Процедуры получения аудиторских доказательств на различных этапах аудита кризисного предприятия

Диагностика кризисной ситуации является отправным моментом для подготовки обоснованной программы по устранению причин и последствий кризиса. На этом этапе должно быть получено достаточное количество аудиторских доказательств о состоянии объекта исследования.

Источники аудиторских доказательств, которые могут быть использованы впроцессе диагностики состояния предприятия, достаточно разно­образны. Представление о социально-экономической среде, в которой функционирует предприятие, аудиторы формируют на основе изучения официальных данных органов государственной статистики, публикаций в научных, отраслевых и региональных изданиях и т. п. Конкретные сведе­ния о размерах и структуре предприятия, характере и масштабах его дея­тельности могут быть получены из бухгалтерской, статистической и внут­ренней отчетности предприятия, из учетных регистров, планов, бюджетов и др. Данные о фактических объемах продукции, товаров, работ, услуг, реализованных конкретным покупателям (полученных от конкретных по­ставщиков), о размерах дебиторской и кредиторской задолженности мо­гут быть подтверждены в информации, представляемой третьими лицами обычно по письменному запросу аудиторской организации и (или) пред­приятия. Для уменьшения аудиторского риска следует сравнить доказа­тельства, полученные из различных источников. При обнаружении про­тиворечий аудиторам необходимо использовать дополнительные аудитор­ские процедуры для выяснения достоверности собранных доказательств. Полезная для анализа информация о различных аспектах функциониро­вания предприятия может быть также собрана в результате проведения опросов экспертов и сотрудников предприятия по специально разрабо­танным анкетам.

Методика диагностирования состояния объекта в рамках аудита кризисного предприятия включает следующие этапы:

- подготовка исходной информации для анализа финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятия;

- выявление по данным бухгалтерской и статистической отчетности
симптомов кризисных проявлений в функционировании предприятия;

- выполнение аналитических процедур аудита для оценки состояния
объекта;

- обоснование системы показателей (критериев) оценки состояния объ­екта;

- количественная и качественная идентификация состояния объекта на
основе выбранной системы показателей (критериев);

- документирование информации, полученной в процессе диагностики
(по мере сбора и обобщения данных).

При подготовке информации для диагностирования должна быть обеспечена ее полная сопоставимость по годам изучаемого периода и реальность с точки зрения отражения действительных экономических процессов, происходящих на предприятии. Для этого аудиторам следует учесть влияние инфляции, так как возможно потребуется построение динамических рядов значений исследуемых показателей, рассчитанных не только в текущих ценах и условиях конкретного года, но в сопоставимых ценах и условиях, например, последнего года изучаемого периода. Важно также проанализировать содержание учетной политики предприятия и имевшие место в изучаемом периоде изменения в ней, оказавшие существенное воздействие на порядок формирования показателей отчетности. Если учетная политика не соответствует установленным правилам ее реализации (предположение о непрерывности деятельности, соблюде­ние имущественной обособленности, правильность отнесения доходов расходов к отчетными периодам, разделение текущих затрат и капитальных вложений, последовательность применения и др.) и не в полной мере отражает особенности деятельности предприятия, то возрастает риск использования в анализе несопоставимых и недостоверных данных.

Установление в бухгалтерской отчетности предприятия явных симптомов кризиса (наличие и рост убытков, отрицательная величина чистых активов или значительное снижение их размера, необоснованный рост кредиторской задолженности и др.) дает основание сомневаться в применимости допущения непрерывности деятельности для подготовки, данной отчетности. Следовательно, может возникнуть, необходимость уточнения стоимости активов и собственного капитала предприятия. Такое уточнение становится актуальным, если по оценкам аудиторов ближайшие экономические перспективы предприятия пред­ставляются неопределенными, и высока вероятность наступления ситуации, при которой предприятию потребуется срочно реализовать свои активы для погашения обязательств. Такого рода обстоятельства приве­дут к тому, что результат будет отличным от стоимости активов, указан­ной в бухгалтерской отчетности. Поэтому при возникновении у аудито­ров обоснованных сомнений в применимости допущения непрерывности деятельности им следует уточнить оценки стоимости активов и собствен­ного капитала предприятия и пользоваться при диагностике именно эти­ми оценками. Пересчет стоимости активов может быть выполнен аудито­рами как самостоятельно на основе известных методик, так и с привле­чением экспертов-оценщиков.

Для целей диагностики может оказаться полезным использование предварительно составленных аудиторами классификаторов возможных симптомов, факторов и причин кризисных проявлений. Они представ­ляют собой таблицы, в которых обобщаются взаимосвязи между наибо­лее часто встречающимися симптомами кризисных ситуаций, факторами их возникновения и причинами, вызывающими кризисы. Такие класси­фикаторы могут применяться аудиторами для установления наиболее вероятных факторов и причин кризиса на конкретном предприятии по симптомам, обнаруженным в процессе диагностики, а также при подго­товке антикризисных мероприятий.

Для оценки состояния предприятия, выяснения причин и факторов кризиса могут использоваться различные по степени сложности аналити­ческие процедуры. Состав конкретных процедур определяется исходя из направлений (задач) анализа, сформулированных в программе аудита, доступности и адекватности информации, а также профессиональных суждений аудиторов. Изучение различных сторон функционирования предприятия (трудовые ресурсы, имущество, производство, сбыт и др.), опенка и прогнозирование результатов его деятельности в процессе вы­полнения аналитических процедур осуществляется прежде всего при помощи методов простого сравнения показателей, выявления тенденций изменения показателей в отчетном периоде, установления количествен­ных взаимосвязей различных показателей. Это позволяет оценить сте­пень выполнения планов на предприятии, их напряженность, а также позиционировать предприятие среди конкурентов. При анализе тенденций сопоставляют одинаковую по характеру информацию о деятельности предприятия за сравнимые периоды или на сопоставимые даты. Резуль­таты такого анализа сигнализируют о благоприятных или неблагоприят­ных изменениях в функционировании предприятия, его подразделений, использовании конкретных ресурсов в том виде, в каком они отражаются в доходах, расходах, активах и обязательствах. Установление количест­венных взаимосвязей различных показателей позволяет рассчитывать их прогнозные значения. В ходе анализа рассчитывается также целый ряд коэффициентов, которые характеризуют способность предприятия вы­полнять текущие обязательства, эффективность использования активов, инвестиционную привлекательность и пр.

После выполнения технической стороны анализа (расчета коэффици­ентов, выявления тенденций, сопоставления данных) необходимо выяс­нить не только то, что происходит, но и то, почему это происходит, то есть правильно интерпретировать результаты расчетов. Чтобы придать реальный смысл абстрактным цифрам, следует их "спроецировать" на конкретные условия деятельности предприятия (цели функционирова­ния, положение на рынке, состояние отрасли, доступность ресурсов и др.). В этой связи важно полученные текущие и прогнозные значения показателей анализировать с учетом произведенного аудиторами монито­ринга влияния на деятельность предприятия различных рисков: обще­экономических, предпринимательских, управленческого и др.

Полученные предварительные выводы по данным анализа бухгалтер­ской отчетности о глубине кризиса, его причинах и тенденциях развития целесообразно дополнить результатами операционного анализа, струк­турного анализа, SWOT-анализа, материалами исследования модели гиб­кого развития предприятия, структурно-морфологического анализа кри­зисной ситуации и др.

Для того, чтобы правильно оценить состояние изучаемого объекта, не­обходимо установить систему показателей (критериев), способных адек­ватно отразить специфику этого объекта с учетом влияющих на него в тот или иной период времени внешних и внутренних факторов. Для этих по­казателей следует разработать качественные и количественные характери­стики, шкалы для измерения определенных значений показателей. Уста­новление во внутренних стандартах аудиторской организации норматив­ных (базовых, эталонных, рекомендуемых) значений показателей в при­вязке к конкретной стадии развития кризисной ситуации поможет аудито­рам в дальнейшем точнее идентифицировать состояние предприятия.

По результатам выполнения процедур диагностики на основе установленных фактических величин и тенденций изменения в изучаемой периоде показателей, включенных в систему показателей оценки кризис­ной ситуации, формулируется профессиональное мнение аудиторов состоянии объекта исследования на момент завершения диагностики на перспективу. Причем процесс обоснования профессионального мне­ния аудиторов нельзя сводить к механическому сравнению нормативных значений показателей оценки состояния кризисной ситуации и фактиче­ских результатов анализа. Важно соблюсти паритет между количественными оценками кризисной ситуации и выводами, которые аудиторы делают на основе своего профессионального опыта. При разработке антикризисной программы результаты диагностики следует использовать с определенной степенью осторожности, так как существует определенный; риск неверной диагностики кризисной ситуации. Факторами, снижаю­щими такой риск, являются: накопленный опыт аудиторов о взаимосвя­зях симптомов и причин кризиса и применение современных методов диагностики, например, таких как имитационное моделирование и др., позволяющих анализировать изменение состояние объекта в условиях неопределенности.

Полученная в процессе диагностирования информация фиксируется в рабочей документации аудиторов.

Достигнутое на этапе диагностики понимание аудиторами причин и факторов кризиса, а также реального положения объекта исследования является основой для разработки эффективной антикризисной програм­мы. Ее подготовка предполагает: разработку проекта программы выхода объекта из кризисной ситуации; согласование проекта программы с ру­ководством предприятия; составление окончательного варианта антикри­зисной программы.

Методика разработки проекта антикризисной программы может включать следующие элементы:

- уточнение системы целей функционирования объекта и выбор опти­мальной стратегии его развития;

- определение направлений выхода объекта из кризисной ситуации и
общая характеристика составляющих их мероприятий;

- разработка организационных, инвестиционных и экономического про­ектов реализации антикризисных мероприятий;

- оценка уровня существенности и аудиторского риска;

- документирование результатов выполнения аудиторских процедур.

Для уточнения целей функционирования объекта аудита необходимо критически проанализировать существующую систему целей предприятия, внести в нее необходимые дополнения и изменения. При этом следует раз­личать общие цели, сформулированные для предприятии в целом, и специ­фические, устанавливаемые для отдельных видов деятельности, производст­венных функций, подразделений предприятия и т. д. Выделяют также цели, ориентированные на долгосрочную и краткосрочную перспективу.

Одновременно с уточнением целей развития объекта следует произве­сти их ранжирование по принципу приоритетности. При проведении аудита кризисного предприятия можно использовать следующую схему ранжирования общих целей, выражаемых в количественных показателях или путем формулирования общих направлений развития предприятия:

- обеспечение оптимальной рентабельности при имеющемся наборе видов
деятельности, определяемом показателями: выручка (нетто) от продажи
товаров, продукции, работ, услуг: прибыль от продаж, чистая (нераспре­деленная) прибыль, рентабельность продукции (вида деятельности), чис­тая рентабельность продаж; чистая прибыль на акцию и др.;

- обеспечение устойчивости положения предприятия по следующим
направлениям: техническая политика, потенциал конкурентоспособ­ности, инвестиционная политика и др.;

- разработка новых направлений развития, новых видов деятельности:
формулирование структурной политики, инновационной политики,
развитие информационных систем и др.

Для эффективного достижения намеченных целей формулируется стратегия развития предприятия. Сущность выработки стратегии состоит в выборе из нескольких альтернатив нужного пути, по которому следует направить финансово-хозяйственную деятельность. Обоснование страте­гии производится в ходе решения следующих задач: анализ перспектив предприятия, анализ позиций в конкурентной борьбе, анализ возможно­стей и ресурсов; оценка альтернативных путей развития, выбор страте­гии. Для решения указанных задач аудиторы могут использовать методы стратегического анализа, SWOT-анализ, метод анализа разрывов между целями и достигаемыми результатами и др.

После обсуждения с руководством предприятия предложенной страте­гии развития объекта аудиторы определяют направления его выхода из кризисной ситуации. Эти направления должны учитывать специфику объекта, степень развития кризисной ситуации и полностью соответство­вать установленной стратегии. В качестве основных направлений выхода объекта из кризиса могут рассматриваться следующие: совершенствова­ние механизма управления (организационной структуры, систем бизнес-планирования, управления производством, управления персоналом, бух­галтерского учета, внутреннего контроля), разработка маркетинговой по­литики, финансовой политики, инвестиционной политики и др.

Определяя в качестве одного из направлений выхода предприятия из кризисной ситуации совершенствование механизма управления аудиторы ставят задачу установить соответствие между этим механизмом и вы­бранной стратегией развития. Формируя новую организационную струк­туру предприятия, аудиторы выявляют основные виды деятельности и подразделения, которые имеют принципиальное значение для успешной реализации стратегии, и которые образуют ядро организационной струк­туры. Затем определяются вспомогательные виды деятельности и подраз­деления, а также их взаимосвязи с основными. Условием для включения вспомогательных элементов в организационную структуру является создание такой системы координации, которая максимизирует их вклад в повышение качества выполнения наиболее важных стратегически значимых работ, ограничит затраты на их осуществление и ускорит контакты подразделений друг с другом. Выявление таких взаимосвязей позволяет правильно выстроить систему отношений между разными видами деятельности и подразделениями и скоординировать работу последних.

Для кризисного предприятия характерна система планирования, которая не ведет отслеживания движения финансовых ресурсов в реальном времени, не систематизирует работу по анализу внешней среды, устанавливает негибкие планы, основанные на экстраполяции имеющихся тенденций на будущее с учетом корректировок и т. п. В отличие от нее система бизнес-планирования ориентирована на обеспечение выживания и развития предприятия в условиях меняющегося внешнего окружения. Она основывается на концепции предприятия как открытой системы и допускает внесение корректив в планы при изменении обстоятельств. Деятельность предприятия оценивается с точки зрения его позиций на рынке, усиления преимуществ по сравнению с конкурентами. Решая задачу разработки системы бизнес-планирования для конкретного предприятия, аудиторы выделяют центры финансовой ответственности, определяют их статус, формируют механизм взаимодействия между центрами, останавливают порядок разработки, утверждения, корректировки и исполнения бюджетов, регламентируют формы внутренней отчетности и средства контроля.

Совершенствование управления производством предполагает использование современных методов и форм организации такого управления: реструктуризация, разработка и внедрение программ обновления технологий для удовлетворения потребностей производства, создание оптимальной системы формирования запасов товарно-материальных ценностей на производстве и др. Общим принципом, который должен быть положен аудиторами в основу реструктуризации предприятия, является принцип наиболее эффективного использования имущества. В процессе выработки конкретных рекомендаций аудиторами должна быть также исследована возможность перепрофилирования производства, его кон­версии, ликвидации нерентабельных производств, продажи или передачи в лизинг предприятия как имущественного комплекса или его части, выделения в самостоятельные юридические лица вспомогательных и обслу­живающих подразделений, вхождения в состав холдинга, траста и др.

При разработке программ обновления технологий для удовлетворения потребностей производства определяются виды конкурентоспособной продукции для постановки на производство, современные технологиче­ские процессы ее выпуска, источники и размеры инвестиций, выполнят­ся оптимальная техническая планировка предприятия.

Совершенствование управления персоналом включает оптимизацию численности сотрудников предприятия; разработку программ подбора и расстановки кадров, повышения их квалификации и переквалификации; формирование системы оплаты труда, направленной на повышение заин­тересованности работников в конечных результатах деятельности пред­приятия и др.

Повышение эффективности систем бухгалтерского учета и внутренне­го контроля предприятия может быть достигнуто в результате осуществ­ления следующих мероприятии; разработка учетной политики, соответст­вующей действующему законодательству и особенностям предприятия: автоматизация учетного процесса: внедрение управленческого учета; соз­дание службы внутреннего аудита.

Антикризисная маркетинговая политика предприятия должна быть направлена на адаптацию производственно-сбытового процесса к изме­нившимся условиям.

Разработка финансовой политики как элемента антикризисной про­граммы должна предусматривать обоснование методов эффективного управления денежным оборотом предприятия, использования финансо­вых ресурсов и формирования фондов денежных средств. Финансовая политика предприятия должна быть тесно увязана с его инвестиционной политикой. Содержанием последней в рамках антикризисного управле­ния является выявление и отсечение взаимоисключающих инвестицион­ных направлений, определение перспективных объектов финансовых и реальных (капиталообразуюших) инвестиций, оценка инвестиционных рисков, формирование внутренне сбалансированного и диверсифициро­ванного инвестиционного портфеля, установление возможных источни­ков финансирования инвестиционного процесса в условиях ограничен­ных финансовых ресурсов.

Подготовка рекомендаций по реализации антикризисных мероприя­тий включает разработку организационных, инвестиционных и экономи­ческого проектов. Организационные проекты составляются аудиторами по таким антикризисным мероприятиям, реализация которых направлена на совершенствование механизма управления и обеспечивает экономию затрат или создает условия для такой экономии. Они представляют собой подробное описание процедур, которые должны быть выполнены руко­водством предприятия и его сотрудниками для внедрения систем бизнес-планирования, управленческого учета и др.

Предложения аудиторов по замене и модернизации действующего оборудования с целью снижения текущих производственных затрат или увеличения выпуска продукции, по расширению предприятия с целью диверсификации деятельности, выпуска новых видов продукции, разви­тия товаропроводящих каналов, по внедрению современных информаци­онных технологий и средств коммуникации оформляются в виде инве­стиционных проектов.

Результаты организационных и инвестиционных проектов обобщают­ся в экономическом проекте, который устанавливает совокупность пока­зателей, характеризующих состояние объекта аудита после выполнения всего комплекса намеченных антикризисных мероприятий в установлен­ные сроки в условиях ограниченности ресурсов. Экономический проект оставляется по следующим разделам: план маркетинга, план производства, финансовый план и сводная таблица прогнозных значений показателей, включенных в систему критериев оценки финансовой состоятельности и устойчивости деятельности предприятия (кризисной ситуации). Экономический проект (равно как и другие проекты) составляется на срок реализации антикризисной программы с разбивкой по годам и кварталам (месяцам).

Подготовленный проект антикризисной программы представляется руководству предприятия. После изучения руководством предприятия и совместного обсуждения высказанных замечаний аудиторы вносят коррективы в проект программы и подготавливают окончательный ее вариант. При необходимости пересчитываются значения показателей, включенных в систему показателей (критериев) оценки финансовой состоятельности и устойчивости деятельности предприятия, по которым будет в дальнейшем оцениваться качество выполнения антикризисной програм­мы. Уточняются сделанные ранее оценки уровня существенности и аудиторского риска и фиксируются в общем плане и программе аудита.

Для того, чтобы гарантировать достижение установленных в антикризисной программе показателей, аудиторы должны обеспечить эффективный контроль процесса осуществления запланированных мероприятий. Цель такого контроля - установить степень соответствия наблюдаемого со­стояния объекта необходимому, предусмотренному программой для кон­кретного момента (периода) времени.

Объектом аудиторского контроля являются действия администрации предприятия по осуществлению антикризисных мероприятий, в результате которых должно происходить изменение фактического состояния предприятия от кризисного к прогнозируемому.

Основная задача контроля - установление полноты и своевременности выполнения администрацией предприятия рекомендаций аудиторов, сформулированных в антикризисной программе. В процессе решения этой задачи выявляются отклонения по параметрам, характеризующим фактическое и прогнозируемое состояние предприятия.

Применение полного аудиторского контроля (по всем мероприятиям антикризисной программы и по всем процедурам этих мероприятий) целесообразно только в том случае, если система управленческого и бухгалтерского учета предприятия не обеспечивает достоверность внутренней и внешней отчетности. Для снижения трудоемкости может проводиться частичный контроль - в отношении только наиболее сложных и значи­мых для результатов конкретного проекта мероприятий. В этом случае сбор информации о фактическом исполнении остальных мероприятий и регистрация отклонений будут доверены учетной системе предприятия. Однако для обеспечения уверенности в достоверности получаемых дан­ных аудиторам следует периодически подтверждать правильность форми­рования показателей о реализации антикризисных мероприятий во внут­ренней и внешней отчетности предприятия. Эта задача решается, как правило, в процессе выборочного контроля выполнения мероприятий, полноты и своевременности их отражения в формах отчетности подраз­делений предприятия, ответственных за обобщение сведений об этих мероприятиях (инженерно-техническая служба, отдел маркетинга, фи­нансово-экономический отдел и др.), и во внешней отчетности.

В процессе анализа отклонений устанавливаются причины их возник­новения. Такими причинами могут быть неточные, несвоевременные действия администрации предприятия или некачественная разработка положений антикризисной программы. Просчеты, допущенные аудито­рами при проведении диагностики кризисной ситуации и (или) при под­готовке рекомендаций по выходу предприятия из кризиса, в сочетании с неверными шагами, предпринятыми его администрацией, могут привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому следующей задачей контроля в ходе реализации антикризисной программы является оценка качества се разработки. Если будет установлено, что существенные неблагоприят­ные отклонения фактических результатов от запланированных стали следствием проектных ошибок (недоучета отдельных рисков, неоправ­данно оптимистичных прогнозов и т. д.), то аудиторам следует выяснить, какие мероприятия или процедуры были спланированы неверно, и опе­ративно разработать комплекс компенсационных мер. Данные о сроках проведения этой работы, ее конкретных исполнителях, необходимых трудозатратах отражаются в программе аудита. После согласования компенсационных мер с руководством предприятия в соответствующие про­екты вносятся необходимые уточнения. Аналогичные действия могут быть предприняты и в том случае, когда "виновником" отклонений явля­ется администрация предприятия.

Основным методом контроля реализации антикризисных мероприя­тий является сравнение. Сопоставление параметров запланированных и фактических действий администрации позволяет установить, соответст­вует ли степень детализации и точность исполнения ими мероприятий требованиям инструкций и предписаний, зафиксированных в программе. В рамках контроля результативности (продуктивности) сравниваются плановые и фактически достигнутые количественные и качественные по­казатели проекта. Например, достижение установленных показателей ре­зультативности инвестиционного проекта по модернизации производст­венного оборудования устанавливается путем сравнения фактической про­изводительности этого оборудования с проектной. Результат от продажи части неиспользуемого имущества предприятия оценивается путем сопос­тавления фактически полученных доходов по этой операции с запланиро­ванными.

Контроль своевременности осуществления отдельных мероприятий производится на основе сравнения запланированных и реализованных к соответствующему сроку промежуточных или конечных действий или результатов. Важным направлением контроля является сравнение факти­ческих и плановых затрат по проекту. Оно должно производиться интегрированно с соответствующими показателями результативности и с временности выполнения проекта. Такой подход позволяет правильно интерпретировать результаты контроля, комплексно оценивать реальную эффективность антикризисных мероприятий.

Периодичность осуществления контрольных процедур согласовывается с руководством предприятия и может быть следующей: в момент окончания работ (метод "О - 100"), в момент 50-процентной готовности (метод "50 - 50"), контроль в заранее определенных точках конкретных проектов (метод "контроль по вехам"), регулярный контроль через равные промежутки времени и др. Контроль по окончании установленного срока реализации антикризисной программы целесообразно сочетать с применением механизма опережающего самоконтроля. Идея такого механизма состоит в том, что руководство предприятия в течение периода выполнения антикризисной программы заблаговременно информирует аудиторов о возможных отклонениях. Это позволит последним оператив­но разработать компенсационные мероприятия или скорректировать показатели соответствующих проектов. Важно также наладить тесное взаи­модействие аудиторов и руководства предприятия через участие в совме­стных совещаниях, периодическое информирование последнего. Резуль­таты проведения контрольных процедур фиксируются аудиторами в со­ответствующих рабочих документах.

По результатам выполнения организационных, инвестиционных и экономического проектов проводится оценка эффективности осуществ­ления антикризисных мероприятий. Так как целью подготовки и реали­зации антикризисной программы является изменение состояния пред­приятия (преодоление кризиса), то и анализировать эффективность ан­тикризисной программы следует через изучение изменения эффективно­сти деятельности самого предприятия.

Эффективность предложенной аудиторами антикризисной программы может оцениваться в зависимости от степени достижения намеченных в ней целей по установленным параметрам. Такая оценка проводится с помощью динамического анализа состояний предприятия по заранее оп­ределенным критериям сравнения, условий трансформации этих состоя­ний и взаимодействия предприятия с рыночной средой. В процессе оценки решаются следующие задачи:

- сравнение фактических и запланированных в программе значений по­казателей, включенных в систему критериев оценки финансовой со­стоятельности и устойчивости деятельности предприятия, с учетом ус­тановленного для них единого уровня существенности;

- анализ реальных изменений в деятельности предприятия по основ­ным направлениям выхода его из кризиса, определение финансового
состояния и устойчивости предприятия на дату завершения реализа­ции антикризисной программы;

- прогноз результатов финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятия изменения его финансового положения, определение вероятно­сти и реальности наступления новых кризисов.

Полное соответствие фактических и запланированных показателей опенки свидетельствует, что цели антикризисной программы (а значит и аудита) достигнуты, аудит выполнен качественно и в сроки, установлен­ные в договоре на его проведение. Если фактические значения по всем критериям опенки оказались ниже пли выше (в зависимости от характера конкретного показателя) установленных в программе и предельных зна­чений, то можно говорить о неэффективности выполненного аудита. Это могло стать следствием как неточной диагностики аудиторами кризисной ситуации, допущенных ими просчетов при разработке антикризисной программы (включая обоснование компенсационных мер или изменение первоначальных значений параметров отдельных проектов), так и применения недостаточных по объему и результативности контрольных процедур. Таким образом, уровень аудиторского риска при проведении тако­го аудита кризисного предприятия оказался значительно выше, чем это планировали аудиторы.

Рассматривать ситуацию, когда достигнута лишь часть установленных в антикризисной программе критериев оценки, можно только с учетом приоритетности отдельных показателей для характеристики перемен происходящих на предприятии. Ранжирование показателей оценки финансовой состоятельности и устойчивости деятельности предприятия по их приоритетности осуществляется аудиторами, как правило, на этапе диагностики и должно согласовываться с руководством предприятия во избежание конфликтов при подведении итогов аудита.

Анализ изменений в деятельности предприятия предполагает сравне­ние моделей его состояния: установленного на момент проведения диаг­ностики, спрогнозированного в антикризисной программе, достигнутого на момент завершения выполнения антикризисных мероприятий и др. Каждая из этих моделей описывается набором качественных и количественных параметров, отражающих различные стороны функционирования предприятия (механизм управления, организация и технология производ­ства, снабжение и сбыт, кадровое обеспечение, финансовое положение, результаты деятельности и др.). Качественные параметры могут опреде­лятся экспертным путем с использование как бальных оценок, так и вер­бальных характеристик. Количественная оценка текущего состояния предприятия для обеспечения сопоставимости должна проводится ауди­торами по тем же показателям и по тем же методикам, что и диагностика кризисной ситуации. Сопоставление параметров кризисного состояния предприятия и состояния, достигнутого после осуществления антикри­зисной программы, позволяет оценить характер и величину произошед­ших изменений. При сравнении достигнутых и запланированных пара­метров определяется степень выполнения антикризисной программу анализируются причины и факторы, которые помешали добиться желаемого результата, намечаются шаги дальнейшего развития. Ориентиру такого развития являются состояния, характеризующиеся более высоки­ми параметрами финансовой состоятельности и устойчивости предприятия, чем те, которые соответствуют его текущему состоянию.

Даже успешное выполнение антикризисной программы не гарантиру­ет невозможность наступления для предприятия новых кризисных ситуа­ции. Опасность кризисов обусловливается не только резкими измене­ниями во внешней среде, но и самими тенденциями циклического функ­ционирования предприятия. Поэтому важно правильно оценивать веро­ятность возникновения кризисных ситуаций и готовиться к ним. Оценка возможности наступления кризиса может производится на основе про­гнозирования финансовых результатов деятельности предприятия. Такой, прогноз связан с установлением функциональных зависимостей финансовых результатов от различных параметров-факторов, учитывающих особенности реализации ранее выбранной стратегии развития и состав­ляющих ее политик, производственный потенциал предприятия, а также будущие изменения во внешних условиях его деятельности.

Результаты проведенной оценки эффективности антикризисной про­граммы и выполненных прогнозных расчетов оформляются в виде рабо­чих документов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: