Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета. Тема 9. Планирование и составление сметы в различных отраслях

Тема 9. Планирование и составление сметы в различных отраслях

Различные виды деятельности предприятия на следующий год должны координироваться путем подготовки конкретных программ действий. Эти программы называются бюджетом (сметой). Это финансовый документ, в котором отражаются такие показатели деятельности, как:

§ планируемая величина дохода, которая должна быть достигнута в результате деятельности;

§ расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода;

§ капитал, который необходимо привлечь для достижения цели деятельности и т.п.

Бюджет не имеет стандартной формы. Структура бюджета зависит от следующих факторов:

§ размера организации;

§ вида деятельности;

§ предмета бюджета;

§ степени детализации бюджета и его связи с финансовой структурой предприятия;

§ уровня квалификации и опыта разработчиков бюджета.

Информация, представленная в бюджете, должна быть доступной и ясной для пользователя, объем информации должен служить пользователю для получения обоснованных решений.

Информация, отраженная в бюджете, может быть представлена как в стоимостном выражении, так и в натуральном (количество единиц продукции, услуг, время, необходимое для выполнения определенного вида деятельности, и т.п.).

Основные функции бюджета:

§ планирование видов деятельности, обеспечивающих достижение цели создания организации;

§ координация различных видов деятельности и отдельных подразделений для достижения наилучших финансовых результатов деятельности организации в целом;

§ стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности;

§ контроль и оценка текущей деятельности;

§ средства на обучение менеджеров.

Основной бюджетный фактор характеризует цель формирования бюджета. Например, если основным бюджетным фактором является объем продаж, то необходимо начинать составление бюджета организации с подготовки плана продаж. Если основным бюджетным фактором является объем производства, то необходимо начинать составление бюджета с подготовки плана производства.

Бюджетирование — динамический процесс составления и реализации финансового документа, основными этапами которого являются:

1) анализ исполнения бюджета прошедшего периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов);

2) составление бюджета на отчетный период;

3) контроль (мониторинг) за исполнением бюджета отчетного периода;

4) анализ исполнения бюджета отчетного периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов);

5) составление бюджета на следующий период и т.д.

Бюджетный цикл — составная часть бюджетирования, процесс составления организацией бюджета.

Основные этапы бюджетного цикла:

§ планирование с участием руководителей всех центров ответственности деятельности организации в целом, а также структурных подразделений;

§ определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности организации (подразделений);

§ оценка возможных изменений в планах, связанных с изменениями условий функционирования; корректировка планов с учетом возможных изменений.

Программы деятельности подготавливаются на определенный период в будущем — бюджетный период, который может быть краткосрочным и долгосрочным.

Краткосрочный период — это период, когда бюджеты составляются обычно на год, с подразделением на полугодие, квартал, 12 месяцев и т.д.

Планирование на краткосрочные периоды вызвано целями контроля управления. В конце контрольного периода фактические данные сравниваются с бюджетными данными для анализа и оценки текущей деятельности. В течение года в бюджеты вносятся изменения (корректировки) с учетом изменения условий функционирования предприятия.

Часто составляют краткосрочный бюджет на 1—3 месяца. Это совпадает с периодичностью составления фискальной отчетности, что в значительной степени облегчает информационное обеспечение таких бюджетов. Такие бюджеты являются обязательными для исполнения всеми структурными подразделениями предприятия. Анализ исполнения краткосрочного бюджета проводится на основе сравнения фактических показателей с плановыми показателями, установленными в начале бюджетного периода.

Если деятельность предприятия связана с внедрением новых технологий, вводом нового оборудования, требующих значительных капитальных вложений, то бюджеты разрабатываются на более длительный период — три, пять и более лет. Это долгосрочные бюджеты, которые разрабатываются, как правило, для каждого подразделения на год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: