Понятие НМА, принятие к бухгалтерскому учету

План

Учет нематериальных активов

ЛЕКЦИЯ 3

Нормативно-правовое обеспечение:

1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

1. ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утв. Приказом Минфина РФ т 27.12.2007 № 153н

2. «Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств», утв. приказом Минфина РФ от 13.10.03 № 91н

3. Постановлением Госкомстата от 21.01.03 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»

1. Понятие НМА, принятие к бухгалтерскому учету

2. Приобретение объекта НМА

3. Амортизация НМА

4. Переоценка НМА

5. Деловая репутация

Нематериальные активы - это активы, которые нельзя увидеть или потрогать, но как правило их стоимость достаточно велика, они играют важные роли в деятельности организации.

К нематериальным активам относятся:

· произведения науки, литературы и искусства,

· программы для ЭВМ,

· изобретения,

· полезные модели,

· селекционные достижения,

· секреты производства (ноу-хау),

· товарные знаки и знаки обслуживания.

Среди нематериальных активов учитывается так же довольно интересный объект - деловая репутация. Этот объект учета возникает при купле-продаже организации.

Зачем организации нематериальные активы, какую стоимость они могут иметь? В современной высококонкурентной среде хозяйствования нематериальные активы становятся одним из важнейших ресурсов.

Неотъемлемым элементом рыночной экономики являются средства индивидуализации товаров и услуг. К таковым, в соответствии с Гражданским кодексом относятся товарные знаки и знаки обслуживания. Чуткая реакция рынка на производимые продукты выражается в колебаниях потребительского спроса на них и объемах продаж. Товарный знак (или торговая марка) являясь своеобразным звеном между изготовителем и потребителем, служит активным средством привлечения внимания покупателей к маркируемым товарам и позволяет потребителям выбрать необходимые им товары определенного производителя.

Торговые марки имеют неограниченный срок жизни, получение и поддержка правовой охраны дешевле, чем, например, для патентов.

Большая буква "М" над ресторанами быстрого обслуживания McDonald обеспечивает их владельцам целое состояние, хотя, как известно, на гамбургеры нет патентов.

Возрастает интерес к приобретению прав на товарные знаки и в Российской Федерации, что подтверждается ростом количества заявок, поступающих на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания в Патентное ведомство Российской Федерации.

Торговая марка (товарный знак) является одним из старейших видов маркировки продукции, помогающий потребителю в его решении о покупке, а изготовителю - в реализации своей продукции и успешном функционировании в условиях рыночной конкуренции.

Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей.

Многим хорошо известны такие торговые марки-наименования, как Coca-Cola, Ponasonic, Sony, BMW, BOSH, IBM, Microsoft.

Кроме того, что торговые марки и знаки обслуживания приносят ощутимую экономическую выгоду в силу склонности покупателей к тому или иному бренду, использование товарного знака может приносить прибыль от его непосредственного использования в качестве товара.

Возьмем, например, товарный знак. Пусть организация А выпускает и продает некий продукт (мобильные телефоны) под собственным товарным знаком. Организация потратила существенные средства на рекламу продукта, товарный знак организации стал узнаваемым, потребители доверяют компании и покупают ее продукты. Предположим, организация В решила, что она тоже могла бы производить телефоны, но она не хочет затрачивать время и деньги на постепенное продвижение товара под собственным товарным знаком на рынок. Ее вполне устроило бы, если бы компания А разрешила ей производить и продавать устройства, маркированные товарным знаком компании А. Естественно, никто не предоставит компании B право продавать товары под чужим товарным знаком бесплатно. В итоге, если компании А и В договорятся - компания В купит у компании А право на использование товарного знака, скорее всего - на определенный срок - и будет учитывать это право среди нематериальных активов.

Для признания нематериального актива необходимо одновременное выполнение следующих условий:

· объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации;

· организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности (РИД) или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам;

· существует возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

· объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

· организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

· фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

· отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. Инвентарным объектом НМА признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на РИД. В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).

Учет НМА очень похож на учет ОС, однако, имеет свои особенности. Рассмотрим их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: