Тема 9. Планирование и составление сметы в различных отраслях
Различные виды деятельности предприятия на следующий год должны координироваться путем подготовки конкретных программ действий. Эти программы называются бюджетом (сметой). Это финансовый документ, в котором отражаются такие показатели деятельности, как:
§ планируемая величина дохода, которая должна быть достигнута в результате деятельности;
§ расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода;
§ капитал, который необходимо привлечь для достижения цели деятельности и т.п.
Бюджет не имеет стандартной формы. Структура бюджета зависит от следующих факторов:
§ размера организации;
§ вида деятельности;
§ предмета бюджета;
§ степени детализации бюджета и его связи с финансовой структурой предприятия;
§ уровня квалификации и опыта разработчиков бюджета.
Информация, представленная в бюджете, должна быть доступной и ясной для пользователя, объем информации должен служить пользователю для получения обоснованных решений.
|
|
Информация, отраженная в бюджете, может быть представлена как в стоимостном выражении, так и в натуральном (количество единиц продукции, услуг, время, необходимое для выполнения определенного вида деятельности, и т.п.).
Основные функции бюджета:
§ планирование видов деятельности, обеспечивающих достижение цели создания организации;
§ координация различных видов деятельности и отдельных подразделений для достижения наилучших финансовых результатов деятельности организации в целом;
§ стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности;
§ контроль и оценка текущей деятельности;
§ средства на обучение менеджеров.
Основной бюджетный фактор характеризует цель формирования бюджета. Например, если основным бюджетным фактором является объем продаж, то необходимо начинать составление бюджета организации с подготовки плана продаж. Если основным бюджетным фактором является объем производства, то необходимо начинать составление бюджета с подготовки плана производства.
Бюджетирование — динамический процесс составления и реализации финансового документа, основными этапами которого являются:
1) анализ исполнения бюджета прошедшего периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов);
2) составление бюджета на отчетный период;
3) контроль (мониторинг) за исполнением бюджета отчетного периода;
4) анализ исполнения бюджета отчетного периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов);
|
|
5) составление бюджета на следующий период и т.д.
Бюджетный цикл — составная часть бюджетирования, процесс составления организацией бюджета.
Основные этапы бюджетного цикла:
§ планирование с участием руководителей всех центров ответственности деятельности организации в целом, а также структурных подразделений;
§ определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности организации (подразделений);
§ оценка возможных изменений в планах, связанных с изменениями условий функционирования; корректировка планов с учетом возможных изменений.
Программы деятельности подготавливаются на определенный период в будущем — бюджетный период, который может быть краткосрочным и долгосрочным.
Краткосрочный период — это период, когда бюджеты составляются обычно на год, с подразделением на полугодие, квартал, 12 месяцев и т.д.
Планирование на краткосрочные периоды вызвано целями контроля управления. В конце контрольного периода фактические данные сравниваются с бюджетными данными для анализа и оценки текущей деятельности. В течение года в бюджеты вносятся изменения (корректировки) с учетом изменения условий функционирования предприятия.
Часто составляют краткосрочный бюджет на 1—3 месяца. Это совпадает с периодичностью составления фискальной отчетности, что в значительной степени облегчает информационное обеспечение таких бюджетов. Такие бюджеты являются обязательными для исполнения всеми структурными подразделениями предприятия. Анализ исполнения краткосрочного бюджета проводится на основе сравнения фактических показателей с плановыми показателями, установленными в начале бюджетного периода.
Если деятельность предприятия связана с внедрением новых технологий, вводом нового оборудования, требующих значительных капитальных вложений, то бюджеты разрабатываются на более длительный период — три, пять и более лет. Это долгосрочные бюджеты, которые разрабатываются, как правило, для каждого подразделения на год.