Лекция10

Управление производственным персоналом

Мотивация персонала

Поведение персонала

Совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций

Поведение сотрудников в идеале должно быть эффективным и для них, и для организации

Ключевые характеристики личности

Общие качества (ум, наблюдательность, работоспособность и т.д.)

Специфические свойства (способность к тому или иному виду деятельности)

Подготовленность к определенному виду деятельности

Тип и склад характера (например, амбициозность)

Биологически обусловленные особенности (например, темперамент)

Психологическими особенностями (диапазон деятельности, стиль работы, динамика психики)

Психическое состояние (возбуждение, апатия, депрессия и т.д.)

Восприятие – основа человеческой реакции на раздражитель

определяется рядом объективных и субъективных причин:

Ситуация, в которой поступает информация

Глубина в и дения реальной ситуации

Личностные и социальные характеристики воспринимаемого объекта

Присущие человеку стереотипы

Критериальная основа поведения человека

Определяет выбор человеком решения в определенной ситуации

Расположение к людям, событиям, процессам (на рабочем месте: удовлетворенность работой, увлеченность работой, лояльность организации)

Совокупность ценностей человека (заповеди, утверждения, общие нормы – относятся к желаемым жизненным результатам и средствам достижения целей)

Верования человека (которые не обязательно будут соответствовать действительности)

Принципы поведения человека (формируются людьми на основе системы ценностей самостоятельно)

Внешние факторы, определяющие поведение работника

Круг общения, включающий эмоциональные связи и связи, определяемые должностными обязанностями

Ролевая установка работника в организации (творческая и коммуникационная), сформированная в этом коллективе

Статус – оценка окружающими личности данного субъекта и исполняемой им роли

Сбалансированная жизнь и работа

Мотивация_Career_Life_Balance

Стен Кристенсен, инвестиционный банк Arbor Advisors

Типы поведения в организации

Мотивация трудовой деятельности и мотив труда

Мотивация трудовой деятельности – стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации

Мотив труда – побудительная причина трудовой деятельности индивида, вызванная его интересами и потребностями, удовлетворение которых возможно посредством получения благ с наименьшими моральными и материальными издержками

Процесс формирования мотива

Основные типы мотивации (по Герчикову)

  1. Инструментальный или коммерческий тип мотивации персонала. Основная ценность людей этого типа – размер заработка. Нематериальные ценности интересуют их очень мало.
  2. Профессиональный тип мотивации персонала. Это люди, которые самоутверждаются за счет своей профессиональной деятельности. Им важно не столько быть высокооплачиваемым, сколько высокопрофессиональным. Как правило, они сравнивают себя с людьми аналогичных профессий.
  3. Патриотический тип мотивации. Это тусовщики – люди, для которых работа удовлетворяет потребности в социализации. Для них самое важное – это коллектив или организация.
  4. Хозяйский тип мотивации. Свойство людей, ориентированных не на процесс, а на результат. У них феодальное отношение к должности – готовы дать сюзерену нужный результат, но не любят, когда сверху вмешиваются в их работу. По моему опыту – самые ценные работники. Характерная черта – очень высокая ответственность за результат. Неудачи воспринимают как личное оскорбление. Сильные лидеры, способные мотивировать людей и вести за собой.
  5. Люмпенский тип мотивации. Термин впервые введен именно Герчиковым. По сути, отсутствие мотивации вообще. Это люди, которые работают по инерции, потому что так надо. Или потому что вынуждены.

Тип мотивации

Ключ к анкете

Тестовый вопросник состоит из 18 вопросов и содержит блоки:

«Паспортичка» (вопросы 1-4).

Отношение работника к своей работе, работа как деятельность (вопросы 5-8).

Отношение работника к заработной плате (вопросы 9-10).

Работник и организация, коллектив (вопросы 11, 13).

Работник и совладение организацией (вопрос 14);

Работник и занимаемая им должность (вопросы 12, 15-18).

Ключ к анкете

См. файл «Таблица-ключ»

Стимулирование по типам мотивации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: