие менеджмента по результатам оценки персонала

l Сопротивление внедрению оценки персонала

l Неэффективный внутренний PR, подозрения и слухи среди сотрудников

l Непродуманная методическая база

l Нарушение прав оцениваемых лиц (несоблюдение трудового законодательства)

l Как определить цель? Необходимо ответить на следующие вопросы

  1. Чего мы хотим достичь в результате оценки?
  2. В каком случае мы будем считать, что оценка удачна?
  3. Кто является заказчиком оценки персонала?
  4. В чьих интересах и по чьему заданию проводится оценка?
  5. Какие управленческие решения должны быть приняты по результатам оценки?

l Технология и методы оценки

l Выбор объекта оценки (результаты, навыки, компетенции)

l Список оцениваемых показателей

l Выбор методик, порядок их адаптации к предприятию

l Выбор технологии обобщения и анализа результатов

l Выбор детализации анализа результатов (по людям, по подразделениям и т.д.)

l Формат отчета руководству по результатам оценки

l Управленческие решения по результатам оценки

  1. Кому, в каком порядке и какие именно результаты оценки представить (результат оценки интересен всем!)
  2. Кто и какие выводы должен сделать? Кто и в каком порядке будет принимать решения?
  3. Как будут реализовываться результаты оценки?

l Обратная связь и обеспечение прав оцениваемых

l Обеспечение легитимности оценки с точки зрения трудового законодательства

l Обязательное доведение результатов до сведения сотрудников, проходивших оценку

l Обеспечение возможности и установление порядка апелляции

l И в заключение: сложнейший вопрос оценки…

Работать с друзьями How_Do_You_Find_Soul_Mates_

Гай Кавасаки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: