Тема 5. Слухи и сплетни как социально-психологические явления

Тема 4. Психология религии

Тема 3. Механизмы массовой психологии

Тема 2. Массовые психические состояния

Содержание курса

Психология масс

Желаю успеха!

Тема 1. Введение в дисциплину «Психология масс»

Масса. Теории «массы». Теории массового общества. Понятие массового сознания. Содержание, структура массового сознания. Основные характеристики. Проблема формирования и функционирования. Основные виды. Эффективность воздействия на массу. Влияние массы на индивида. Феномен обезличивания.

Массовые психические состояния и проявления. Общие механизмы стихийного поведения. Основные субъекты стихийного поведения.

Психология толпы. Циркулярная реакция и коммуникация. Психология собранной публики. Несобранная публика. Основные формы стихийного поведения. Массовая паника. Массовая агрессия

Заражение как механизм психологии массы. Подражание как следствие заражения. Внушение как следствие заражения.

Внушение как механизм психологии массы. Заражение как следствие внушения. Подражание как следствие внушения.

Подражание как механизм психологии массы.

Корни религии (социальные, психологические). Социально-психологическая характеристика религии. Функции религии: интегрирующая, коммуникативная, компенсаторная, мировоззренческая, регулятивная. Психология веры. Мотивы обращения к религии.

Феномен слухов. Классификация слухов: слух–желание, слух-пугало, агрессивный слух. Достоверность слухов. Искажения в процессе циркуляции слухов. Сглаживание, заострение. Фундаментальные и сопутствующие факторы возникновения слуха. Профилактика слухов. Оперативное устранение слухов.

Сплетни. Функции сплетен: информационно-познавательная, аффилиативно-интеграционная, развлекательно-игровая, проекционно-компенсаторная, функция социального контроля, тактическая. Польза слухов и сплетен.

Тема 1. Введение в дисциплину «Психология масс»

Психология толпы — раздел социальной психологии, изучающий поведение групп людей и отличия поведения групп от поведения отдельных индивидуумов.

Минувший XX век выдался слишком рационалистическим. Наибольших успехов в нем добились западные страны и народы, психологически отличающиеся повышенной рациональностью мышления. Вследствие этого создалось впечатление, что эпоха явлений иррациональных, эмоциональных и не индивидуальных, а массовых, просто ушла далеко в прошлое. Массовым поведением научились управлять, сформировалась «массовая культура», а сами массы были раздроблены на отдельные группы и, далее, на отдельных индивидов. Возведя в культ права свободного индивида, на Западе решили, что навсегда избавились от массового человека, что просто «переболели» психологией масс. Однако для них, но в еще большей степени для нас все оказалось далеко не так просто.

Несмотря ни на что, он все еще жив, этот совершенно нецивилизованный «массовый человек». И даже исчезнув на некоторое время из учебных программ и университетских курсов, он постоянно продолжает проявлять себя — то в забастовках шахтеров, то в действиях перекрывающих автомагистрали жителей тех или иных регионов, протестующих против действий властей, то в акциях гражданского неповиновения. Не нужно далеко ходить за примерами — он продолжает проявлять себя в митингах и пикетах оппозиции, в шествиях националистических организаций, а также в самых массовых спектаклях современности — избирательных кампаниях.

История показывает: массовый человек — наш прямой предок. Вначале было массовое сознание, и только потом из него стало выделяться сознание индивидуальное. Причем этот процесс продолжается до сих пор. Нам так и не удалось похоронить того пещерного предка — он прячется где-то внутри нас, в подсознании, и периодически вылезает наружу. Такие уж мы есть, люди — с одной стороны, очень индивидуальные, а с другой — в значительной степени массовые существа. Таковы и народы — одни более индивидуальные, другие более массовые. Пресловутая «тайна русской души», например, в значительной степени объясняется тем пограничным положением, которое мы занимаем между индивидуалистичным Западом и предельно массовым Востоком.

В рамках данного курса мы рассмотрим так же другие темы, где речь пойдет о психологии религии и моды, слухов и сплетен, средств массовой информации, рекламы и так называемых «связей с общественностью», политических партий и массовых общественных движений. Оказывается, что за всеми этими вроде бы достаточно разными вещами скрываются одни и те же механизмы массовой психологии. Во всех случаях мы имеем дело с массовым поведением, и всегда есть какой-то источник заражения, образец для подражания — служитель религиозного культа, распространитель сплетен и слухов, телевизор или иное средство массовой информации, наконец, политический лидер. И все они, психологически, исполняют одну функцию, — разумеется, каждый по-своему. Однако во всех этих случаях мы имеем дело с кем-то или чем-то, внушающим

нам, что и как надо делать, провозглашающим истинные ценности, демонстрирующим образцы достойного поведения. Используя суггестивные механизмы, эти некто или нечто незаметно принуждают нас подражать тому, что они говорят или делают. И мы поголовно одеваемся в джинсы, мини- или макси-юбки, пересказываем друг другу одни и те же анекдоты, голосуем за одни и те же политические партии, за одних и тех же политиков. Самое удивительное заключается в том, что нас никто не заставляет делать это. Что называется, «добровольно и с песней» мы каждый раз отдаемся тому самому массовому человеку, который во всех этих явлениях постоянно просыпается внутри нас.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: