double arrow

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» © Сократ

Здоровье достаточно многогранная категория.

Здоровье детей зависит от комплекса биологических факторов и социально-экономических условий, образа жизни и особенно поведенческих привычек. Ребенку в современных условиях, насыщенных различными факторами физической, химической, биологической природы, огромным объемом психо-эмоциональных воздействий, сохранить здоровье непросто. Вследствие этого проблема формирования здорового образа жизни относится к числу глобальных, имеющих важное значение для всего человечества.

По определению Всемирной организации здравоохранения:

ЗДОРОВЬЕ – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. (Устав ВОЗ′ а, 1948г.)

Медицинские критерии оценки здоровья ребенка (подростка).

· Наличие или отсутствие хронических заболеваний;

· Уровень развития основных функциональных систем;

· Степень сопротивляемости организма (частота заболеваний за год);

· Достигнутый уровень физического развития и степень его гармоничности.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ) – система взаимосвязанных между собой видов деятельности и мотивированного поведения, которая соответствует биологическим и социальным потребностям, способствуя благоприятному росту, развитию и формированию здоровья детей и подростков.

Формирование здорового образа жизни должно проводиться постоянно и последовательно, начиная с информации, т.е. приобретения знаний о здоровье и факторах его формирующих.

Факторы риска для здоровья детей и подростков.

Факторами риска являются неблагоприятные условия окружающей среды, а также те, которые превышают уровень адаптационных возможностей растущего организма.

Здоровье детей зависит от следующих факторов:

1. Биологические (пол, возраст, генетическая предрасположенность) – на 15 %;

2. Экологическая среда (качество воздуха, воды, продукты питания и др.) – на 15 %;

3. Образовательная среда (условия, программа, режим обучения, учебные нагрузки) – 30 %;

4. Социальная среда (условия, образ жизни, режим дня, питание, физическое воспитание и др.) – 40 %.

Повлиять на биологические и экологические факторы невозможно, но образовательная и социальная среды составляют львиную долю вклада в формирование здоровья детей и подростков. Образовательная и социальная среды являются модифицируемыми, т.е. их можно корректировать. Для этого нужно изменить существующий образ жизни, условия обучения, характер питания, режим труда и отдыха, физическую активность с целью сохранения и укрепления здоровья детей и подрастающего поколения.

Успеха можно достичь только при условии партнерского взаимодействия, объединив усилия медицинских работников, педагогов, психологов, социальных работников, родителей и самих детей.

2. Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков.

Здоровье детей и подростков -

  • состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.
  • это состояние жизнедеятельности организма, соответствующее их биологическому возрасту, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста.

Факторы - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.

По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее важных и актуальных проблем во всем мире. Важность этой проблемы во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды.

Неблагоприятные факторы, способствующие появлению болезни или сопровождающие ее развитие, получили название факторов риска. Факторы риска — потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера окружающей и производственной среды, по­вышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход. Факто­ры риска создают благоприятный фон для развития болезней. Выделяют 4 фактора риска, это биологические, экологические воздействия и социальные, в числе прочих, неблагоприятные условия образовательного процесса.

К факторам риска биологической природы относятся:

  • возраст матери при рождении ребенка
  • патология беременности и родов
  • действие профессиональных вредностей во время беременности
  • хронические заболевания и вредные привычки родителей
  • темпы биологического развития

«Приоритетное» значение в развитии заболеваний у детей имеет экологический фактор (до 30%). При этом на загрязнение окружающей среды приходится 20 % и на природно-климатические условия - 10 %. Действие экологических факторов на формирование здоровья ребенка реализуется через:

  • качество атмосферного воздуха
  • качество питьевой воды
  • качество пищевых продуктов
  • интенсивность солнечной радиации
  • жесткость климата

Наиболее распространенные социально-гигиенические факторы риска нарушения здоровья детей и подростков:

  • неблагоприятные материально-бытовые условия в семье. Многочисленные исследования по проблемам «семья и болезнь» позволяют

говорить об «уязвимых детях - детях, которые в большей степени, чем другие, подвержены риску заболеть.

  • не полный состав семьи. Заболеваемость детей в неполных семьях достоверно выше, чем в полных, и часто болеющих детей у них больше.
  • напряженный психологический климат в семье. На психику подростка большое влияние оказывает среда, его окружение: друзья, сверстники, родственники, преподаватели. Психика подростка легко ранима, поэтому они часто бывают в плохом настроении и раздражительны. Очень важно в это время всячески подбадривать подростка, уважать его собственное мнение. Травмированная психика в этом возрасте может обернуться серьезными психологическими расстройствами в дальнейшем.
  • неполноценное питание. Необходимо следить, чтобы подросток вместе с пищей получал все нужные для развития питательные элементы. Недостаток витаминов и кальция в организме, наряду с избыточным весом — одна из самых распространенных проблем с подростковым здоровьем
  • вредные привычки
  • недостаточный объем двигательной активности. В исследованиях члена-корреспондента РАМН профессора А.Г. Сухарева выявлена тесная корреляционная зависимость между уровнем двигательной активности детей и развитием у них мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также степенью сопротивляемости организма Ежедневная двигательная активность должна занимать не менее 2 часов, она слагается из проведения гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в группе продленного дня, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.
  • нарушения режима дня (повышенные вне учебные нагрузки, нерегламентированный просмотр телепередач, работа или игры за компьютером, недостаточная продолжительность сна и отдыха). Среди недосыпающих школьников доля здоровых ниже, чем среди соблюдающих это требование режима. Школьники, которые ежедневно проводят на свежем воздухе 1 ч и менее, чаще страдают аномалиями рефракции глаза, ревматизмом и нарушениями обмена веществ.

Большое воздействие на функциональное состояние растущего организма оказывают неблагоприятные факторы образовательной среды, такие как:

  • неудовлетворительная организация учебного процесса и физического воспитания. Согласно требованиям гигиены детей и подростков, учебные нагрузки следует регламентировать соответственно состоянию и изменению умственной работоспособности. Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропометрии, гигиены, физиологии и способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, профилактике нарушений зрения и отклонений опорно-двигательного аппарата.
  • интенсификация обучения. Интенсификация образовательного процесса, элементы авторитарной педагогики в школе приводят к существенному увеличению психоэмоциональных нагрузок, создают условия для формирования нервно-психических нарушений: угнетенности, тревожности, эмоциональной напряженности, боязни неудач, состояния фрустрации с последующим развитием стрессовых состояний.
  • авторитарный стиль преподавания
  • дискомфортные условия образовательного процесса (нарушения воздушно-теплового и светового режимов, не соответствие размеров школьной мебели росту ребенка)

Перечисленные факторы могут действовать независимо друг от друга или в сочетании, усиливая или ослабляя влияние каждого из них.

Выявление детей и подростков, подверженных высокому риску, необходимо для свое временной организации профилактических и оздоровительных мероприятий, повышения функциональных возможностей организма, сохранения и укрепление здоровья

3. Практическая реализация охраны здоровья детей и подростков.


Сейчас читают про: