Наибольший спад был характерен для трех групп регионов

Особенности.

Решающее влияние на ухудшение социально-экономического положения регионов.

Размещения производительных сил Российской Федерации на период до 2000

Иностранных инвестиций в регионы за счет налоговых льгот, льготных кредитов и

т.п.;

· введение ускоренной амортизации для предприятий,

расположенных в регионах со сложными условиями и т.д.

Для осуществления региональной политики, согласованной на всех уровнях,

Программа предусматривала разработку Комплексного прогноза развития и

года.

Программа создавалась в ситуации, когда угроза дезинтеграции России была весьма

реальной, а правовые нормы общероссийского рынка еще отсутствовали. Поэтому

задачей-минимумом ставились:

· сохранение внутреннего рынка, общей денежно-кредитной системы,

единства ключевых инфраструктурных сетей.

· недопущение введения регионами явочным порядком одноканальной

системы налогообложения,

· недопущение полной децентрализации экономического механизма

природопользования,

· содействие снятию ограничений межрегионального движения товаров и

услуг, капиталов и труда,

· недопущение отказа от поставок продукции другим регионам и иных

подобных шагов.

Программа поддержала инициативу «снизу» по созданию региональных и

межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, по разработке и

осуществлению совместных программ по возрождению малых городов. заповедных

зон и т.п.

Программа «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (1995

г.) включала раздел «Региональная экономическая политика»

В программе отмечалось, что общий спад производства, галопирующая инфляция,

кризис неплатежей и др. негативные макроэкономические факторы оказывают

Вместе с тем, кризисные явления имели значительные региональные

· с высокой концентрацией отраслей с сокращающимся спросом (особенно

оборонной промышленности и тяжелого машиностроения),

· не выдержавших конкуренцию внешнего рынка («текстильные» регионы),

· удаленных от основных поставщиков и потребителей (Крайний Север и

Дальний Восток).

Продолжала усиливаться территориальная дезинтеграция.

Из экономического кризиса первыми начали выходить крупные

городские агломерации - центры банковского и торгового капитала, регионы с

развивающейся рыночной инфраструктурой межрегионального значения, регионы,

экспортирующие продукцию с высокой валютной эффективностью.

В Программе региональная экономическая политика характеризуется как

«часть общей региональной политики, создающая экономические основы целостности

Российского государства, всех жизненно важных направлений развития российского

общества»[45].

В Программе были определены долговременные цели региональной экономической

политики центра:

1) повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно

равных условий социального развития во всех регионах России;

2) укрепление экономического единства страны на основе принципов

федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка;

Документ содержал конкретизацию этих стратегических целей региональной

политики, подробный список проблем, выделенных в качестве приоритетных на

ближайшие годы.

Программа содержала положения о необходимости государственного регулирования

регионального развития на основе экономических методов: через

бюджетно-финансовые рычаги, государственное финансирование федеральных программ

регионального развития, размещение федеральных заказов.

Приоритетным направлением региональной политики была выделена

поддержка проблемных регионов, в качестве которых были определены:

- отстающие в

экономическом отношении, имеющие низкий уровень среднедушевых доходов

населения, слабо развитую производственную базу и недостаточный налоговый

потенциал;

- депрессивные

регионы, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но испытывающие

непреодолимый в среднесрочной перспективе спад производства, связанный с

перестройкой структуры национальной экономики;

- кризисные

регионы, в которых проблемы экономического, социально-политического и

экоприродного порядка оказались крайне острыми вследствие чрезвычайных

обстоятельств;

- регионы особого

стратегического значения, к которым отнесены Крайнего Севера, Дальнего

Востока и нового приграничья

[46].

Указывалось, что федеральное содействие развитию проблемных регионов может

осуществляться через финансовую поддержку на основе разработанных

федеральных программ. Большинство проблемных регионов требовало

государственного содействия в кредитовании, привлечении частных инвестиций,

предоставлении налоговых льгот, в переподготовке кадров, техническом

переоснащении производства и в других формах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: