Влияние международных бухгалтерских организаций на создание международной системы учета и отчетности

Южноамериканская

Континентальная

• Бухгалтерская отчетность ориентирована на удовлетворение потребностей налоговых и иных органов государственной власти.

• Ориентация отчетности в первую очередь на нужды инвесторов и кредиторов организации.

• Бухгалтерский учет регламентируется законодательно, отличается значительной консервативностью и высокой степенью вмешательства государства в учетную практику.

• Ориентация финансовой отчетности на потребности инвесторов не является приоритетной задачей.

• Практика учета одной страны существенно отличается от практики учета другой.

• Тесные связи бизнеса с банками.

• В целом учет ориентирован на потребности государственных и налоговых органов.

• Бухгалтерский учет регламентируется законодательно.

• Методы учета, используемые в организациях, достаточно унифицированы.

• Отличительная особенность: корректировка бухгалтерской отчетности на темпы инфляции.

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализовалась в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах – членах сообщества, т. е. находились в относительной «гармонии» друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961 г. В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть программы гармонизации национальных версий закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов.

Вопросами гармонизации и стандартизации учета и отчетности занимаются региональные и международные (мировые) профессиональные организации: EC, FEE, AAC, IAA, CAPA, FA, SAFA, HFA, IASC, IFAC, OOH, ISAR, UNCTC, OECD и др.

Экономические, политические, финансовые, налоговые системы в разных странах имеют много общего и одновременно различного. Гармонизация учета на региональном и международном уровнях возможна только в рамках общего, что объединяет национальные экономики, финансы и политику.

Вопросами гармонизации и стандартизации учета занимается целый ряд межправительственных и профессиональных организаций, которые можно разделить на региональные и международные (мировые). К региональным организациям относятся:

• Европейское экономическое сообщество;

• Европейская федерация бухгалтеров‑экспертов (FEE);

• Африканский совет по бухгалтерскому учету (ААС);

• Межамериканская ассоциация бухгалтеров (IAA);

• Конференция бухгалтеров стран Азии и Тихого океана (САРА);

• Федерация бухгалтеров стран Юго‑Восточной Азии АСЕАН (FA);

• Южно‑Азиатская федерация бухгалтеров (SAFA);

• Северная федерация бухгалтеров (HFA) и др.

К международным (мировым) организациям относятся:

• Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (IASC);

• Международная федерация бухгалтеров (IFAC);

• Организация Объединенных Наций (ООН);

• Межправительственная рабочая группа экспертов по международным бухгалтерским стандартам ООН (ISAR);

• Комиссия по транснациональным корпорациям ООН (UNCTC);

• Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) и др.

Рассмотрим сферу деятельности отдельных организаций.

На региональном уровне первыми (с 1957 г.) стали регулировать сопоставимость финансовой отчетности страны – члены Европейского экономического сообщества (с 1993 г. – Европейского союза). Состав членов ЕС с момента образования до настоящего времени вырос с 6 до 15 стран. Сейчас в него входят Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.

Одной из задач ЕС является гармонизация различных систем бухгалтерского учета стран‑членов ЕС. Идея гармонизации заключается в согласовании (гармонии) методологий учета различных стран. В 1961 г. в целях решения поставленной задачи в рамках ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. По результатам проведенной работы был опубликован ряд директив, представляющих собой в некотором роде свод законов сообщества, которые страны‑участницы интегрируют в системы своих национальных законов, в частности в национальные версии закона о компаниях (табл. 3.1).

Так как гармонизация учета и отчетности опирается на законодательную основу, исполнение требований директив ЕС является обязательным для всех компаний.

Наиболее важными и значимыми являются 4‑я и 7‑я директивы. 4‑я директива ЕС была принята в 1978 г. Она содержит основные положения финансового учета, обязывает предприятия вести бухгалтерский учет по системе двойной записи, составлять отчетность и официально раскрывать особенности своей учетной политики. Цель отчетности состоит в достоверной и объективной информации.

7‑я директива ЕС была принята в 1983 г. и регулирует правила составления консолидированной отчетности (отчеты групп). Положения 4‑й и 7‑й директив ЕС явились основой для европейского бухгалтерского регулирования отчетности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: