Ограничение международной правосубъектности и международная правосубъектность государственноподобных образований

Государственноподобные образования относятся к субъектам с ограниченной междуна­родной правосубъектностью (дееспособностью).

К ним относятся отношения вассалитета, колониальные терри­тории, территории доминионов и протекторатов, сохра­няющие свою политическую и правовую значимость тер­ритории кондоминиумов, несамоуправляющие террито­рии, подмандатные и подопечные территории, а также территории с неопределившимся статусом (sub judice) и «ничейная земля» (terra nullis). Bce эти отношения и территориальные образования характеризовались либо отсутствием либо существенным ограничением сувере­нитета и, следовательно, международной правосубъект­ности.

Основной особенностью государственноподобных образований (квазигосударств) является то, что они не тождественны государствам (хотя и имеют почти все признаки такого образования, являясь как бы мини-государствами), не обладают государственным суверенитетом, но выступают в качестве самостоятель­ных, хотя и в ограниченной степени, участников меж­дународно-правовых отношений.

Такой специальный международно-правовой статус государственноподобных субъектов устанавливается в соответствии с межгосударственными договорами. Их международная правосубъектность определяется тем, что они способны самостоятельно и независимо от государств и других субъектов международного права осуществ­лять установленные права и обязанности.

К числу квазигосударств ранее относились «вольные города». Западный Берлин; в настоящее время — Вати­кан, Андорра, Монако, Сан-Марино, находящиеся под про­текторатом сопредельных государств и Мальтийский орден.

Вольные города создавались как один из способов замораживания территориальных притязаний, смягчения в межго­сударственных отношениях напряженности, возникающей по по­воду принадлежности какой-либо территории.

Вольный город создается на основе международного договора или решения международной организации и представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Он имеет свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Его вооруженные силы но­сят чисто оборонительный характер либо являются не вооруженны­ми силами в традиционном понимании, а скорее силами по охране границ и поддержанию правопорядка. Создатели вольного города обычно предусматривают способы контроля за соблюдением его статуса, например назначают с этой целью своих представителей или представителя. На международной арене интересы вольных го­родов представляют либо заинтересованные государства, либо международная организация. Статус Вольного города Данцига, существовавшего в период между двумя мировыми войнами, был гарантирован Лигой Наций, а во внешних сношениях интересы го­рода представляла Польша. Свободная территория Триест, создан­ная на основе мирного договора с Италией 1947 года и разделенная между Италией и Югославией Соглашением 1954 года, находилась под защитой Совета Безопасности ООН.

Нормы соответствующих международных договоров и дипломатическая история свидетельствуют о следую­щих характерных чертах их международной правосубъектности:

— вольные города являлись производными субъек­тами международного права, поскольку их статус опре­делялся группой государств и фиксировался в заклю­ченном этими государствами договоре;

— реализация международных прав и обязанностей была опосредована участием в этой деятельности госу­дарств-«учредителей» или международной организации (Краков находился «под покровительством» трех госу­дарств — России, Австрии и Пруссии; Данциг был по­ставлен «под защиту» Лиги Наций, а его дипломатиче­ское представительство осуществлялось Польшей; ста­тус Триеста должен был обеспечиваться Советом Безопасности ООН);

— демилитаризация и нейтрализация вольного го­рода рассматривались как неотъемлемый признак его международно-правового статуса, в связи с чем воспре­щалось возведение военных сооружений, создание во­енных баз, размещение иностранных воинских частей, вовлечение вольного города в военные союзы.

Особым статусом пользовался Западный Берлин, ко­торый согласно четырехстороннему соглашению 1971 года между СССР, США, Великобританией и Францией становился специфическим субъектом международно­го права. В соответствии с этим соглашением запад­ные секторы Берлина (располагались на территории быв­шей ГДР) были объединены в особое и самостоятельное политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой, судом, полицией и т.д.). В со­глашении подтверждалось, что западные секторы Бер­лина по-прежнему не являются составной частью ФРГ и не будут управляться ею впредь. Органам власти За­падного Берлина была передана часть полномочий, на­пример право на нормотворческую деятельность. Ряд правомочий осуществлялось властями держав-победи­тельниц.

Соглашение 1971 года было дополнено рядом согла­шений между ГДР, сенатом Западного Берлина и ФРГ по различным вопросам. Так, такими соглашениями был урегулирован порядок внешних сношений этого образо­вания (прежде всего с ГДР и ФРГ), процедура представи­тельства его интересов в международных сношениях. Ин­тересы населения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались консульски­ми должностными лицами ФРГ. После объединения Гер­мании действие четырехстороннего соглашения было пре­кращено и в июне 1991 года Берлин был объявлен сто­лицей единого немецкого государства.

Ватикан — город-государство, который является ме­ждународным и идеологическим центром римско-ка­толической церкви. Ватикан в силу сложившегося обычая обладает специфической международно-правовой субъектностью. При этом государст­ва и международные организации нередко подчеркивают, что речь идет о правосубъектности Святого престола, а не като­лической церкви. Под таким наименованием он участвует и в многочисленных конвенциях. Исторически нынешний Ватикан стал наследником Папской области, существовавшей с 756 года, когда франкский король Пипин Короткий по­дарил папе Стефану II Рим и несколько провинций центральной Италии. В 1870 году, в ходе завершения объе­динения Италии, папское государство прекратило свое самостоятельное существование наряду с другими госу­дарствами Аппенинского полуострова.

Ватикан расположен в пределах западной части сто­лицы Италии — Рима, на холме Монте-Ватикано и име­ет площадь 0,44 кв. км. В самом Риме Ватикану при­надлежат три собора (Санта-Мария Маджоре, Сан-Джовани ин Латерно и Сан-Паоло), ряд дворцов и вилл общей площадью в 0,7 км. км. В Ватикане находится рези­денция главы католической, церкви — Папы Римского. Постоянное население Ватикана составляет около 1 ты­сячи человек, большинство из которых является слу­жащими ватиканских учреждений.

Ватикан — абсолютная теократическая монархия. Глава государства — Папа Римский, которому принад­лежит законодательная и судебная власть. Исполнитель­ная власть принадлежит правительству — Римской ку­рии, в которую входят Государственный секретариат» 9 конгрегации (духовные ведомства), 3 трибунала, 12 пап­ских комиссий и другие ведомства. Функции премьер-министра исполняет Государственный секретарь. Ад­министративное управление территорией осуществля­ет губернатор, назначаемый папой.

Ватикан — выборная монархия. Папа избирается по­жизненно коллегией (конклавом) кардиналов католи­ческой церкви из их числа.

Правовое положение Ватикана определено Латеранскими соглашениями, подписанными между Италией и Святым престолом (так до сих пор именуется в меж­дународных договорах Ватикан) 11 февраля 1929 года. Этот договор положил конец многолетним трениям ме­жду Италией и Ватиканом и был заключен по инициа­тиве главы фашистского правительства Б. Муссолини, который после прихода к власти нуждался в политиче­ской поддержке такой мощной силы, как католическая церковь. От имени Ватикана договор был подписал пап­ским представителем Гаспари.

В преамбуле Латеранского договора международно-правовой статус государства «Город Ватикан» опреде­лен следующим образом: для обеспечения абсолютной и явной независимости Святейшему престолу, гаранти­рующей бесспорный суверенитет на международной арене, выявилась необходимость создания «государства» Ва­тикан, признавая по отношению к Святейшему престо­лу его полную собственность, исключительную и абсолютную власть и суверенную юрисдикцию. В ответ на признание Италией его суверенитета Ватикан заяв­лял, что не желает и не будет принимать участия в «свет­ском соперничестве между другими государствами... за исключением случая, когда стороны обратятся с совме­стным призывом за миротворческой миссией Святей­шего престола».

В соответствии с этими документами Ватикан поль­зуется определенными суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство (гра­жданами /подданными/ Ватикана являются около 700 человек), квазивооруженные силы (роту швейцарских гвардейцев) и т.д.

В 1984 году Латеранские соглашения были пере­смотрены в сторону снижения формального вмешатель­ства церкви в политические и гражданские дела Ита­лии (так, согласно новшествам, католицизм уже не при­знается единственной религией Итальянского государ­ства, итальянским гражданам разрешено расторжение брака и т.д.).

Роль Ватикана в международной политике, его влия­ние в мире базируется на огромном количестве верую­щих-католиков, которых насчитывается более 800 млн. человек (в т.ч. 280 млн. — в Европе, 390 — в Америке, 60 — в Африке, 65 — в Азии и около 5 млн. в Австра­лии и Океании). Проводником его политики является католическое духовенство (1,7 млн. человек священ­нослужителей, 0,4 млн. человек священников), около 2 тыс. монашеских орденов, наиболее крупными из ко­торых являются ордена иезуитов (26 тыс.), францисканцев (40 тыс.), салезианцев, капуцинов, бенедиктинцев, до­миниканцев.

Ватикан активно участвует в международных отно­шениях, учреждает в других государствах достоянные представительства (представительство Ватикана есть и в Украине), возглавляемые папскими послами (нунция­ми или интернунциями), активно участвует в деятель­ности международных организаций, являясь членом ря­да из них (МАГАТЭ, МСЭ, Всемирный почтовый союз и др.), или выступает при них в.качестве постоянного на­блюдателя (ООН, ЮНЕСКО, ФАО).

Согласно Апостолической конституции «Пастор Бо­нус», вступившей в силу 1 марта 1989 года, право пред­ставлять государство Ватикан на международной арене принадлежит главе католической церкви — папе. Он же вправе заключать международные договоры Вати­кана как глава католической церкви по делам церкви (конкордаты — Итальянский конкордат /Латеранские соглашения/. Польский конкордат и др.), так и свет­ские договоры от имени государства Ватикан. Так, на­пример, Ватикан участвовал в Совещании по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе, проходившем в 1975 году в Хельсинки, и подписал Заключительный акт (мно­госторонний международный договор), принятый по его итогам.

Андорра — это государство, относящее себя к наибо­лее ранним европейским демократиям, которое распо­ложено на юго-западе Европы между Францией и Ис­панией. Первые летописные упоминания об Андорре относятся к 805 году.

В Конституции Андорры, принятой 28 апреля 1993 года, зафиксировано официальное название государст­ва — Принципат (Княжество) Андорра. Такая форма правления имеет свою давнюю историю. В 1278 году после примирения испанского епископа Урхельского (Испания) и французского графа де Фуа (Франция), над ней был установлен двойной суверенитет Испании и Франции. В настоящее время от имени Испании прав­ление Андорры осуществляет епископ города Сеоде Урхеля, а от имени Франции — президент этой страны, который автоматически становится, князем Андорры (к нему это право перешло «по наследству» от короля Наварры, который впоследствии стал королем Фран­ции Генрихом IV). Исполняя функции главы государ­ства, соправители обладают равными полномочиями. Со­гласно статье 44 Конституции они связаны с «осущест­влением арбитража между публичной властью и ее институтами и сдерживанием их деятельности». До 1993 года, находясь под двойным протекторатом, Ан­дорра платила символическую денежную дань Франции в размере 960 франков и епискому Урхельскому — 460 песет, а также последнему дань в натуре — 12 головок сыра, 12 каплунов, 12 куропаток, 6 окороков. До послед­него времени существовали должности французского и испанского викариев — представителей президента Франции и епископа Урхельского.

Первая конституция Андорры была принята в 1866 году, на ее основе в 1933 году было введено всеобщее избирательное право для мужчин, а в 1970 году — для женщин. По конституции 1993 года, принятой на рефе­рендуме, Андорра является суверенным парламентским княжеством, а фактически республикой, так как в стра­не имеется законодательный орган — однопалатный Ге­неральный Совет (старейший после Исландии парламент в Европе, действующий с 1419 года), который избирает­ся всеобщим прямым голосованием на 4 года и состо­ит из 28 членов (половина членов проходит ротацию каждые 2 года). Важнейшими парламентскими функ­циями является принятие бюджета и контроль за дея­тельностью правительства. Генеральный Совет осуще­ствляет также утверждение (ратификацию) междуна­родных договоров Андорры. Исполнительный совет (правительство) Андорры действует в составе 5 мини­стров и включает министра внешних связей. Вооружен­ные силы в этом государстве отсутствуют, но существуют небольшие полицейские формирования, обеспечиваю­щие охрану общественного порядка.

И хотя Андорра, приобретшая в 1993 году полный суверенитет, является членом ООН, в соответствии с под­писанными Францией и Испанией договорами, именно главы дипломатических миссий этих двух государств (государств-протекторов), представляют интересы Андор­ры при ООН и в других странах.

Княжество Монако — государство, расположенное в южной Европе, на побережье Средиземного моря, окру­жено с суши территорией Франции и фактически нахо­дится под протекторатом этого государства. Само кня­жество, территория которого всего 1,89 кв. км, состоит из трех слившихся округов»городов: Монако, Монте-Кар­ло и Кондамина. Столица княжества — город Монако, в котором проживает 3 тыс. человек (около 10 % населе­ния страны), население всей страны, составляет около 30 тыс. человек, из которых около 6 тыс. коренные жи­тели страны — монегаски. Несмотря на то что офици­альным языком Монако является французский язык, здесь распространены также монегасский, итальянский, английский языки.

В исторической ретроспективе Монако находилось под фактическим и юридическим протекторатом мно­гих государств, прежде всего Франции. В 1861 году был заключен франко-монегасский договор, по которому при­знавалась политическая независимость Монако. На его основе в 1911 году актом главы государства — князя Монако — была октрарирована (дарована) первая кон­ституция Монако — так называемый конституционный ордонанс. Однако во франко-монегасском договоре от 17 июля 1918 года, вновь были закреплены отношения протектората. Согласно договору, Франция «обеспечи­вает княжеству Монако защиту его независимости и суверенитета, гарантирует неприкосновенность его тер­ритории», а его международные отношения всегда долж­ны быть «предметом предварительного согласования» между двумя правительствами. Мало того, согласно это­му договору, 2 места из 4 в Правительственном совете Монако (правительство) занимают представители Фран­ции, включая пост Государственного министра. Монако является конституционной монархией. Гла­вой государства является представитель княжеской ди­настии Гримальди, который осуществляет законодатель­ную власть совместно с Национальным советом (пар­ламентом), состоящим из 18 депутатов, избираемых на 5 лет путем всеобщего, прямого и тайного голосования. М9нако сохраняет свою государственность до тех пор, пока у князя имеются наследники. В том случае, если же окажется, что престол не занят «по причине отсут­ствия прямого или усыновленного наследника», Мона­ко будет поглощено Францией — войдет в ее состав на правах территориальной автономии.

Согласно конституции 1962 года Монако является «суверенным и независимым государством в рамках общих принципов международного права и конвенций с Францией». Таким образом, международная правосубъектность этой страны реализуется Францией.

Сан-Марино — государство, расположенное в северо­восточной части Аппенинского полуострова, в окруже­нии территории Италии, имеющее территорию 61 кв. км. Население страны составляет свыше 25 тысяч человек, причем большинство из санмаринцев постоянно про­живает за ее пределами, главным образом в Италии, Франции и США.

Сан-Марино — одна из старейших республик в Ев­ропе, основанная в 301 году, хотя первое упоминание о «республике Сан-Марино» появляется только в доку­ментах Х века. Функции главы государства и прави­тельства (Государственный конгресс) выполняют 2 рав­ноправных капитана-регента, избираемых Большим ге­неральным советом (парламентом) из числа своих членов (60 депутатов) на 6 месяцев: с 1 апреля по 30 сентября и с 1 октября по 31 марта ежегодно. В Государственный конгресс входят 10 министров, которые одновременно являются депутатами парламента.

Действующая конституция республики принята в 1600 году (с изменениями в 1906 году). С 1862 года Сан-Марино находится под протекторатом Италии (по­следний договор был заключен в 1953 году). Согласно договору суверенитет республики носит ограниченный характер: она не имеет права собирать таможенные сбо­ры, выпускать полноценные денежные знаки (имеет хождение итальянская лира, с 1972 года республика чека­нит в нумизматических целях собственную монету), вы­ращивать табак, производить табачные изделия и винный спирт, организовывать на своей территории ра­дио-телестанции, игорные дома. За отказ от этих прав Сан-Марино получает от Италии ежегодную компенса­цию в размере 9 млрд. лир. Сан-Марино состоит в та­моженном и почтовом союзе с Италией, экономика стра­ны теснейшим образом связана с экономикой соседне­го государства.

При проведении внешней политики Сан-Марино при­держивается принципов нейтралитета и неприсоедине­ния (не участвует в военных и экономических группи­ровках). Страна участвует в ряде международных дого­воров, является постоянным участником процесса европейского сотрудничества в рамках СБСЕ-ОБСЕ, чле­ном Совета Европы с 1988 года. В мае 1992 года Сан-Марино вступило в ООН.

Мальтийский орден был признан в 1889 году суве­ренным образованием. Его возникновению предшест­вовало создание в XII веке в Палестине духовно-рыцар­ского ордена иоаннитов (госпитальеров). Первоначаль­ной резиденцией ордена являлся иерусалимский госпиталь (дом для паломников) святого Иоанна. В кон­це XIII века иоанниты ушли с Востока и перебрались на остров Мальта, где с 1530 по 1798 годы функциони­ровал созданный ими Мальтийский орден. С 1834 года после упадка рыцарского острова-государства местопре­быванием ордена является Рим.

Официальной целью ордена является благотворитель­ность, он поддерживает дипломатические отношения со многими государствами. Но ни своей территории, за ис­ключением старинного особняка на одной из улиц Ри­ма, ни своего населения он не имеет. Поэтому суверени­тет и международная правосубъектность Мальтийско­го ордена является правовой фикцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: