Государственный кредит

План лекций и семинарских занятий:

1.Понятие, сущность и функции государственного кредита.

2.Внутренний долг.

3. Основы классификации государственных займов.

4. Управление государственным долгом.

Под государственным кредитом понимается система распределительных денежных отношений государства с физическими и юридическими лицами по поводу:

1). Мобилизации временно свободных денежных средств на началах срочности, возвратности, возмездности;

2).выдачи бюджетных средств на тех же началах - возвратности, срочности, платности.

Государственный кредит- это деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности.

В отношении других государств Российская Федерация может вступать как должником, так и кредитором.

Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но как правило, государственные займы в разных формах особенно интенсивно используются для покрытия бюджетного дефицита.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку.

В условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

В сферу государственно-кредитных отношений попадают временно свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов, не предназначенные для текущего потребления.

Рассмотрим правовую базу государственного кредита.

Бюджетный кодекс РФ (ст.89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

В результате заемной деятельности образуется государственный долг - долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, муниципальными образованиями, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.

Общегосударственный долг - более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ,но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства. Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.

Долговые обязательства могут осуществляться в следующих формах (Бюджетный кодекс.ст.98):

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятия федеральных законов;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально- территориальных образований РФ если они не были гарантированы

Правительством РФ.

Российские и зарубежные исследователи (в частности, Д.Л.Головачев, Ч.Бленкарт, Е.Новотни)[3] выделяют три составных элемента государственного долга:

- финансовый долг;

- условный долг;

-административный долг.

Финансовый долг является основой государственного долга и представляет собой денежные обязательства государственного сектора, возникшие в результате одобренного государственными органами займа кредитных средств (в заранее установленной форме) и служащие привлечению средств для финансирования бюджетных расходов.[4]

Условный долг представляет собой совокупность государственных долговых обязательств, которые возникают при предоставлении государственными органами финансовых гарантий.

Административный долг- это просроченные обязательства государства по осуществлению бюджетных расходов. Его основное отличие от финансового и условного долгов заключается в том, что этот долг является следствием неисполнения (или несвоевременного исполнения) государством своих бюджетных обязательств.

Государственный кредит используется в качестве одной из мер стабилизации денежного обращения. Государство выпускает ценные бумаги. Для кредитора при приобретении ценных бумаг правительства, имеются следующие риски: 1) Кредитный риск. Присущ ценным бумагам и связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшаются так, что оно оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства. 2) Рыночный риск происходит из того, что в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг, привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений инвестиций может быть от части утрачено, так что их продажа станет возможной лишь со скидкой иди в известной мере принудительном порядке. 3) Процентный риск – риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены.

Классификация государственных займов.

1. По сроком действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (ст.4 Федерального закона «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»)

2. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, правительствами национально- государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом.

3. По признаку субъектов- держателей ценных бумаг займы могут подразделяется на:

a) реализуемые только среди населения;

б)реализуемые только среди юридических лиц.

в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.

4. По форме выплаты доходов займы могут делиться на процентно-выиграшные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

5. Займы могут делится по методам размещения на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

6. По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

7. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Основным отличием государственного кредита от банковского является отсутствие инвестиционной направленности привлеченных ресурсов, т.е. средства, взятые взаймы государством, не направляются на обеспечение расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются на покрытие всей совокупности государственных расходов. Функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: