double arrow

Истоки русской управленческой мысли

Киевская Русь – крупнейшее государство средневековой Европы, занимавшее срединное положение на пересечении разновекторных цивилизаций: западноевропейской, олицетворявшей европейское католичество, арабской, представлявшей мусульманский восток, восточно-христианской, несущей с собой наследие Византии, иудейской, связанной с Хазарским каганатом и культуры степных кочевников-язычников.

Становление управленческой традиции в Древнерусском государстве происходило несколько в иных условиях, чем те, которые были характерны для Западной Европы. Русь никогда не знала рабства в его классической форме, поэтому феодальные отношения формировались на обломках приходящих в упадок общинных отношений. Хозяйство Киевской Руси носило натуральный характер. В связи с увеличением доли крупного феодального землевладения и постепенным переходом свободных общинников в статус зависимых от феодалов смердов возникало много экономических и политических и проблем, осмыслением которых и занималась зарождающаяся экономико-управленческая мысль. Уровень ее развития прослеживается по многочисленным источникам, к которым относятся договоры князей, летописи, сборники законов, византийские и европейские хроники и др.

Владимир Мономах
Рассматривая процесс становления русской управленческой практики нельзя обойти вниманием один из наиболее значимых памятников отечественной общественной мысли - «Русскую Правду», свод законов, составленный в 11-12 вв. и определявший всю социальную и хозяйственно-экономическую деятельность наших предков. Основное содержание Русской Правды отражает интересы управления княжеским хозяйством и свидетельствует о явном росте княжеской власти и расширении княжеского суда. Данный кодекс регулировал отношения собственности, наследования, устанавливал определенные наказания за соответствующие преступления, фиксировал общественную стратификацию, т.е. по сути, являлся определяющим в организации жизни феодального древнерусского общества. Статьи Русской Правды свидетельствуют о развитой управленческой практике Киевской Руси, о наличии многоступенчатой управленческой иерархии, руководствовавшейся в выполнении своих функций четко закрепленной нормативно-правовой базой, зафиксированной в данном сборнике.

Интересным источником, дающим представление о начальной стадии формирования управленческих принципов, выступает «Поучение Владимира Мономаха» - литературный памятник XII века, написанный великим киевским князем. «Поучение» дошло до нас в составе «Лаврентьевского летописного свода» (1377). Оно было частью коллекции рукописей графа А.И.Мусина-Пушкина и чудом уцелело в московском пожаре 1812 года.

Общая тональность поучения связана скорее с указанием на общечеловеческие принципы – не причинять вреда ближним, заботиться о слабых, помогать бедным, чтить старших, быть верным избранной вере и т.п. Однако, среди этих нравоучений встречаются и советы, связанные сугубо с вопросами организации хозяйственной деятельности. Так, умудренный князь поучает: «в хозяйстве сами прилежно за всем смотрите, не полагаясь на отроков и тиунов». Из текста следует, что помимо постоянного контроля за хозяйством, Владимир призывает к расширению своего кругозора, указывая, что овладение новыми знаниями – это насущная необходимость для человека, осуществляющего управление, ставя в пример своего отца, владевшего пятью языками, за что был уважаем чужеземцами.

Гораздо более подробно проблема хозяйственного управления рассматривается в другом памятнике древнерусской литературы – «Домострое», созданном в 16 веке и вобравшем в себя правила, наставления и советы практически по всем сферам жизни человека, включая хозяйственное управление. Вопрос об авторстве данного текста до сих пор остается спорным, хотя многие исследователи приписывают его духовнику и сподвижнику Ивана Грозного протопопу Сильвестру, полагая, что текст был создан специально в назидание молодому царю.

Среди многочисленных глав «Домостроя» обращают на себя внимание те, которые посвящены ведению хозяйства. Автор дает многочисленные советы о том, как сохранить и приумножить имеющееся имущество, как рачительно использовать заготовленное впрок, как обращаться со слугами и работниками. Одна из основных идей, лейтмотивом звучащая в произведении – это идея о необходимости постоянного контроля и учета всего, что происходит в хозяйстве. Подчеркивается необходимость ведения учетных записей в книгах, по которым можно точно отследить что, где и когда было израсходовано, ибо без этого нельзя эффективно управлять хозяйством. При этом контроль должен быть многоступенчатым: ключник смотрит за челядью, а хозяин контролирует и самого ключника и слуг.

Обращается «Домострой» и к вопросу поощрения и мотивации, отмечая, что каждый труд должен оцениваться строго по заслугам – нерадивый и ленивый должен быть наказан, а трудолюбивый и исполнительный будет заслуженно одарен. Указывается, что каждому следует подбирать работу по его умению, выделяя и приближая к себе действительно одаренных и старательных.

Особое внимание уделяется необходимости держать свое слово, поскольку единожды солгавший теряет право на доверие. Взяв в долг надобно вовремя возвращать его, не навлекая позор на свое честное имя.

Очень часто в тексте упоминается бережливость, как качество, являющееся залогом успешного хозяйствования, даются практические рекомендации о том, как сберечь то, что имеешь, продлить срок службы вещей. С бережливостью напрямую связывается благосостояние, достаток, который без должного обращения легко утекает из рук нерачительного хозяина.

«Домострой» по праву стал практическим руководством по организации хозяйства, в очень простой и доступной форме повествуя о правилах и принципах, подсказанных здравым смыслом и проверенных временем.


Сейчас читают про: