Постановления о жертвоприношениях (Лев 1-7)

Богослужебное употребление книги Левит

12:1-8 (об очищении нечистот рождения, очищения родильницы) – в качестве паримии в день Сретения Господня (2 февраля).

26:3-12,14-17,19-23 (об обетованиях за исполнение и угрозах за нарушение законов Божиих) – в качестве паримии 1 сентября – в день церковного новолетия.

Закон определяет 4 вида жертв (по поводу приношения):

1) всесожжения,

2) мирная,

3) жертва за грех,

4) жертва повинности.

Основные приношения были из животных:

1) козы, овцы, волы, быки, тельцы,

2) птицы: горлицы или молодые голуби,

3) бескровные приношения: хлебные, мучные, елей.

Жертва должна быть непорочная. Жертвователь приводил животное во двор скинии, священник осматривал его, жертвователь клал руки на голову животного (т.е. перекладывал на нее свои грехи) и жертвователь сам резал животное. Священник собирал кровь животного и совершал обрядовое кропление, закон не предусматривал определенных молитвословий. Жертвователь разделывал тушу животного, омывал части туши, священник сжигал жирные части на жертвеннике: весь тук, сальник на почках, на печени, курдюк (у овец в районе заднего прохода).

Жертва всесожжения Священник кропил жертвенник всесоженний с 4-х сторон. Вся туша животного полностью сжигалась за исключением кожи, кожа отдавал священнику (для переписи закона). Животное мужского пола.

Жертва мирная Начало книги пророка Исаии: запах сожжения отвратителен Богу. Жертва благоухания, угодная Богу, благодарности. Св. кропит кровью с 4-х сторон жертвенник, св. брал себе правое плечо и грудь животного, как его доход. Жертвователь в этот день или в следующий должен был создать жертвенный пир.

Жертва о грехе (за грех) Совершалась порой как напоминание о грехе, а не за конкретный грех. Эта жертва за тот грех, который заслуживает смертной казни, но совершен по незнанию, по ошибке, несознательно. Следует разделять: жертва за грех священника, или за грех общества. В жертву приносился телец. Если это была жертва за грех священника, то сам священник клал руки на жертву, если за грех общества, то руки клали старейшины общества. Кровью жертвы помазывались роги фимиамного жертвенника, вся остальная кровь выливалась к подножию жертвенника всесожжения, само животное целиком сжигалось вне стана на чистом месте, где выбрасывали пепел, жирные части сжигали отдельно на этом же жертвеннике.

Евр. 13:11-12: Так как тела животных, которых кровь для [очищения] греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – 12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

Жертва за грех начальника общества или рядового израильтянина, совершалась из мелких животных: козла, барана, овцу. Кровь животного в святилище не вносилась, кропился жертвенник всесожжений, мясо животного должно было вариться в котлах во дворе скинии и съедаться священниками.

Жертва о преступлении или повинности приносилась по тем же обрядам, что и за грех. Это преступление не влечет за собой смертную казнь.

Жертвоприношение из птиц приносились в любом виде жертвоприношения, кроме мирной жертвы. Священник брал птицу, сворачивал голову. Выцеживал кровь на стенку жертвенника всесожжений, ощипывал, потрошил (вынимал внутренности), надламывал крылья, бросал птицу на жертвенник.

Хлебные приношения. Всегда должны были быть из муки или из пресного хлеба: сама мука или пресный хлеб. Если мука, то должна была приноситься с маслом, а сверху клался Ливан (разновидность ладана). Священник бросал горсть муки с маслом и со всем ладаном на жертвенник всесожжения. Вся остальная мука была доходом священника. Хлебные приношения могли быть лепешки, жареные или печеные, пресные с маслом. Обряд тоже прост. Священник брал несколько лепешек и сжигал на жертвеннике, остальное его доход. Хлебные приношения должны сопровождаться кровавыми жертвами (дополнительные постановления из книги Чисел, т.е. после поселения в Землю Обетованную).

Эти две последние жертвы (птица и бескровное приношение) совершались по бедности людей.

О происхождении жертвоприношений Священное Писание не дает ясных указаний. Несомненно, однако, что с самого начала истории падшего человечества жертвы являлись даром, который человек по естественному религиозному чувству приносил Богу (Быт 4,3-4), Господь же принимал этот дар, освящал его и сообщал ему известное символическое и таинственное значение.

На основании первых семи глав книги Левит постановление закона Моисеева о жертвах можно представить в следующем виде. Местом для принесения всех жертв была скиния, где животное, закаляемое с северной стороны жертвенника потом возносилось на него для сожжения (Лев 1,3). В жертву могли быть принесены пять видов чистых и непорочных животных, из крупного скота – тельцы, из мелкого – овцы и козы, из птиц – горлицы и голуби.

В некоторые жертвы приносились животные исключительно мужского пола (Лев1:3, 10; 4:3,14,23; 5:15,16,18; 6:6), в другие – женского пола (Лев 4:24, 32; 5:6), в третьи – мужского и женского пола безразлично (Лев 3,2,6), при этом требовалось, чтобы животное было без физических недостатков. Кровавые жертвы обыкновенно соединялись с хлебными приношениями, елеем и ладаном (Лев 2), причем на жертвенник мог возлагаться только пресный хлеб. Кроме того, жертвы осолялись (Лев 2:13) и соединялись с возлиянием вина (Чис 15:5).

Обряды, с которыми совершались жертвоприношения представляются в следующем виде. Приносящий жертву возлагал свои руки на голову жертвенного животного, представленного перед скинией, после заклания кровию животного кропился жертвенник всесожжения; при жертве всесожжения на жертвеннике сжигалось все мясо животного, а при прочих жертвах только тучные части и почки; при некоторых жертвах кровь животного вносилась во святилище, причем мясо животного сжигалось вне стана; в обычных случаях оно поступало в пользу священников, а в жертве «мирный» часть мяса поступало в пользу приносившего жертву, который устраивал из него жертвенный пир.

Жертва всесожжения допускала приношение всех родов жертвенных животных, но только мужского пола. По своему внутреннему значению она означала полную всесовершенную преданность человека Богу, знаменуя собою и прошение, и благодарение, и умилостивление. Кроме случаев частных жертвоприношений, эта жертва неизменно приносилась два раза в сутки – вечером и утром, и притом так, что вечерняя жертва курилась до утра, а утренняя – до вечера, таким образом, всесожжение непрерывно продолжалось на жертвеннике и все остальные виды жертв совмещались с этим непрерывным всесожжением.

Жертва мирная приносилась из всех родов жертвенных четвероногих животных мужского пола или женского, имела праздничный характер и сопровождалась пиром, устроенным из жертвенного животного по сожжении тука и почек и по отделении груди и плеча в пользу жрецов. Мирная жертва приносилась или в благодарение Богу, или в умилостивление Его при прошениях.

Жертва о грехе (за грех) приносилась в зависимости от положения или состояния жертвователя – из тельца, козла, козы, овцы, двух горлиц или голубей, или десятой части ефы муки. Эта жертва имела покаянный характер и приносилась за грехи, допущенные по слабости, неведению и нечаянности, а также и за грех первородный – родительницы (Лев XII). Кающийся исповедовал свой грех при жертве (Лев 5:6 ср. Чис 5:5-8).

Жертва о преступлении или повинности приносилась из овна и была видоизменением жертвы о грехе. Она приносилась за грехи, хотя сознательные и выходящие из ряда обыкновенных, но допущенные все-таки по увлечению, а не по убеждению, т.е. не являвшиеся прямым возмущением против Господа, за которое закон полагал смерть.

Поставление жертвенного животного перед скинией символизировало представление дара Господу. Возложение руки на голову жертвы и исповедание над ней своей греховности означало возложение грехов на жертвенное животное. Заклание животного, кропление кровию его и сожжение частей указывало, что божественное правосудие, по неизреченной милости Господа, удовлетворяется не смертью человека грешника, а жертвою за нею. Но нельзя думать, что ветхозаветный человек получал полное очищение и духовное обновление через пролитие крови животного (Евр 10:4). Многочисленные места Писания ясно показывают, что ветхозаветные жертвы имели прежде всего прообразовательное значение, указывая на искупительную жертву Христа Спасителя (Евр 9:13-14:26;10:12; Еф 5:2).

В связи с этим, по толкованию святых отцов и учителей Церкви, все обряды ветхозаветных жертв имели духовно-таинственный, прообразовательный смысл.

Поставление жертвы перед скинией предизображало преданность воли Божией и готовность Христа Спасителя пострадать за род человеческий (Евр 10:1-11, ср. Пс 39:7-8). Возложение рук на главу жертвы прообразовательно указывало, что Искупитель возьмет на себя грехи человечества. Заклание жертвенного животного, окропление его кровию и сожжение его прообразовало крестную смерть Христа Спасителя за грехи мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: