РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО В
ТЕМА 5.
Предлагается следующий план лекций и семинарских занятий.
1.Принципы бюджетного устройства зарубежных стран.
2.Понятие, роль государственного и местного (муниципального) бюджета.
3.Бюджетный процесс.
4.Бюджетная классификация.
5.Межбюджетные отношения.
6. Государственный и муниципальный финансовый контроль.
Принципы бюджетного устройства зарубежных стран.
Бюджет- это общее понятие, объединяющее различные финансовые документы, которые отражают планируемые доходы и государственные расходы в течение определенного периода.
Этимологически термин «бюджет» происходит от старофранцуского слова, означающего маленький портфель, с которым британский канцлер Казначейства приходил на сессию Парламента и начинал свой официальный ежегодный финансовый доклад. От него требовали открыть и представить депутатам находящиеся в нем финансовые документы, на основе которых правительство предполагало осуществлять свои политические и экономические программы.
|
|
Бюджет содержит ряд финансовых документов, которые можно условно разделить на две группы:
1. основные документы;
2. дополнительные документы.
К первой группе относятся финансовые законы, имеющие различные названия в каждом государстве (например, закон о государственном бюджете - Швеция, ФР; закон о финансах- Франция). Ко второй группе относятся приложения к закону о финансах, документы, содержащий экономический анализ и специальные исследования бюджетных показателей за предыдущий финансовый год.
Следует отметить, что в некоторых странах, например, в Финляндии и Норвегии, бюджет утверждается не в форме закона, а путем принятия специальной парламентской резолюции. В США бюджет принимается в форме совпадающей резолюции обеих палат и не имеет обязательной юридической силы. Однако на ее основе принимаются два финансовых законопроекта; разрешающий билль, предусматривающий экономические проекты и их финансирование и билль об ассигнованиях, содержащий поручения Казначейству выделить соответствующие денежные средства на финансирование проектов. В большинстве других государств бюджет принимается в форме единого закона о финансах (бюджете).
Годовой закон о финансах устанавливает лишь общие суммы, конкретизация которых осуществляется в ряде дополнительных бюджетных документов. Это - различные приложения к закону и специальные таблицы, которые содержат оценки различных категорий финансовых ресурсов государства (налоговых поступлений, доходов от финансовых операций государства и т.д.) В этих документах закрепляется распределение кредитов министерствами другим государственным учреждениям, отражается анализ финансовых мероприятий государства, в частности, оценка эффективности использования кредитов в предыдущем финансовом году, сведения о создании, изменении и ликвидации должностей в государственном аппарате и т.д.
|
|
В основе формирования и принятия бюджетов зарубежных государств лежат общие подходы и принципы:1)принцип (гласности) публичности бюджета; 2) Принцип единства бюджета; 3)принцип полноты бюджета; 4) принцип реальности бюджета; 5) принцип специализации показателей бюджета.
Понятие, роль государственного бюджета.
Бюджет - необходимый атрибут государства и основа его суверенитета Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных и муниципальных образований и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.
Законодательство сегодня дает такую формулировку понятия бюджета. Согласно Бюджетному кодексу (ст. 6) бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В нем говорится о «фондах денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; учитывается обособление органов местного самоуправления от системы органов государственной власти на основании Конституции РФ 1993 года, в связи с чем местные бюджеты перестали относится к государственным, выделившись в особое звено бюджетной системы.
Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за счет соответствующего бюджета. Сюда относятся органы представительной и исполнительной власти, правоохранительные органы.
Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти, утверждается государственным собранием, имеет силу закона.
Функции бюджета: