Приемы ввода имплицитной информации

Задание 2.

Задание 1

Какие пресуппозиции содержатся в следующих рекламных текстах?

*Вольво – автомобиль, который может вернуть вам доверие к машинам.

* Фотоаппараты Conica. Пора привыкать к хорошему…

* Наконец у нас появился… (отличный оператор мобильной связи, новый сорт пива и т.д.)

Ваш любимый «Активия» стал еще вкуснее!

Выявление имплицитной информации требует некоторого усилия мысли. Знание, полученное своим интеллектуальным трудом, легче становится своим, «приватизируется». Таким образом, затраты интеллектуальных усилий создают предпосылки для «безболезненного» присвоения нового знания, оно становится субъективно близким (это научно объяснимо с точки зрения психологии). Таким образом происходит присвоение, «приватизация» знаний. Этот когнитивный механизм активно эксплуатируется в целях воздействия: отправитель сообщения заставляет адресата как бы самостоятельно, без давления извне проделать интеллектуальную работу, вследствие которой тот получает необходимый вывод.

Извлечение скрытой информации имеет также определенную ценность в плане повышения интеллектуальной самооценки адресата: я понял подтекст! Мы с отправителем сообщения говорим на одном языке!

Ср. рекламу автомобиля «Крайслер Вайпер» (пример Ю. Пироговой):

Автомобиль «Крайслер Вайпер»: Мест не более чем для двоих. Вообще нет места для багажа. Нет боковых окон. Нет внешних дверных ручек. Нет зеркала заднего вида. Цвет только красный. И мы еще имеем наглость просить за него 215 тысяч баксов!

Какой вывод должен «вытащить» адресат этого сообщения? Это роскошный автомобиль, а не «средство передвижения», как в романе Ильфа и Петрова.

Этот механизм – внедрения нового знания имплицитно – активно используется в разных типах аргументации для повышения эффективности речевого воздействия. Чем это обусловлено?

1. Имплицитная информация не осознается адресатом и, следовательно, не подвергается критической оценке.

2. Процесс извлечения скрытой информации происходит в сознании говорящего, и поэтому воздействие не воспринимается как влияние «извне».

3. Автор сообщения редко несет ответственность за имплицитно переданную информацию, поэтому его трудно привлечь к ответственности за нарушения каких-либо законов («О рекламе, «О выборах»).

Но бывают и исключения. Например, в ходе дополнительных выборов в Государственную Думу кандидатом был брат погибшего депутата В. Веретено – Александр. Политтехнологи использовали следующий аргумент – слоган: «Прийти на выборы – наш долг перед В. Веретено». По сути, вопрос заключался не в том, должны ли избиратели что-то В. Веретено, а в том, что участие в выборах – дело добровольное. Облизбирком подал протест в связи со скрытым воздействием на избирателей..

Познакомьтесь с фрагментом статьи «Жить стало лучше, жить стало веселей». Определите, каким способом производитель вводит в сознание покупателей новое знание о «масле мягком».

«Масло мягкое» появилось на прилавках магазинов лет пять назад и уже успело завоевать сердца и желудки многих покупателей. Впрочем, до популярности этого продукта на Западе, где «масла мягкие» занимают 80% рынка, мы пока не дотягиваем. Это не случайно – нашему потребителю до недавнего времени было просто не до своего здоровья. Это западный потребитель, куда более продвинутый, грамотный, иногда доходит в заботах о собственном здоровье, как нам кажется, до абсурда, трясясь над лишними килограммами, переживая из-за холестерина и избегая животных жиров.

Если говорить о мягких маслах нашего производства, то их главная проблема – в огромной популярности. Поэтому-то и обрушился на них мутный поток информационных «запуток». Мы честно и открыто предлагаем потребителю «масло мягкое», с нашей точки зрения, это идеальная альтернатива сливочного или коровьего масла, обладающая его полезными качествами и лишенная его вредных качеств.

Покупателю я советую одно: не пользоваться подделками! В частности, не доверять слепо слухам и сплетням. А кроме того, выбирать продукты по своему вкусу, по своим потребностям. Если ни цена, ни лишние калории не смущают, выбирайте традиционное сливочное масло. Но мы, анализируя то, как развивается мировой рынок, каким продуктам отдают предпочтение заботящиеся о своем здоровье западные потребители, уверены, что будущее принадлежит именно новым продуктам. Сегодня «масло мягкое» выигрывает у сливочного во многом благодаря том, что первое дешевле. Но одним из самых отрадных признаков является рост популярности наших марок у среднего слоя, у тех, кто выбирает, исходя не из финансовых соображений, а с учетом пользы для здоровья.

Итак, основная функция аргументации – обоснование введения новых знаний, облегчающее их «присвоение». Как это делается?

Существует целый спектр приемов неявного введения нового знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: