Медный змей

События в Хорме (1-3)

Глава 21

Глава 20. События в Кадесе

События:

1) недостаток воды.

2) изведение воды.

3) грех Моисея и Аарона.

7-11. И сказал Господь Моисею, говоря: 8 Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. 9 И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. 10 И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? 11 И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.

Что повелевается М и А: просто сказать скале, по одному слову Моисея скала д.б. извести воду. Что М. Аарону: неверие, не в осуждение Моисея (т.к. условия сложные 40 лет), ударил жезлом, причем 2-жды. Но в связи с этим они лишаются с А. права войти в землю обетованную.

4) Смерть Мариами.

5) Смерть Аарона.

6) Передача священства Елеазару.

Смерть Мариами последовала в начале сорокового года странствования в Кадесе у границ земли обетованной.

Здесь по случаю недостатка в воде, начался ропот народа (2-5 ст.). Господь повелел Моисею извести воду из скалы, Моисей и Аарон, собрав народ к скале, как бы с неверием и сомнением сказали: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы известь для вас воду?»

Можно заметить, что отступление от буквального исполнения приказания Господня («рцыте к каменю» – «скажите скале» ст. 8) и ударение скалы жезлом дважды указывает на сильное раздражение Моисея, недопустимое при исполнении воли Божией. Это же раздражение слышится и в словах обращенных к народу «послушайте, непокорные!» Великий вождь был измучен возмущениями народа, дух его и Аарона был ослаблен многочисленными трудами сорокалетнего управления и путешествия, но все же Моисей и Аарон в этот момент оказались как бы ниже своего призвания. Вероятно, когда Моисей с раздражением спрашивал народ: «разве из этой скалы вывести воду?», то этим поселилось в народе чувство сомнения в возможности этого чуда. Господь наказует Моисея и Аарона, что они не вошли в землю обетованную.

Но и в наказании можно видеть милость Господа, потому что Он дает утомленным старцам – Моисею и Аарону – тот покой, в котором они нуждались по естественной слабости человеческой природы. Вскоре после этого Аарон скончался на горе Ор, а первосвященство перешло к его сыну Елеазару.

Сражение с Сигоном и Огом. Завоевание …

начало завев. земли обетованной. Это стало уделом Рувима, Гада, Манассии.

Медный змей (Чис 21:4-9)

Событие, о котором говорится в книге Чис 21:4-9, произошло в конце странствования, когда евреи совершили обходное движение от земли Едомской, через которую они не были пропущены (20:14-21).

Как только израильтяне начали испытывать неудобства путешествия по пустыне, они начали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ропот теперь был обращен против Бога (ст. 5). Возможно, что ропот исходил сначала от старого поколения, приобретшего в Египте склонность к идолопоклонству и чувственности.

Поражение народа за ропот произошло через укусы змей. Моисей по просьбе народа помолился Господу и Он повелел ему сделать медного змия, выставить его на знамя для исцеления ужаленных. И когда змея жалила человека, то он, взглянув на медного змия, оставался жив.

Змий, очевидно, был только внешним знаком той исцеляющей силы, которую посылал Господь за раскаяние. Змий считался в Ветхом Завете иногда символом зла, его изваяние может быть, служило напоминанием первого искушения (Быт 3:1-5), обращало мысли и чувства к раскаянию пред Богом, Которого народ еврейский искушал неверием и ропотом, ибо, как говорит апостол Павел, евреи, роптавшие в пустыне, искушали Христа (1 Кор 10:9). Вознесение на древо изображения змия, напоминавшего о грехе и наказании, а затем – спасении через веру и раскаяние, преобразовало спасение через Искупителя, взявшего на Себя грехи всего мира и вознесенного на крест. На такое прообразовательное значение медного змия указывал Сам Христос Спаситель: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:14-15).

По словам церковной песни: «Змий, иже Моисеем возвышаемой на древо, божественное возвышение проображаше Христово, льстиваго змия умертвшего, всех же оживившего нас умертвивщихся преступлением (тропарь по 7-й песни канона утр. 2 гл.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: