double arrow

Основные управленческие идеи европейского Возрождения

На смену теоцентризму Средних веков пришла эпоха, устойчиво ассоциирующаяся с расцветом как в области культуры, так и в науке – Возрождение, или Ренессанс, датируемый приблизительно 14-16 вв. Принципиально важно, что в этот период шел активный процесс освобождения от церковного влияния и культура, а в ее рамках и наука медленно, но верно обретали светский характер, дополняемый ярко выраженным антропоцентризмом, черпавшим свои силы в античном наследии, к которому активно обращались, видя в нем пример гуманистических, неаскетичных отношений. В городах появляются светские центры науки и искусства, деятельность которых не контролировалась со стороны церкви. Огромную роль в распространении античного наследия сыграло изобретение в середине XV века книгопечатания.

Сам термин Возрождение мы можем встретить уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном же значении он был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле.

Успехи науки в 14-16 вв. кардинально изменили представления людей как о мире, так и о самом человеке. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника, работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были осуществлены попытки изучить строение человека и происходящие в нем процессы – все это не укладывалось в рамки старой мировоззренческой конструкции и требовало создания новой картины мира. Общественные науки не отставали от естествознания и тоже демонстрировали радикальные изменения. Исторические и политические процессы стали объектами самого пристального внимания.

Николло Макиавелли
Одним из авторов, проявивших большой интерес к проблеме власти, управления людьми был Николло Макиавелли (1469-1527гг.). Хотя в его работах управленческие процессы рассматриваются сквозь призму политики и государственной власти, ему удалось затронуть наиболее важные, сущностные черты управления как такового, что делает его наследие чрезвычайно интересным для современных менеджеров, при всей спорности идей и оценок, выдвинутых знаменитым флорентийцем.

Наиболее известной работой Макиавелли является трактат «Государь» («Князь»), написанный в 1513г, но опубликованный лишь после смерти автора в 1532 г. Для своего времени книга являлась фундаментальным трудом по систематизации сведений о государстве и управлении им. Важно, что принципы, описанные в книге, актуальны и сегодня, хотя и являются неоднозначными с точки зрения оценок, вызывая активную полемику и заставляя задуматься над их правомочностью. Идеи, изложенные на страницах «Государя» стали основанием для появления специфического термина – «макиавеллизм», который в политологии указывает на государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали, а в обыденном употреблении связан с понятиями коварства, вероломства и т.п. В дальнейшем эта модель поведения была изучена в психологии, и термин стал обозначать соответствующе личностные характеристики, уже вне связи с политикой. Во второй половине XX века повышенное внимание к трудам Н. Макиавелли стали проявлять специалисты по менеджменту, что объясняется стремлением подчерпнуть у предшественника эффективную технологию власти и лидерства. В современном менеджменте макиавеллизм в первую очередь предполагает манипуляцию людьми, готовность использовать их ради достижения какой-либо цели, что уходит своими корнями в провозглашенный Макиавелли лозунг: «Цель оправдывает средства!».

Макиавелли отстаивал идею жёсткой, централизованной власти, принимающей в расчет, прежде всего, благо государства, как его понимает холодный рассудок, а не морально-этические нормы, которые в результате приносятся в жертву на алтарь политической цели. Далекий от романтико-утопических представлений о государстве, Макиавелли иллюстрирует тезис о действенности силы, коварства, манипуляций, обмана, лживости многочисленными историческими примерами, указывая на явный разрыв между тем как должно быть с точки зрения нравственности, и как оно есть на самом деле. Только игнорирование социальной морали, по его мнению, позволяет достичь желаемого. Становится понятным, почему макиавеллизм предполагает достаточно циничное отношение к другим людям, восприятие их как слабых, зависимых, становящихся не более чем инструментом при использовании манипулятивных техник, к которым относятся лесть, обман, подкуп, подлог и т.п.

Со страниц своих книг Макиавелли предстает как имморалист, т.е. человек отрицающий обязательность принципов и норм морали. Но это очень поверхностное представление. Он лишь пытается указать на несовместимость нравственности и власти, управленческой эффективности. Каждый делает свой выбор: хочешь сохранить моральную чистоту – забудь об управлении, жаждешь власти – забудь про мораль. Соблюдение каких-либо социокультурных норм в социально-политической сфере обременительно и неоправданно. Лидер, строящий далеко идущие планы, обладающий ярко выраженными амбициями, способностью вести искусную политическую игру просто обязан “задействовать” ради достижения своих целей весь арсенал доступных ему средств — как моральных, так и аморальных. Макиавелли учит политическому реализму, поэтому везде, где во власти просвечивает изворотливость, цинизм, корысть вспоминается итальянский мыслитель.

Одна из основных идей «Государя» в том, что государство выше личности, что для достижения общих интересов можно пренебрегать интересами отдельных людей. Применительно к менеджменту это означает, что интересы каждого конкретного работника ничто по сравнению с интересами организации.

Интересен и портрет правителя, нарисованный флорентийцем, поскольку это собирательный образ лидера, преуспевающего в управлении людьми. По мнению Макиавелли этому способствуют следующие качества: уметь пользоваться страстями толпы, играя на них как музыкант, не бояться быть жестоким, носить социальную маску, быть готовым не выполнять свои обещания, уметь жестко наказывать за неповиновение, сочетать в себе силу льва и притворство лисицы и т.п.


Сейчас читают про: