Жертва рыжей телицы (Чис 19)

Глава 19. Закон о жертве рыжей телицы

Глава 18. Закон о доходах Левитов

Возмущения Корея, Дафана и Авирона (Чис 16)

Часть. Чудо с жезлом Аарона

Глава 17

Часть (стт. 41-52). Восстание всего общества.

Часть (стт. 1-40) их претензии на священство и поражение 250 человек.

Глава 16. Восстание Корея, Дафана и Авирона

Глава 15. Дополнительное установление о жертвоприношениях

Чис 16:3. И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?

Все общество – все святы. В западном исповедничестве (протестанты) - о всеобщем священничестве.

Чис 16:49 И умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корееву.

Через это чудо еще раз подтверждается право Аарона на священство.

Корей, потомок Левия, Дафан, Авирон и Авнан, потомки Руфима, восстали против Моисея и Аарона. К ним присоединились 250 мужей, начальников общества, людей именитых (1-3 ст.). С одной стороны это было возмущение левитов против священного первенства Ааронова, с другой – ото было гражданское возмущение рувимлян против Моисея, как вождя и правителя народного. Корей добивался священства, рувимляне – политической власти.

Различен и характер казней, постигших возмутителей. Корей с 250-ю сообщниками поражается у скинии огнем от Господа, Дафан и Авирон со своими семьями поглощаются землей.

На другой день все общество сынов Израилевых возроптали на Моисея по поводу казни, постигшей возмутителей, имевших, очевидно, многочисленных сторонников. Новою казнию, прекратившейся по молитве Моисея и Аарона, были поражены 14.700 чел.

Жезл Ааронов (Чис 17)

Для прекращения ропота среди Израиля против иерархических преимуществ рода Аарона Господь повелел Моисею взять 12 жезлов от 12 колен израилевых и от Левия жезл с именем Аарона. Жезлы были положены в скинии откровения.

На другой день оказалось, что жезл Аарона пустил почки, процвел и принес миндали. По повелению Господа жезл был положен в скинии перед ковчегом откровения для сохранения и в знаменование для непокорных.

В духовно-таинственном смысле сухой, потом прозябший жезл Ааронов прообразовал рождение от Пречистой Девы Марии Христа Спасителя. «Жезл Ааронов прозябших, – поет Святая Церковь, – иже от Иессеа преображаше израстий корень, Тя Пречистую, дает миру воссиявшую Богу воплощенна» (богородичен по 1 песни канона 23 апреля).

Это был редкий обряд. Когда совершалось жертвоприношение, который соответсвовал ж. за грех общества. Пепел рыжей телице, сожженной т. опускался в воду, кот. предназн. для ритуал. омовений.

В первых десяти стихах описываются обряды жертвы рыжей телицы; в стихах 11-16 перечисляются случаи осквернений, очищаемых пеплом этой жертвы и в ст. 17-22 указывается способ очищения оскверненных людей и вещей при посредстве пепла жертвы в соединении с очистительной водою.

Ст. 1-10; Пепел рыжей телицы назначался для очищения осквернений, происходящих от прикосновения к трупу, человеческой кости, гробу – всему, что напоминало о смерти, бывшей следствием грехопадения человеческого. Поэтому жертва рыжей телицы в своих обрядах напоминала об обстоятельствах грехопадения и символически указывала на возможность очищения и помилования человека.

Так, рыжий (красноватый) цвет напоминал Адама («Адаи» – «красноватый»), женский пол животного указывал на прародительницу Еву. Так как первые люди после грехопадения были изгнаны из рая и подпали смерти, то и телица, которая как бы воспринимала грехи народа, закалялась вне стана. Кропление кровию телицы по направлению к скинии означало, что очищение человечества от грехов ожидается от Бога.

Ст. 11-22: Жертва рыжей юницы (телицы) имела таинственно-прообразовательное значение. В этой жертве апостол Павел видел указание на голгофскую жертву. «Пепел юнчий, кропящий осквернения» и давший человеку плотскую чистоту, прообразовал кровь Христову, очистившую «совесть человека от мертвых дел», т.е. от грехов (Евр 3:13-14).

По указанию Апостола и св. отцов заклание жертвы вне стана указывало на крестные страдания Христа вне врат Иерусалима (Евр 13:11-12). Кедровое дерево, сжигаемое вместе с жертвою, указывало на крест Христа Спасителя, червленая нить – на Его спасительную кровь, а иссоп на очищаемую силу благодати Христовой, как и в псалме сказано: «окропиши мя иссопом и очищуся» (Пс 50:9). Очистительная вода преобразовала возраждающие воды крещения.

Закон о рыжей телице, вероятно, был вызван смертью многих при возмущении Корея и при последовавшей затем повальной смертности. Но он, как известно из предания, соблюдался и в земле обетованной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: