Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета

Тема 10. Бюджетирование и контроль затрат

Под бюджетированием в управленческом учете те понимается процесс планирования. Соответственно бюджет (или смета) — это план.

В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая инфор­мация, необходимая для планирования, собирается и обрабаты­вается в системе бухгалтерского учета.

Различают текущее (краткосрочное) планирование (разра­ботка смет, бюджетов) — сроком до года — и перспективное (сроком более года). Обычно перспективные планы разрабатыва­ются на 3-5 лет, а в электроэнергетике и добывающих отраслях промышленности — на более длительный период (20 лет).

Планирование и контроль являются необходимыми атри­бутами управления предприятием. При этом под управлением понимается процесс обеспечения деятельности предприятия для достижения его целей в соответствии с намеченными планами.

Смета (или бюджет) представляет собой финансовый доку­мент, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций.

Бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до опре­деленного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Бюджет — основа для оценки выполнения плана цент­рами ответственности и их руководителей: работа менеджеров оценивается по отчетам о выполнении бюджета; сравнение фак­тически достигнутых результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действия. Наконец, с помощью бюджета проводится анализ отклонений.

Процесс составления организацией бюджета состоит из этапов:

— планирование, с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений;

— определение показателей, которые будут использоваться при оценке этой деятельности;

— обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;

— корректировка планов, с учетом предложенных поправок.

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:

а) генеральный и частные;

б) гибкие и статические.

Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным. Его цель — объединить сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.

В результате составления генерального бюджета создаются:

— прогнозируемый баланс;

— план прибылей и убытков;

— прогноз движения денежных средств.

Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:

1) операционного бюджета — включающего план прибы­лей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов орга­низации;

2) финансового бюджета — включающего бюджеты капи­тальных вложений, движение денежных средств и прогнозируе­мый баланс.

Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть пре­дельно точной — определенной и значащей для ее пользователя. Этот документ может:

1) содержать лишь данные:

а) о доходах;

б) о расходах;

в) о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сба­лансированы;

2) разрабатываться в любых единицах измерения — как сто­имостных, так и натуральных;

3) составляться как для организации в целом, так и для ее подразделений — центров ответственности, что позволяет скоординировать их действия.

Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности; процесс разработки, как правило, идет снизу вверх. Бюджет может разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (когда в течение I квартала пересматривается смета II квартала и составляется смета на I квартал следующего года, то есть бюджет время проецируется на год вперед).

Несмотря на единую структуру, состав элементов генерального бюджета (особенно его операционной части) во многом зависит от вида деятельности организации. В связи с этим можно выделить основные его типы: генеральный бюджет торговой организации и генеральный бюджет производственного предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: