В качестве субъектов международного права могут выступать государства, различные по своему устройству – унитарные и федеративные.
Унитарные государства участвуют в международных отношениях как единный субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей не возникает.
Связи в области культуры, экономики между городами, административно-территориальными подразделениями разных государств носят название трансграничного сотрудничества. Эти связи и соглашения заключаются и осуществляются в соответствии с национальным правом участников. Главную роль в их регулировании играет государственное и административное право.
В составе государств встречаются автономии, возможности которых в международной сфере несколько шире, чем у иных территориальных подразделений. В состав Нидерландов, например, входят в качестве автономного образования нидерландские Антильские острова, в частности о-в Аруба. Учитывая их связи со странами Западного полушария, им предоставлено право самим решать соответствующие вопросы, но в пределах полномочий автономии. Международно-правовым инструментом регулирования этих связей являются договоры Нидерландов, например голландско-американское соглашение о воздушном сообщении между о-вом Аруба и США 1986 г. Для принятия таких соглашений установлена особая процедура. В ней участвуют правительство и парламент Нидерландов, а также парламент автономии.
|
|
Сложные государства представляют собой объединение нескольких территориальных единиц, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью (некоторыми суверенными свойствами).
К историческим формам сложных государств относятся: личная уния — объединение двух илинескольких государств под во главе с одним монархом. При этом субъектом международного права является не уния, а каждое из входящих в ее состав государств. Государства, входящие в состав личной унии, пользуются правом вступления в сношения с другими государствами независимо друг от друга и от унии в целом. Историческими примерами личной унии могут служить: польско-литовская уния 1386-1669 годов; англо-ганноверская уния 1714-1838 годов; нидерландо-люксембургская 1815-1890 г. и реальная уния — это объединение государств не только под властью единого главы государства, но и общими органами власти и управления, т.е. реальное объединение государств. Субъектом международного права при реальной унии выступает уния в целом, а не государства в нее входящие. Примерами реальной унии могут служить шведско-норвежская уния 1814-1905 годов; австро-венгерская с 1867 года до 1918 года; датско-исландская 1918-1944 годов.
|
|
Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции и др.) являются субъектами федерации и, имея свое административно-территориальное деление, обладают определенной самостоятельностью.
Субъекты федерации как правило не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешних сношениях, и тем самым, не являются субъектами международного права.
Как указано в ст. 10 Конституции США, ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации. Ни один штат не может без согласия Конгресса заключать соглашения или конвенции с другим штатом или иностранной державой.
Однако, существует несколько федераций, субъекты которых обладают правом заключать международные соглашения по весьма ограниченному кругу вопросов (пограничные, культурные, полицейские, экономические связи) под контролем федерального правительства. К ним относятся, ФРГ, Швейцария, Австрия и Канада.
Международная деятельность субъектов федераций развивается в следующих основных направлениях: заключение международных соглашений; открытие представительств в других государствах; участие в деятельности международных межправительственных организаций макро— и субрегионального характера (например, Союз регионов Европы, движение Еврорегионов и т.д.).
В конфедерации государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Сохраняя суверенитет, государства-члены конфедерации являются субъектами международного права. Осуществление своих полномочий в международной сфере они могут в той или иной мере передавать конфедерации. Конфедерация как таковая, может, наряду с государствами выступать субъектом международного права, если при ее создании государства-члены возложили на конфедерацию осуществление определенных задач в области международных отношений.
Например, согласно Союзной конституции Швейцарской конфедерации 1874 г., 22 суверенных кантона создали Союз, который являлся конфедеративным государством. Только этот Союз имел право объявлять войну и заключать мир, а также заключать союзы и договоры с иностранными государствами. В виде исключения кантоны сохраняли право заключать с иностраннымигосударствами договоры по вопросам, касающимся публичного хозяйства, местных пограничных отношений и полиции.