Моделирование одежды

В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ СВОЙСТВ ШВЕЙНЫХ ТОВАРОВ

Создание швейного изделия охватывает четыре этапа, последовательно связанных между собой:

1. моделирование,

2. конструирование,

3. раскрой материалов и пошив деталей

4. и швейного изделия.

Каждый из этих этапов связан с формированием определенных свойств, уровня качества и разнообразия ассортимента.

Значение первых двух этапов — моделирования и конструирования, обобщенно проектирования изделий, определяется тем, что при неучете особенностей эксплуатации изделия потребителями возможно снижение уровня качества на 40—60 %. Раскрой материалов и пошивочный процесс называют технологией изготовления швейных изделий.

Моделирование следует отнести к области прикладного искусства, занимающегося созданием моделей или образцов одежды.

Задачей моделирования является создание удобной, изящной, красивой, а также гигиеничной одежды разнообразных фасонов, отвечающей направлению моды и требованиям потребителей. Эту задачу выполняют дома моделей, центры моды, а также лаборатории швейных предприятий.

При разработке новых моделей учитываются:

§ телосложение человека;

§ возраст;

§ экономические факторы — расход материалов;

§ возможности воплощения модели в условиях реального производства;

§ затраты времени на изготовление.

Существенное значение при разработке новых образцов одежды имеет сотрудничество художников-модельеров с дизайнерами, создающими материалы для швейных изделий.

При разработке моделей одежды обеспечение их соответствия предъявляемым требованиям и разнообразие достигаются за счет определенных характеристик (элементов) художественно-технического оформления. Такими элементами (элементами моделирования) являются:

- силуэт,

- форма,

- пропорции,

- покрой,

- композиция,

- элементы формы,

- рисунки и цвет материала,

- ритм и др.

Силуэт — плоскостное изображение, очертание предмета. Он характеризуется высотой и шириной плеч, степенью прилегания изделия к фигуре человека по линии талии, бедер, длиной изделия и шириной снизу, длиной рукавов и др.

Каждому направлению моды присущ определенный модный силуэт. Поэтому все наиболее существенные видоизменения в одежде можно проследить по изменению контуров силуэтов и формы.

Важнейшим признаком, определяющим силуэт, является линия талии. По степени прилегания изделия к фигуре по линии талии различают прилегающий, полуприлегающий, прямой и свободный силуэты.

Форма модели определяется конструкцией деталей, застежки, отделками.

Выделяют изделия строгой, спортивной формы и фантазй. Изделия строгой формы отличают однобортная застежка, простой крой основных деталей — полочки, спинки, рукава, нижнего воротника. Для изделий спортивной формы характерны хлястики, пояса, накладные карманы, кокетки, шлицы, т.е. элементы, подчеркивающие стройность и спортивное сложение фигуры человека. Форма фантазй отличается сложными конструктивными решениями деталей, разнообразными элементами отделки и сложным покроем.

Силуэт и форма составляют основу модели. При их выборе должны быть обеспечены:

- четкость силуэта и его согласованность с материалом и фигурой человека;

- соответствие изделия узкому целевому назначению.

Восприятие силуэта и формы изделия зависит от пропорций отдельных элементов.

Пропорцией называется определенное соотношение частей изделия между собой и с фигурой человека. Наиболее устойчивыми являются силуэты, приближенные к геометрическим фигурам (прямоугольник, овальная восьмерка, трапеция).

При этом наилучшее их зрительное восприятие достигается на основе определенных пропорций: в прямом силуэте 1: 3 по ширине и длине, в плотнооблегающем и полуоблегающем 2: 3 по длине и 1: 2 по ширине.

Покрой одежды определяется рядом конструктивных особенностей:

· типом рукавов (втачные, реглан, цельнокроеные, комбинированные и др.);

· видом застежки (распашные, однобортные, двубортные и др.);

· конструкцией карманов (прорезные, накладные, расположенные в шве изделия и т.д.);

· формой воротника (стойка, пальтовый, шалевый и др.);

· конструкцией полочки и спинки, которые могут быть цельнокроеными, отрезными по линии талии, с отрезной (отлетной) кокеткой, с отрезным бочком и т.д.).

Использование разных силуэтов и форм, видоизменение деталей и элементов покроя, а также швов, складок и отделок обеспечивают возможность создания многообразия фасонов швейного изделия.

В одежде основным средством воздействия на эстетические чувства и восприятия человека является композиция. Композиция — это единство всех входящих в ту или иную модель элементов формы, их взаимное подчинение друг другу. Использование этих элементов должно способствовать созданию одежды определенного назначения.

Основными элементами формы, входящими в композицию одежды, являются

- линии,

- пропорции,

- материал,

- масса,

- ритм и др.

Линии бывают силуэтные, конструктивные и декоративные.

Силуэтные — это линии плеча, талии, низа изделия. Они определяют характер силуэта, пропорции, придают ему выразительность.

Конструктивные — линии соединения основных деталей (ростка, горловины, проймы, боковых швов, раскепа и т.д.).

Декоративные линии образуются различными отделками (вышивкой, сборками, защипами и др.) и декоративными деталями (воротниками, клапанами карманов и т.д.).

Существенное влияние на композицию оказывает материал. Выбор материала зависит от назначения изделия, сезона, задуманной формы, телосложения и возраста человека. Естественно, что при определении материала художник-модельер наряду с объективными свойствами (прочностью, растяжимостью, поверхностной плотностью, массой) большое внимание уделяет эстетическим характеристикам (цвету, рисунку, блеску, фактуре поверхности и др.). Поэтому важнейшими характеристиками материалов, особо учитываемых при моделировании, являются: волокнистый состав и структура материала, комплекс свойств (эстетических, гигиенических, физико-механических, технологических), рисунок поверхности, цвет и цветовая композиция материалов. При этом цветовая композиция может быть однотонной, полярной и многоцветной.

Масса в одеждеэто объемное восприятие, обусловленное разворотом плеч, полнотой в области груди, талии, бедер, шириной рукавов, брюк и т.д. Очевидно, что эти элементы массы также имеют значимость в композиции.

Ритм в одежде — это чередование элементов формы и интервалов между ними. Простой вид ритма — это, например, одинаковые по форме и размеру накладные карманы, симметрично расположенные пуговицы, петли, складки, отделочные строчки.

Сложный ритм определяется пропорциональным изменением одинаковых по форме карманов (нагрудных и боковых), отделочных пуговиц по низу рукавов (обычно в женской одежде) и др.

Процесс моделирования швейного изделия можно разделить на этапы:

1) работа художника-модельера по созданию композиции модели;

2) выполнение композиции в материале.

Первый этап осуществляется с использованием одного из методов моделирования:

- эскизного;

- муляжного;

- варьирования (изменения) фасонных особенностей на единой конструктивной основе.

Эскизный метод заключается в выполнении рисунка модели-эскиза. Естественно, художник-модельер базируется при этом на тенденциях моды и развития ассортимента с учетом других аспектов разработки модели.

Муляжный метод заключается в том, что художник-модельер набрасывает на манекенщика (манекен) материал (марлю, бумагу и др.) и получает макет, определяя на нем все элементы формы, т.е. создает композицию модели.

Метод варьирования заключается в том, что на единой конструктивной основе изменением деталей, элементов покроя, отделок создают семейство моделей. Этот метод снижает затраты на разработку единичной модели, в большей мере позволяет разнообразить модельный ассортимент, что вполне соответствует требованиям и производства, и рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: