Государственноподобные образования относятся к субъектам с ограниченной международной правосубъектностью (дееспособностью).
К ним относятся отношения вассалитета, колониальные территории, территории доминионов и протекторатов, сохраняющие свою политическую и правовую значимость территории кондоминиумов, несамоуправляющие территории, подмандатные и подопечные территории, а также территории с неопределившимся статусом (sub judice) и «ничейная земля» (terra nullis). Bce эти отношения и территориальные образования характеризовались либо отсутствием либо существенным ограничением суверенитета и, следовательно, международной правосубъектности.
Основной особенностью государственноподобных образований (квазигосударств) является то, что они не тождественны государствам (хотя и имеют почти все признаки такого образования, являясь как бы мини-государствами), не обладают государственным суверенитетом, но выступают в качестве самостоятельных, хотя и в ограниченной степени, участников международно-правовых отношений.
|
|
Такой специальный международно-правовой статус государственноподобных субъектов устанавливается в соответствии с межгосударственными договорами. Их международная правосубъектность определяется тем, что они способны самостоятельно и независимо от государств и других субъектов международного права осуществлять установленные права и обязанности.
К числу квазигосударств ранее относились «вольные города». Западный Берлин; в настоящее время — Ватикан, Андорра, Монако, Сан-Марино, находящиеся под протекторатом сопредельных государств и Мальтийский орден.
Вольные города создавались как один из способов замораживания территориальных притязаний, смягчения в межгосударственных отношениях напряженности, возникающей по поводу принадлежности какой-либо территории.
Вольный город создается на основе международного договора или решения международной организации и представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Он имеет свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Его вооруженные силы носят чисто оборонительный характер либо являются не вооруженными силами в традиционном понимании, а скорее силами по охране границ и поддержанию правопорядка. Создатели вольного города обычно предусматривают способы контроля за соблюдением его статуса, например назначают с этой целью своих представителей или представителя. На международной арене интересы вольных городов представляют либо заинтересованные государства, либо международная организация. Статус Вольного города Данцига, существовавшего в период между двумя мировыми войнами, был гарантирован Лигой Наций, а во внешних сношениях интересы города представляла Польша. Свободная территория Триест, созданная на основе мирного договора с Италией 1947 года и разделенная между Италией и Югославией Соглашением 1954 года, находилась под защитой Совета Безопасности ООН.
|
|
Нормы соответствующих международных договоров и дипломатическая история свидетельствуют о следующих характерных чертах их международной правосубъектности:
— вольные города являлись производными субъектами международного права, поскольку их статус определялся группой государств и фиксировался в заключенном этими государствами договоре;
— реализация международных прав и обязанностей была опосредована участием в этой деятельности государств-«учредителей» или международной организации (Краков находился «под покровительством» трех государств — России, Австрии и Пруссии; Данциг был поставлен «под защиту» Лиги Наций, а его дипломатическое представительство осуществлялось Польшей; статус Триеста должен был обеспечиваться Советом Безопасности ООН);
— демилитаризация и нейтрализация вольного города рассматривались как неотъемлемый признак его международно-правового статуса, в связи с чем воспрещалось возведение военных сооружений, создание военных баз, размещение иностранных воинских частей, вовлечение вольного города в военные союзы.
Особым статусом пользовался Западный Берлин, который согласно четырехстороннему соглашению 1971 года между СССР, США, Великобританией и Францией становился специфическим субъектом международного права. В соответствии с этим соглашением западные секторы Берлина (располагались на территории бывшей ГДР) были объединены в особое и самостоятельное политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой, судом, полицией и т.д.). В соглашении подтверждалось, что западные секторы Берлина по-прежнему не являются составной частью ФРГ и не будут управляться ею впредь. Органам власти Западного Берлина была передана часть полномочий, например право на нормотворческую деятельность. Ряд правомочий осуществлялось властями держав-победительниц.
Соглашение 1971 года было дополнено рядом соглашений между ГДР, сенатом Западного Берлина и ФРГ по различным вопросам. Так, такими соглашениями был урегулирован порядок внешних сношений этого образования (прежде всего с ГДР и ФРГ), процедура представительства его интересов в международных сношениях. Интересы населения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались консульскими должностными лицами ФРГ. После объединения Германии действие четырехстороннего соглашения было прекращено и в июне 1991 года Берлин был объявлен столицей единого немецкого государства.
Ватикан — город-государство, который является международным и идеологическим центром римско-католической церкви. Ватикан в силу сложившегося обычая обладает специфической международно-правовой субъектностью. При этом государства и международные организации нередко подчеркивают, что речь идет о правосубъектности Святого престола, а не католической церкви. Под таким наименованием он участвует и в многочисленных конвенциях. Исторически нынешний Ватикан стал наследником Папской области, существовавшей с 756 года, когда франкский король Пипин Короткий подарил папе Стефану II Рим и несколько провинций центральной Италии. В 1870 году, в ходе завершения объединения Италии, папское государство прекратило свое самостоятельное существование наряду с другими государствами Аппенинского полуострова.
|
|
Ватикан расположен в пределах западной части столицы Италии — Рима, на холме Монте-Ватикано и имеет площадь 0,44 кв. км. В самом Риме Ватикану принадлежат три собора (Санта-Мария Маджоре, Сан-Джовани ин Латерно и Сан-Паоло), ряд дворцов и вилл общей площадью в 0,7 км. км. В Ватикане находится резиденция главы католической, церкви — Папы Римского. Постоянное население Ватикана составляет около 1 тысячи человек, большинство из которых является служащими ватиканских учреждений.
Ватикан — абсолютная теократическая монархия. Глава государства — Папа Римский, которому принадлежит законодательная и судебная власть. Исполнительная власть принадлежит правительству — Римской курии, в которую входят Государственный секретариат» 9 конгрегации (духовные ведомства), 3 трибунала, 12 папских комиссий и другие ведомства. Функции премьер-министра исполняет Государственный секретарь. Административное управление территорией осуществляет губернатор, назначаемый папой.
Ватикан — выборная монархия. Папа избирается пожизненно коллегией (конклавом) кардиналов католической церкви из их числа.
Правовое положение Ватикана определено Латеранскими соглашениями, подписанными между Италией и Святым престолом (так до сих пор именуется в международных договорах Ватикан) 11 февраля 1929 года. Этот договор положил конец многолетним трениям между Италией и Ватиканом и был заключен по инициативе главы фашистского правительства Б. Муссолини, который после прихода к власти нуждался в политической поддержке такой мощной силы, как католическая церковь. От имени Ватикана договор был подписал папским представителем Гаспари.
В преамбуле Латеранского договора международно-правовой статус государства «Город Ватикан» определен следующим образом: для обеспечения абсолютной и явной независимости Святейшему престолу, гарантирующей бесспорный суверенитет на международной арене, выявилась необходимость создания «государства» Ватикан, признавая по отношению к Святейшему престолу его полную собственность, исключительную и абсолютную власть и суверенную юрисдикцию. В ответ на признание Италией его суверенитета Ватикан заявлял, что не желает и не будет принимать участия в «светском соперничестве между другими государствами... за исключением случая, когда стороны обратятся с совместным призывом за миротворческой миссией Святейшего престола».
|
|
В соответствии с этими документами Ватикан пользуется определенными суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство (гражданами /подданными/ Ватикана являются около 700 человек), квазивооруженные силы (роту швейцарских гвардейцев) и т.д.
В 1984 году Латеранские соглашения были пересмотрены в сторону снижения формального вмешательства церкви в политические и гражданские дела Италии (так, согласно новшествам, католицизм уже не признается единственной религией Итальянского государства, итальянским гражданам разрешено расторжение брака и т.д.).
Роль Ватикана в международной политике, его влияние в мире базируется на огромном количестве верующих-католиков, которых насчитывается более 800 млн. человек (в т.ч. 280 млн. — в Европе, 390 — в Америке, 60 — в Африке, 65 — в Азии и около 5 млн. в Австралии и Океании). Проводником его политики является католическое духовенство (1,7 млн. человек священнослужителей, 0,4 млн. человек священников), около 2 тыс. монашеских орденов, наиболее крупными из которых являются ордена иезуитов (26 тыс.), францисканцев (40 тыс.), салезианцев, капуцинов, бенедиктинцев, доминиканцев.
Ватикан активно участвует в международных отношениях, учреждает в других государствах достоянные представительства (представительство Ватикана есть и в Украине), возглавляемые папскими послами (нунциями или интернунциями), активно участвует в деятельности международных организаций, являясь членом ряда из них (МАГАТЭ, МСЭ, Всемирный почтовый союз и др.), или выступает при них в.качестве постоянного наблюдателя (ООН, ЮНЕСКО, ФАО).
Согласно Апостолической конституции «Пастор Бонус», вступившей в силу 1 марта 1989 года, право представлять государство Ватикан на международной арене принадлежит главе католической церкви — папе. Он же вправе заключать международные договоры Ватикана как глава католической церкви по делам церкви (конкордаты — Итальянский конкордат /Латеранские соглашения/. Польский конкордат и др.), так и светские договоры от имени государства Ватикан. Так, например, Ватикан участвовал в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившем в 1975 году в Хельсинки, и подписал Заключительный акт (многосторонний международный договор), принятый по его итогам.
Андорра — это государство, относящее себя к наиболее ранним европейским демократиям, которое расположено на юго-западе Европы между Францией и Испанией. Первые летописные упоминания об Андорре относятся к 805 году.
В Конституции Андорры, принятой 28 апреля 1993 года, зафиксировано официальное название государства — Принципат (Княжество) Андорра. Такая форма правления имеет свою давнюю историю. В 1278 году после примирения испанского епископа Урхельского (Испания) и французского графа де Фуа (Франция), над ней был установлен двойной суверенитет Испании и Франции. В настоящее время от имени Испании правление Андорры осуществляет епископ города Сеоде Урхеля, а от имени Франции — президент этой страны, который автоматически становится, князем Андорры (к нему это право перешло «по наследству» от короля Наварры, который впоследствии стал королем Франции Генрихом IV). Исполняя функции главы государства, соправители обладают равными полномочиями. Согласно статье 44 Конституции они связаны с «осуществлением арбитража между публичной властью и ее институтами и сдерживанием их деятельности». До 1993 года, находясь под двойным протекторатом, Андорра платила символическую денежную дань Франции в размере 960 франков и епискому Урхельскому — 460 песет, а также последнему дань в натуре — 12 головок сыра, 12 каплунов, 12 куропаток, 6 окороков. До последнего времени существовали должности французского и испанского викариев — представителей президента Франции и епископа Урхельского.
Первая конституция Андорры была принята в 1866 году, на ее основе в 1933 году было введено всеобщее избирательное право для мужчин, а в 1970 году — для женщин. По конституции 1993 года, принятой на референдуме, Андорра является суверенным парламентским княжеством, а фактически республикой, так как в стране имеется законодательный орган — однопалатный Генеральный Совет (старейший после Исландии парламент в Европе, действующий с 1419 года), который избирается всеобщим прямым голосованием на 4 года и состоит из 28 членов (половина членов проходит ротацию каждые 2 года). Важнейшими парламентскими функциями является принятие бюджета и контроль за деятельностью правительства. Генеральный Совет осуществляет также утверждение (ратификацию) международных договоров Андорры. Исполнительный совет (правительство) Андорры действует в составе 5 министров и включает министра внешних связей. Вооруженные силы в этом государстве отсутствуют, но существуют небольшие полицейские формирования, обеспечивающие охрану общественного порядка.
И хотя Андорра, приобретшая в 1993 году полный суверенитет, является членом ООН, в соответствии с подписанными Францией и Испанией договорами, именно главы дипломатических миссий этих двух государств (государств-протекторов), представляют интересы Андорры при ООН и в других странах.
Княжество Монако — государство, расположенное в южной Европе, на побережье Средиземного моря, окружено с суши территорией Франции и фактически находится под протекторатом этого государства. Само княжество, территория которого всего 1,89 кв. км, состоит из трех слившихся округов»городов: Монако, Монте-Карло и Кондамина. Столица княжества — город Монако, в котором проживает 3 тыс. человек (около 10 % населения страны), население всей страны, составляет около 30 тыс. человек, из которых около 6 тыс. коренные жители страны — монегаски. Несмотря на то что официальным языком Монако является французский язык, здесь распространены также монегасский, итальянский, английский языки.
В исторической ретроспективе Монако находилось под фактическим и юридическим протекторатом многих государств, прежде всего Франции. В 1861 году был заключен франко-монегасский договор, по которому признавалась политическая независимость Монако. На его основе в 1911 году актом главы государства — князя Монако — была октрарирована (дарована) первая конституция Монако — так называемый конституционный ордонанс. Однако во франко-монегасском договоре от 17 июля 1918 года, вновь были закреплены отношения протектората. Согласно договору, Франция «обеспечивает княжеству Монако защиту его независимости и суверенитета, гарантирует неприкосновенность его территории», а его международные отношения всегда должны быть «предметом предварительного согласования» между двумя правительствами. Мало того, согласно этому договору, 2 места из 4 в Правительственном совете Монако (правительство) занимают представители Франции, включая пост Государственного министра. Монако является конституционной монархией. Главой государства является представитель княжеской династии Гримальди, который осуществляет законодательную власть совместно с Национальным советом (парламентом), состоящим из 18 депутатов, избираемых на 5 лет путем всеобщего, прямого и тайного голосования. М9нако сохраняет свою государственность до тех пор, пока у князя имеются наследники. В том случае, если же окажется, что престол не занят «по причине отсутствия прямого или усыновленного наследника», Монако будет поглощено Францией — войдет в ее состав на правах территориальной автономии.
Согласно конституции 1962 года Монако является «суверенным и независимым государством в рамках общих принципов международного права и конвенций с Францией». Таким образом, международная правосубъектность этой страны реализуется Францией.
Сан-Марино — государство, расположенное в северовосточной части Аппенинского полуострова, в окружении территории Италии, имеющее территорию 61 кв. км. Население страны составляет свыше 25 тысяч человек, причем большинство из санмаринцев постоянно проживает за ее пределами, главным образом в Италии, Франции и США.
Сан-Марино — одна из старейших республик в Европе, основанная в 301 году, хотя первое упоминание о «республике Сан-Марино» появляется только в документах Х века. Функции главы государства и правительства (Государственный конгресс) выполняют 2 равноправных капитана-регента, избираемых Большим генеральным советом (парламентом) из числа своих членов (60 депутатов) на 6 месяцев: с 1 апреля по 30 сентября и с 1 октября по 31 марта ежегодно. В Государственный конгресс входят 10 министров, которые одновременно являются депутатами парламента.
Действующая конституция республики принята в 1600 году (с изменениями в 1906 году). С 1862 года Сан-Марино находится под протекторатом Италии (последний договор был заключен в 1953 году). Согласно договору суверенитет республики носит ограниченный характер: она не имеет права собирать таможенные сборы, выпускать полноценные денежные знаки (имеет хождение итальянская лира, с 1972 года республика чеканит в нумизматических целях собственную монету), выращивать табак, производить табачные изделия и винный спирт, организовывать на своей территории радио-телестанции, игорные дома. За отказ от этих прав Сан-Марино получает от Италии ежегодную компенсацию в размере 9 млрд. лир. Сан-Марино состоит в таможенном и почтовом союзе с Италией, экономика страны теснейшим образом связана с экономикой соседнего государства.
При проведении внешней политики Сан-Марино придерживается принципов нейтралитета и неприсоединения (не участвует в военных и экономических группировках). Страна участвует в ряде международных договоров, является постоянным участником процесса европейского сотрудничества в рамках СБСЕ-ОБСЕ, членом Совета Европы с 1988 года. В мае 1992 года Сан-Марино вступило в ООН.
Мальтийский орден был признан в 1889 году суверенным образованием. Его возникновению предшествовало создание в XII веке в Палестине духовно-рыцарского ордена иоаннитов (госпитальеров). Первоначальной резиденцией ордена являлся иерусалимский госпиталь (дом для паломников) святого Иоанна. В конце XIII века иоанниты ушли с Востока и перебрались на остров Мальта, где с 1530 по 1798 годы функционировал созданный ими Мальтийский орден. С 1834 года после упадка рыцарского острова-государства местопребыванием ордена является Рим.
Официальной целью ордена является благотворительность, он поддерживает дипломатические отношения со многими государствами. Но ни своей территории, за исключением старинного особняка на одной из улиц Рима, ни своего населения он не имеет. Поэтому суверенитет и международная правосубъектность Мальтийского ордена является правовой фикцией.