В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ СВОЙСТВ ШВЕЙНЫХ ТОВАРОВ
Создание швейного изделия охватывает четыре этапа, последовательно связанных между собой:
1. моделирование,
2. конструирование,
3. раскрой материалов и пошив деталей
4. и швейного изделия.
Каждый из этих этапов связан с формированием определенных свойств, уровня качества и разнообразия ассортимента.
Значение первых двух этапов — моделирования и конструирования, обобщенно проектирования изделий, определяется тем, что при неучете особенностей эксплуатации изделия потребителями возможно снижение уровня качества на 40—60 %. Раскрой материалов и пошивочный процесс называют технологией изготовления швейных изделий.
Моделирование следует отнести к области прикладного искусства, занимающегося созданием моделей или образцов одежды.
Задачей моделирования является создание удобной, изящной, красивой, а также гигиеничной одежды разнообразных фасонов, отвечающей направлению моды и требованиям потребителей. Эту задачу выполняют дома моделей, центры моды, а также лаборатории швейных предприятий.
При разработке новых моделей учитываются:
§ телосложение человека;
§ возраст;
§ экономические факторы — расход материалов;
§ возможности воплощения модели в условиях реального производства;
§ затраты времени на изготовление.
Существенное значение при разработке новых образцов одежды имеет сотрудничество художников-модельеров с дизайнерами, создающими материалы для швейных изделий.
При разработке моделей одежды обеспечение их соответствия предъявляемым требованиям и разнообразие достигаются за счет определенных характеристик (элементов) художественно-технического оформления. Такими элементами (элементами моделирования) являются:
- силуэт,
- форма,
- пропорции,
- покрой,
- композиция,
- элементы формы,
- рисунки и цвет материала,
- ритм и др.
Силуэт — плоскостное изображение, очертание предмета. Он характеризуется высотой и шириной плеч, степенью прилегания изделия к фигуре человека по линии талии, бедер, длиной изделия и шириной снизу, длиной рукавов и др.
Каждому направлению моды присущ определенный модный силуэт. Поэтому все наиболее существенные видоизменения в одежде можно проследить по изменению контуров силуэтов и формы.
Важнейшим признаком, определяющим силуэт, является линия талии. По степени прилегания изделия к фигуре по линии талии различают прилегающий, полуприлегающий, прямой и свободный силуэты.
Форма модели определяется конструкцией деталей, застежки, отделками.
Выделяют изделия строгой, спортивной формы и фантазй. Изделия строгой формы отличают однобортная застежка, простой крой основных деталей — полочки, спинки, рукава, нижнего воротника. Для изделий спортивной формы характерны хлястики, пояса, накладные карманы, кокетки, шлицы, т.е. элементы, подчеркивающие стройность и спортивное сложение фигуры человека. Форма фантазй отличается сложными конструктивными решениями деталей, разнообразными элементами отделки и сложным покроем.
Силуэт и форма составляют основу модели. При их выборе должны быть обеспечены:
- четкость силуэта и его согласованность с материалом и фигурой человека;
- соответствие изделия узкому целевому назначению.
Восприятие силуэта и формы изделия зависит от пропорций отдельных элементов.
Пропорцией называется определенное соотношение частей изделия между собой и с фигурой человека. Наиболее устойчивыми являются силуэты, приближенные к геометрическим фигурам (прямоугольник, овальная восьмерка, трапеция).
При этом наилучшее их зрительное восприятие достигается на основе определенных пропорций: в прямом силуэте 1: 3 по ширине и длине, в плотнооблегающем и полуоблегающем 2: 3 по длине и 1: 2 по ширине.
Покрой одежды определяется рядом конструктивных особенностей:
· типом рукавов (втачные, реглан, цельнокроеные, комбинированные и др.);
· видом застежки (распашные, однобортные, двубортные и др.);
· конструкцией карманов (прорезные, накладные, расположенные в шве изделия и т.д.);
· формой воротника (стойка, пальтовый, шалевый и др.);
· конструкцией полочки и спинки, которые могут быть цельнокроеными, отрезными по линии талии, с отрезной (отлетной) кокеткой, с отрезным бочком и т.д.).
Использование разных силуэтов и форм, видоизменение деталей и элементов покроя, а также швов, складок и отделок обеспечивают возможность создания многообразия фасонов швейного изделия.
В одежде основным средством воздействия на эстетические чувства и восприятия человека является композиция. Композиция — это единство всех входящих в ту или иную модель элементов формы, их взаимное подчинение друг другу. Использование этих элементов должно способствовать созданию одежды определенного назначения.
Основными элементами формы, входящими в композицию одежды, являются
- линии,
- пропорции,
- материал,
- масса,
- ритм и др.
Линии бывают силуэтные, конструктивные и декоративные.
Силуэтные — это линии плеча, талии, низа изделия. Они определяют характер силуэта, пропорции, придают ему выразительность.
Конструктивные — линии соединения основных деталей (ростка, горловины, проймы, боковых швов, раскепа и т.д.).
Декоративные линии образуются различными отделками (вышивкой, сборками, защипами и др.) и декоративными деталями (воротниками, клапанами карманов и т.д.).
Существенное влияние на композицию оказывает материал. Выбор материала зависит от назначения изделия, сезона, задуманной формы, телосложения и возраста человека. Естественно, что при определении материала художник-модельер наряду с объективными свойствами (прочностью, растяжимостью, поверхностной плотностью, массой) большое внимание уделяет эстетическим характеристикам (цвету, рисунку, блеску, фактуре поверхности и др.). Поэтому важнейшими характеристиками материалов, особо учитываемых при моделировании, являются: волокнистый состав и структура материала, комплекс свойств (эстетических, гигиенических, физико-механических, технологических), рисунок поверхности, цвет и цветовая композиция материалов. При этом цветовая композиция может быть однотонной, полярной и многоцветной.
Масса в одежде — это объемное восприятие, обусловленное разворотом плеч, полнотой в области груди, талии, бедер, шириной рукавов, брюк и т.д. Очевидно, что эти элементы массы также имеют значимость в композиции.
Ритм в одежде — это чередование элементов формы и интервалов между ними. Простой вид ритма — это, например, одинаковые по форме и размеру накладные карманы, симметрично расположенные пуговицы, петли, складки, отделочные строчки.
Сложный ритм определяется пропорциональным изменением одинаковых по форме карманов (нагрудных и боковых), отделочных пуговиц по низу рукавов (обычно в женской одежде) и др.
Процесс моделирования швейного изделия можно разделить на этапы:
1) работа художника-модельера по созданию композиции модели;
2) выполнение композиции в материале.
Первый этап осуществляется с использованием одного из методов моделирования:
- эскизного;
- муляжного;
- варьирования (изменения) фасонных особенностей на единой конструктивной основе.
Эскизный метод заключается в выполнении рисунка модели-эскиза. Естественно, художник-модельер базируется при этом на тенденциях моды и развития ассортимента с учетом других аспектов разработки модели.
Муляжный метод заключается в том, что художник-модельер набрасывает на манекенщика (манекен) материал (марлю, бумагу и др.) и получает макет, определяя на нем все элементы формы, т.е. создает композицию модели.
Метод варьирования заключается в том, что на единой конструктивной основе изменением деталей, элементов покроя, отделок создают семейство моделей. Этот метод снижает затраты на разработку единичной модели, в большей мере позволяет разнообразить модельный ассортимент, что вполне соответствует требованиям и производства, и рынка.